Парламентский кризис, поразивший Верховную Раду в последние дни уходящего 2003 года, на неопределенное время парализовал законотворческий процесс. В частности, в обусловленный срок не был рассмотрен во втором чтении проект Закона «О развитии автомобильной промышленности Украины» (№3677), направленный на адаптацию законодательства к нормам и принципам ВТО и ЕС и на развитие в стране полноценного автомобильного производства. Этот закон вызывает резко негативную реакцию представителей так называемого «отверточного» бизнеса. Они стремятся максимально использовать полученную отсрочку, чтобы в очередной раз доказать общественности его лоббистский характер, потенциальный вред для экономики и промышленности страны. Но и в дополнительное время им не удается привести более или менее веские аргументы для обоснования своей позиции.
«ЗН» неоднократно выступало с публикациями по этой теме, давало возможность высказаться по ней как приверженцам, так и оппонентам законопроекта 3677. Однако непрекращающаяся дискуссия по казалось бы абсолютно ясным вопросам толкает к продолжению разговора.
Производители и импортеры-сборщики («отверточники») на автомобильном рынке Украины представляют собой две противоположные по интересам группы. Привести их интересы к общему знаменателю так же невозможно, как использовать в одной упряжке коня и трепетную лань. То, что выгодно для полномасштабного производителя, как правило, «несъедобно» для сборщика, а деятельность последнего становится костью в горле не только производителю, но и официальному импортеру, работающему в законодательном поле. И ни один, даже очень сбалансированный, законопроект полностью не удовлетворит всех участников рынка. В таких условиях государство должно взять на себя смелость определить наиболее целесообразную для него законодательную инициативу, самую выгодную для страны, ее экономики и населения.
Если уж говорить о лоббировании, то оно исходит от тех, кто, без излишней скромности называя себя производителями, на самом деле занимается импортом, камуфлируя его крупноузловой сборкой автомобилей. И таким действиям, несомненно, должен быть противопоставлен государственный протекционизм, направленный на развитие полномасштабного производства, обеспечивающего ощутимый доход в государственную казну, увеличение количества рабочих мест и загруженность предприятий-смежников. Именно на это направлен законопроект 3677, и только с позиции общегосударственных интересов следует его оценивать, не идя на поводу у лоббистов, которые строят свое отношение к тем или иным законодательным актам, исходя из их выгодности для собственного бизнеса.
Определяющим в законопроекте 3677 является установление принятых в мировой практике условий предоставления предприятиям льгот. Речь идет о критерии, по которому определяется страна происхождения автомобилей и комплектующих изделий. Согласно законопроекту, происхождение автомобиля или комплектующего изделия следует считать украинским, если доля узлов и деталей отечественного производства в его конечной стоимости превышает 50%. Отдельно для автомобилей предусмотрено и обязательное выполнение определенных технологических операций (сварка, покраска, обустройство кузова и сборка автомобиля). Выполнение этих условий дает предприятию право на получение льгот по ввозной пошлине на комплектующие и оборудование, а также по налогообложению прибыли при ее реинвестировании в производство. Применение критерия происхождения — сегодня едва ли не единственный приемлемый для Украины рычаг стимулирования развития автомобильного производства и основание для предоставления предприятиям налоговых льгот. Ведь в ходе переговоров о вступлении в ВТО Украина отказалась от норм по локализации и требований к минимальному размеру инвестиций. Если отказаться от этого критерия при формировании законодательного поля, Украина превратится в страну крупноузловой сборки, к чему, собственно, и призывают «отверточники», предлагая взамен снизить до нуля ставки ввозной пошлины на машинокомплекты, все узлы и комплектующие не только к автомобилям, но и к тракторам и даже к бронетехнике. Еще бы, ведь тогда льготами на вполне «законных» основаниях сможет воспользоваться любая СТО. А полномасштабное производство, между тем, благополучно «почиет в бозе», поступления в бюджет от автомобилестроения упадут до нуля и сотни тысяч (!) людей лишатся работы.
