ВИРТУАЛЬНОЕ БУДУЩЕЕ СТАНОВИТСЯ РЕАЛЬНЫМ МОЖНО НАДЕЯТЬСЯ, ЧТО ЭКОНОМИКА «ЭЛЕКТРОННОЙ УКРАИНЫ» БУДЕТ БОГАЧЕ И ЭФФЕКТИВНЕЕ ЭКОНОМИКИ УКРАИНЫ СЕГОДНЯШНЕЙ

Поделиться
В конце июля Государственный комитет связи и информатизации готовится представить на суд общественности программу «Электронная Украина»...

В конце июля Государственный комитет связи и информатизации готовится представить на суд общественности программу «Электронная Украина». Она призвана облегчить интеграцию нашей страны в мировое информационное общество и несет в себе наиболее передовой мировой опыт его построения. Осенью эта программа будет обсуждаться и приниматься парламентом Украины. Возможно, что уже следующий год наша страна встретит на совершенно новом этапе своего развития — электронном. Чтобы к намеченной на конец этого года международной встрече на высшем уровне, организуемой ООН и посвященной основам функционирования мирового информационного сообщества, прийти уже передовой «электронной державой».

Немного об истории становления самого понятия «информационное общество». Четверть века назад информационные технологии и телекоммуникации существовали как два направления развития высоких технологий. Каждое из этих направлений имело свои задачи. В рамках информационных технологий совершенствовались программное обеспечение, вычислительная техника, шел поиск эффективных способов ее применения в различных областях науки, экономики и управления. В рамках телекоммуникаций шло совершенствование технологий передачи голоса на расстояние — телефонии и радиосвязи. Соприкосновение информационных технологий и телекоммуникаций, конечно, происходило и тогда — компьютеры телефонных компаний обрабатывали данные о разговорах клиентов, в крупных научных и военных центрах существовали компьютерные сети. Однако о серьезной интеграции этих двух направлений речь не шла.

Первым шагом к интеграции стало появление в конце семидесятых годов персональных компьютеров. С их выходом на рынок каждый пользователь «персоналки» выделился в отдельное звено, стал центром небольшого, но независимого электронного пространства. С появлением персональных компьютеров компьютерные сети перестали быть прерогативой крупных исследовательских центров, зато стали, можно сказать, предметом домашнего обихода и орудием труда в многочисленных офисах. Появилась необходимость в передаче данных между ними. Первой инфраструктурой передачи данных стали существующие телефонные сети — таким образом, у телекоммуникационной отрасли появилась новая задача. Способы передачи данных в компьютерных сетях совершенствовались, появилась необходимость создания универсального протокола, который бы интегрировал в себе все существующие виды передачи информации. Это привело к созданию IP-протокола — возможно, одного из величайших изобретений современности.

Появился Интернет — единое информационное пространство, к которому получили доступ все сети. В этом пространстве начинает формироваться контент, собственно, информационный ресурс. С развитием контента объемы передачи данных средствами телекоммуникаций растут, и отрасль вынуждена совершенствовать применяемые в ней технологии.

Голосовая связь при этом также не стоит на месте. Появляется цифровая связь, беспроводная, а позже — сотовая и спутниковая связь. Потребитель услуг связи становится независимым, он не привязан телефонным кабелем к какому-то конкретному месту — может свободно перемещаться в пространстве. В этом же направлении идет эволюция персональных компьютеров — с начала девяностых годов на рынке наблюдаем бум мобильных компьютеров, ноутбуков. К концу 90-х годов у пользователей информационных услуг появляется реальная возможность выйти за рамки традиционных мест их потребления — дома и офиса. Мобильный офис — ноутбук, оснащенный модемом, и присоединенный к нему мобильный (тем более спутниковый) телефон — позволяет человеку быть «на связи» и «в курсе событий» независимо от положения в пространстве: будь он на пикнике, в путешествии, в командировке. Еще одним направлением сращивания информационных и телекоммуникационных технологий является развитие коммуникаторов — карманных компьютеров с функциями мобильного телефона, и смартфонов — мобильных телефонов с функциями карманного компьютера. Таким образом, направления технологий как бы ставят задачи друг перед другом и решают их.

Наиболее распространенные на начало XXI века технологии беспроводной связи все же достаточно медленны и не позволяют мобильному офису осуществлять обмен информацией с мировыми информационными сетями с такой же скоростью, как и проводные технологии. Мобильный офис позволяет читать электронную почту и получать другие виды текстовой информации, однако получение аудио- и видеоинформации (и даже графики) остается проблематичным. Задача скоростной беспроводной передачи данных стала основной для перспективной технологии мобильной связи третьего поколения — 3G. 3G — уже не просто связь, а первая интегрированная информационная и телекоммуникационная технология. Она позволит человеку в любом месте иметь доступ к любой информации, осуществлять необходимое ему общение, обмен информацией, который необходим для работы.

