Статистические сводки, демонстрирующие состояние дел на американском автомобильном рынке, представители «детройтской тройки» давно уже остерегаются просматривать на ночь. Однако результаты июльских продаж способны лишить их не только сна, но и аппетита.
Главная новость месяца — выход Toyota Motor на второе место. Сейчас этот японский концерн по количеству проданных в США автомобилей уступает лишь General Motors, и впервые в истории обошел Ford (продав всего лишь на 487 авто больше). Собственно, о том, что Ford слетит со своей второй позиции, эксперты предупреждали давно. Однако даже они не предполагали, что это произойдет настолько быстро.
Экспансия японских автомобилей на рынок США началась еще в 1957 году, когда крупнейшие американские производители автомобилей гордо именовались «большой тройкой», и удерживали львиную долю рынка. Первый прорыв японского концерна в тройку лидеров произошел в 2003 году, когда Toyota по объемам продаж в США впервые обошла DaimlerChrysler. Теперь эта компания и вовсе оказалась на пятом месте, пропустив вперед еще одного «японца» — Honda. Общая же доля проданных в июле в США автомобилей американского производства сократилась до исторически низкого уровня в 52% (всего лишь год назад она составляла 61%), а доля «азиатов» выросла до 41,4%. Данные же американского агентства R.L.Polk and Co и вовсе демонстрируют, что «иностранцам» удалось захватить даже больше половины американского рынка — 52,9%. Правда, эта статистика отражает только автомобили, покупаемые в личное пользование, а учет корпоративных продаж, на которые в США приходится 30% от общего объема, помогает несколько подсластить пилюлю.
Впрочем, достаточно удручающей выглядит не только сегментация автомобильного рынка, но и его общая динамика. Суммарный объем проданных машин упал на 17,6%, и наибольший спад показал DaimlerChrysler — 37% по сравнению с предыдущим годом. «Глубина падения» Ford составила 34%, GM — всего лишь 19,5. Последней компании даже удалось несколько увеличить свою долю на рынке — с 22—24% в первой половине 2006 года до 27% в июле. Больше всего сократились объемы продаж пикапов — на 34,5%, причем для американских автомобилей этот показатель достигает 44%.
На этом фоне темпы роста объемов продаж, которые демонстрируют «японцы», выглядят еще более впечатляющими — 12% для Toyota, 6% — для Honda и 20% — для Nissan. Беспрецедентный рост цен на бензин заставляет американцев отказываться от любимых прожорливых джипов и седанов и пересаживаться в маленькие экономичные японские автомобили, которые, к тому же, все чаще оказываются оборудованы двигателями, работающими на альтернативных видах топлива. Снижение объемов продаж «детройтской тройкой» отмечается четвертый месяц подряд, зато японцы наращивают свои показатели непрерывно в течение 12 месяцев.
Естественно, снижение объема продаж самым непосредственным образом сказывается и на финансовых показателях компаний. Убытки GM за второй квартал этого года оцениваются в 3,1 миллиарда долларов, Ford — в 123 миллиона. С этими показателями резко контрастируют достижения DaimlerChrysler, которому удалось удвоить квартальную прибыль, доведя ее до 1,8 миллиарда евро против 737 миллионов, полученных во втором квартале 2005 года. После слияния в 1998 году американского Chrysler и немецкого Daimler-Benz новый концерн пережил немало сложных моментов, однако его последние убытки за квартал были зафиксированы еще в 2003 году. Правда, такое финансовое благополучие определяется прежде всего участием в European Aeronautic Defense & Space, который производит двигатели для аэробуса. А еще хорошими показателями продаж Mercedes, которые увеличились на 6% и принесли прибыль в 807 миллионов евро (по сравнению с 12 миллионами годом раньше). Продажи же Chrysler сократились на 9%, а операционная прибыль этого подразделения снизилась на 91%.
Американские производители автомобилей предпринимают титанические усилия, чтобы отстоять свое место под солнцем на американском рынке, закрывая заводы, сокращая рабочих, реорганизуя производство и запуская новые модели. Однако, учитывая жесткую конкуренцию со стороны не только японских, но корейских и даже китайских компаний, а также общее ослабление американской экономики и вероятный дальнейший рост цен на нефть, особых надежд на ближайшее светлое будущее возлагать не приходится. Тем не менее эксперты считают, что в 2007 году «детройтская тройка» сможет несколько восстановить свою пошатнувшуюся репутацию за счет целого ряда новых наработок, а в 2009 году начнет, возможно, приносить свои плоды болезненная реорганизация.