Важным в законопроекте 3677 является также то, что воспользоваться его преимуществами смогут такие предприятия, как КрАЗ, ЛуАЗ, ЛАЗ, ЗАЗ, «Черкасский автобус», заводы «Авиант», Южмаш, Киевский мотоциклетный, десятки производителей комплектующих и запасных частей. Причем воспользоваться сразу же после введения закона в действие. Производители, которые со временем организуют выпуск продукции, соответствующей критерию происхождения из Украины, также получат все полагающиеся преференции. Они будут иметь возможность увеличить объемы производства, модернизировать действующие и создать новые производственные мощности, сохранить существующие и организовать новые рабочие места. А после вступления Украины в ВТО будут кровно заинтересованы в адаптации производства к принятым в мире техническим стандартам, развитии собственного производства автомобилей, материалов и комплектующих, ориентируясь на освоение внутреннего, а главное — внешних рынков. Это — сотни миллионов гривен дополнительных поступлений в государственный и местные бюджеты, сотни тысяч новых рабочих мест во всех регионах страны. Но, вопреки очевидному, оппоненты законопроекта упорно продолжают обвинять его авторов в попытке монополизации отечественного авторынка.
Возьмем, к примеру, два предприятия — ОАО «Луцкий автомобильный завод» и ЗАО «Черкасский автобус». На ЛуАЗе сейчас собирают автомобили «ВАЗ» из машинокомплектов российского происхождения и украинские автомобили «ЛуАЗ». ЗАО «Черкасский автобус» выпускает автобусы «Богдан» украинского происхождения с использованием комплектующих Isuzu. После введения Закона «О развитии автомобильной промышленности Украины» в действие оба эти предприятия смогут воспользоваться налоговыми льготами, которых до сих пор не имели. В частности, они будут освобождены от уплаты налога на прибыль, реинвестируемую в развитие производства, и уплаты ввозной пошлины на комплектующие и производственное оборудование. Кроме того, спрос на их продукцию увеличится в связи с ее удешевлением. В том числе и на российские автомобили, которые составляют 99% продукции ЛуАЗа — благодаря возрастанию цен на автомобили, импортируемые из других стран.
Неудивительно, что основными оппонентами законопроекта 3677 являются представители коммерческих структур, занимающихся главным образом отверточной сборкой автомобилей. Среди них, в частности, ЗАО «Еврокар» и ЗАО «Кременчугский автосборочный завод» — КрАСЗ (не путать с ХК «АвтоКрАЗ», для которого принятие нового закона означает возрождение былой мощи). Хотя законопроект отнюдь не ухудшает условия деятельности этих предприятий, а наоборот — создает условия для перехода от сборки к полномасштабному производству. Тот же КрАСЗ при желании сможет воспользоваться инновационными льготами согласно новому закону после введения его в действие. Но они видят в нем только угрозу, видимо, потому что не ориентированы на такое производство. Отверточная сборка не требует привлечения больших средств, создания масштабных производственных площадей и более или менее значительного количества рабочих мест. Зато дает возможность получать миллионные прибыли в обход действующего законодательства и во вред полномасштабным производителям и импортерам, чьи цены на автомобили не могут конкурировать с ценами «отверточников».
Вызывает удивление, что по одну с ними сторону баррикады оказались представители ЛуАЗа и «Черкасского автобуса», перед которыми принятие «Закона о развитии автомобильной промышленности Украины», несомненно, открывает большие перспективы. Надо полагать, у них особые мотивы. Если же говорить об оппонентах законопроекта 3677 в целом, то невольно приходишь к выводу, что их главная цель — препятствовать принятию в Украине цивилизованных методов регулирования автомобильной промышленности и рынка, не допустить возрождения и развития полноценных автомобильных заводов, конкурировать с которыми сборщики никогда не смогут.
Можно иметь различные мнения о конкретном законопроекте. Но, анализируя его целесообразность, следует в первую очередь оценивать ту пользу, которую он несет государству, его отношениям с международным сообществом, экономике и промышленности страны. А не те неудобства, которые возникают для отдельных игроков рынка, предпочитающих легкие «сборочные хлеба» полноценному производству. Если Украина не желает превратиться в страну «отверточной» сборки, а намерена воссоздать полноценную автомобильную промышленность, которая станет локомотивом развития национальной экономики, законопроект 3677 должен стать тем инструментом, который поможет ей достичь этой цели.