Все эти технологические новшества приводят к изменению самого подхода человека к окружающему миру. Человек, информационно не привязанный к офису и дому, начинает жить в электронном мире. Он получает электронную информацию, осуществляет электронное общение, совершает электронные покупки, выполняет электронную работу. Человек как бы находится внутри электронного образа, электронного пространства. Это скажется даже на оплате этой технологии — человек будет платить деньги не за связь между географическими точками, как сейчас, а за конкретные электронные сервисы, которыми пользуется. Таким образом, появились понятия «электронный мир» и как производная «электронная Европа», «электронная Россия» и, соответственно, «электронная Украина». То есть это электронная среда, в которой житель этой страны может осуществлять все свои обычные взаимоотношения с окружающим миром — работать, общаться, контактировать с государственными структурами и тому подобное.

Для создания такой электронной среды необходимы несколько условий, подробнее о которых мы расскажем ниже. Главное из них — развитая современная телекоммуникационная инфраструктура, обеспечивающая передачу необходимых объемов данных. Второе — собственно информационные ресурсы, торговые площадки, средства общения, электронные представительства субъектов реального государства — от отдельных жителей и предприятий до органов государственного управления. Эти информационные ресурсы должны быть структурированы, в некоторой степени стандартизированы, должны обеспечивать защиту прав каждого конкретного гражданина. Взаимодействие всех этих компонентов и есть «электронная Украина». Таким образом, для реализации описанной выше картины государство должно предпринять ряд шагов, в первую очередь по созданию базовой телекоммуникационной инфраструктуры. Информационное наполнение осуществляется по мере необходимости, хотя оно тоже требует определенного финансирования.

В Европе и России уже действуют государственные программы «Электронная Европа» и «Электронная Россия». В настоящий момент Государственный комитет по связи и информатизации разрабатывает подобную программу и для нашей страны. Программа эта будет опубликована в ближайшее время. В ней будут отмечены приоритетные направления создания в Украине электронной рабочей среды, на которых должно быть сконцентрировано государственное финансирование. Главным приоритетом, тем не менее, является развитие телекоммуникационной инфраструктуры, доведение ее до европейских стандартов, обеспечение возможности осуществлять передачу данных в объемах, больших, чем передача голоса. Эта новая инфраструктура также должна быть готова к переходу на новый протокол Интернет.

Основой этой инфраструктуры может стать мультисервисная АTM-сеть, которую в августе текущего года намерен открыть украинский национальный оператор связи «Укртелеком». Эта сеть, пропускной способностью 155 Мбит/с, свяжет основные областные центры Украины (Киев, Днепропетровск, Донецк, Харьков, Одессу, Львов). Такая пропускная способность достаточна для реализации любых современных телекоммуникационных услуг. Иными словами, в Украине будет создана сеть электронных магистралей (дорог), по которым можно пускать любые электронные автомобили. Эта сеть дорогостоящая, и ни один негосударственный оператор связи не может сегодня позволить себе такие затраты. То есть пока существующие частные телефонные компании и Интернет-провайдеры снимают сливки с наиболее выгодных рынков мобильной, международной связи и услуг Интернет, «Укртелеком» создает действенную инфраструктуру для электронного будущего нашей страны. В то же время, контент, которым должна быть наполнена эта сетевая инфраструктура, собственно информационные ресурсы, большей частью будут создаваться по мере формирования спроса на них. В этой сфере несколько больше свои условия будет диктовать рынок.

Какова выгода от создания «электронной Украины»? Получит ли государство отдачу от многомиллионных вложений в телекоммуникационную инфраструктуру, или создание ее — лишь дань стремлению не отстать от европейских стран? Хотя, надо сказать, вопрос интеграции Украины в Европейский Союз достаточно важен, чтобы вкладывать в него значительные средства. Раз Украина заявила, что намерена интегрироваться в европейское сообщество, значит она должна играть по европейским правилам, в том числе в вопросах создания своего электронного пространства. С другой стороны, и ниже об этом будет сказано подробнее, создание механизмов электронного правительства позволит государству более эффективно взаимодействовать со своими гражданами — экономический эффект от этого трудно просчитать, однако он несомненен. И, наконец, часть ресурсов созданной государством для реализации своего электронного образа инфраструктуры передачи данных может быть напрямую передана в коммерческое использование — для доступа в Интернет коммерческих структур и граждан, для реализации проектов 3G-связи, для размещения коммерческого контента. В этом случае государство будет иметь прямую прибыль, которая, при грамотной продаже ресурсов, может окупить затраты на создание такой инфраструктуры.

