Китай принял масштабный закон о внешней политике, объединяющий множество инструментов для противодействия западным государствам и расширяющий воинственную позицию китайского лидера Си Цзиньпина, направленную на утверждение Пекина на мировой арене. Об этом сообщает Bloomberg.
Принятый с заявленным намерением защитить национальную безопасность и интересы развития Китая новый закон не предусматривает создания новых механизмов реагирования на рост геополитических вызовов, таких как экспортный контроль над передовыми технологиями во главе с США.
В то же время он акцентирует внимание на уже существующем инструментарии Пекина, закрепляя его в юридическом документе наряду с двумя внешнеполитическими инициативами Си. Глобальная инициатива безопасности и глобальная цивилизационная инициатива закреплены в законе, одобренном постоянным комитетом Всекитайского собрания народных представителей в среду, 28 июня.
США ввели санкции против ряда китайских компаний и чиновников, обвиняя их в причастности к нарушениям прав человека. В октябре прошлого года администрация президента США Джо Байдена также усилила ограничения на экспорт американских микрочипов в Китай.
Пекин отказывается возобновить коммуникацию на высоком уровне с американскими вооруженными силами, пока Вашингтон не отменит санкции против министра обороны Китая Ли Шанфу.
Хотя новый закон направлен на правительственные учреждения, в нем отмечено, что ведение внешних отношений подпадает под руководство Коммунистической партии. В последние годы Си усилил контроль партии над государственными органами, консолидируя власть.
Главный дипломат Китая Ван И назвал этот закон "важной мерой по укреплению централизованного и единого руководства ЦК Коммунистической партии над внешними делами".
Профессор Денверского университета Суйшен Чжао считает, что документ больше похож на внешнеполитическую декларацию Си, чем на новое законодательство.
"Это персонализация китайской внешней политики через юридический процесс. Закон ясно указывает на то, что партия отвечает за внешнюю политику, а Министерство иностранных дел и Государственный совет являются исполнительными органами", - пояснил Чжао.
Си годами пытался найти ответ на американские санкции, тарифы и экспортный контроль, который позволил бы Китаю выглядеть жестким, не отпугивая при этом иностранные компании. Хотя Пекин разработал "список ненадежных субъектов", закон об иностранных санкциях и закон о национальной безопасности Гонконга, они не были использованы в полной мере.
К примеру, решение Пекина в начале этого года внести Lockheed Martin Corp. и дочернюю компанию Raytheon Technologies Corp. в “список ненадежных субъектов” было в значительной степени символичным: эти два американских оборонных подрядчика не имеют значительного бизнеса в Китае.
Наиболее значимое действие Китая произошло в прошлом месяце, когда он запретил национальным операторам ключевой инфраструктуры покупать продукцию Micron Technology Inc. - аккуратный шаг, поскольку замену чипам памяти этой компании можно легко найти у местных поставщиков. В последние годы Пекин также ввел санкции против лиц, включая бывшего госсекретаря США Майкла Помпео, имеющих незначительные связи с китайской экономикой.
Еще одним сигналом о проблемах, с которыми столкнулся Си в ответ на американские ограничения, стало то, что высший законодательный орган Китая отложил предложение ввести антисанкционный закон в отношении Гонконга. Бизнес-лидеры финансового центра выразили обеспокоенность тем, что закон может позволить Пекину изымать активы у субъектов, выполняющих санкции США. Финансовые учреждения Гонконга зависят от доллара и соблюдают санкции Штатов.
Пекин также избегает нарушения санкций США из-за войны России против Украины, опасаясь негативных последствий для собственной экономики и компаний.
Более глубокая координация
Закон призывает государственные органы, ответственные за реализацию видения Си, усилить межведомственную координацию и сотрудничество для обеспечения выполнения ответных мер. Государственный совет Китая, координирующий работу министерств, уполномочен "создавать соответствующие рабочие учреждения".
Законодательство содержит ряд других положений, некоторые из них также перекликаются с существующими нормами. Оно требует, чтобы иностранные граждане и организации в Китае "не угрожали национальной безопасности страны, не подрывали социальные и общественные интересы и не нарушали социальный и общественный порядок".
В законе также добавляется, что Китай стремится к открытости по высоким стандартам, защищает входящие иностранные инвестиции и поощряет внешнеэкономическое сотрудничество. Это перекликается с регулярными обещаниями Си и премьер Китая Ли Цяна о том, что Пекин остается открытым для иностранного бизнеса.
За десять лет Китай стал другим. И дело не в показателях роста ВВП. В первую очередь речь идет о внешней политике и дипломатии, явно свидетельствующих о глобальных амбициях Китая во главе с Си Цзиньпином, желающего «взрастить сад мировой Си-вилизации». Как на это смотрят США, Япония и Индия? Какое место во всей этой геополитике отведено России? Читайте статью посла Украины в Японии Сергея Корсунского «Удастся ли Китаю построить мировую Си-вилизацию?».