Создание базовой телекоммуникационной инфраструктуры должно учитывать принципы опережающего развития. Украине нет смысла повторять все эволюционные шаги, которые совершали цивилизованные страны в области развития телекоммуникаций и информационных технологий. Например, весь мир сначала осуществлял переход от аналоговой связи к цифровой, а сейчас пакетная передача данных развивается опережающими темпами. Таким образом, Украине имеет смысл оптимизировать развитие IР-сети, мультисервисных сетей и цифровой телефонной связи. Приоритетом должно стать и развитие беспроводной связи, так как во многих цивилизованных странах количество пользователей мобильной связи уже превышает количество пользователей обычных телефонов. Однако там, где проводная инфраструктура уже существует, например, в крупных городах, оптимальным является внедрение современных цифровых АТС, и они могут решить многие насущные проблемы. Аналогично, в области собственно информационных технологий, Украина может не вкладывать средства в создание мощных серверных вычислительных центров — мировая практика показывает, что они постепенно заменяются распределенными сетями хранения и обработки данных. То есть вложения должны изначально осуществляться в технологии завтрашнего дня.

Можно выделить несколько первоочередных необходимых условий создания «электронной Украины». Первое — нормативно-правовое. Известно, что существуют два модельных европейских закона, рекомендуемых для принятия всем странам, которые намерены интегрироваться в европейское электронное пространство. Это закон об электронной коммерции и закон об электронной цифровой подписи. Некоторые страны принимают эти законы без изменений, другие же вносят в них коррективы, отражающие различные национальные особенности. В Украине на основе этих модельных законов созданы два законопроекта — «Об электронном документообороте» и «Об электронной цифровой подписи». Они не идентичны европейским модельным законам. Насколько внесенные в них коррективы жизнеспособны — покажет время. Первый из них уже прошел два чтения в парламенте и, возможно, осенью будет принят, второй также будет вынесен на рассмотрение парламента. Кроме этого, к рассмотрению парламентом подготовлены еще два важных законопроекта — «О деятельности в сфере информатизации» (вводящий такие фундаментальные понятия как информационный ресурс, собственник информационного ресурса, администратор информационного ресурса) и «О защите персональных данных». Эти законопроекты осенью также будут предложены на рассмотрение в парламент. Их принятие сделает более эффективной экономику государства в целом, так как вести дела посредством Интернета гораздо быстрее и менее затратно. Пока же главным препятствием этому был неопределенный статус электронной подписи и электронного документа. После принятия этих законов телекоммуникационная отрасль станет востребована для предоставления новых услуг, что приведет к дополнительному притоку инвестиций в нее.

Важным фактором, стимулирующим развитие информационных технологий, является рост экономики в целом. Как показывает опыт последних десятилетий, именно развитие информационных технологий определяло стабильный рост экономики США и западных стран. Именно информационные технологии обеспечивали рост производительности труда в западной экономике. Признание этого факта и привело к осознанию перспективы информационного общества в мире в целом. С другой стороны, информационные технологии выступают средством тонкого управления масштабными финансовыми и производственными ресурсами экономики развитых стран. Когда таких ресурсов нет в наличии — необходимость в информационных технологиях уменьшается. Это особенно заметно в периоды кризисов — тогда в первую очередь сокращаются расходы на развитие информационных технологий. Украина в последние годы переживала тяжелый кризис. По оценкам экспертов, он превышал «Великую депрессию» 30-х годов в США в 2 раза по длительности и глубине. Сегодня наша страна только выходит из этого кризиса. По мере выхода и будет проявляться интерес экономики к информационным технологиям.

Не менее важное значение для построения «электронной Украины» имеет готовность населения жить в ней. На сегодня лишь менее двух процентов населения страны являются пользователями Интернета, а подавляющее большинство граждан считает это слово ругательством (сказываются последствия «кассетного скандала», когда Интернет стал одним из главных орудий в попытке добиться отставки руководства страны, и когда последнее весьма негативно высказалось в его адрес). Государственный подход к подготовке населения подразумевает прежде всего подключение к Интернету учебных заведений и подготовку учителей информатики для них. Таким образом, уже через пять-десять лет наиболее активная часть населения Украины — молодежь — будет органично вписана в электронное общество. Особая роль должна отводиться и подготовке программистов и других ИТ-специалистов. Другой аспект этой проблемы — готовность населения платить за информационные услуги. В первую очередь это, по вышеупомянутому закону, зависит от уровня жизни людей. Чем он выше, тем охотнее люди тратят деньги на информационные технологии, например, на широкополосный доступ в Интернет. Однако многое зависит и от оптимизации тарифов на связь в целом: с запланированной на ближайшее время ликвидацией перекрестного субсидирования на услуги телефонной связи произойдет насыщение рынка и, как следствие, снижение цен на информационные услуги.

Другой важный момент, связанный как с развитием телекоммуникационной инфраструктуры, так и с наполнением информационного пространства — стандартизация и сертификация применяемого при этом оборудования и программного обеспечения. Для этого государство в лице уполномоченного органа должно выработать перечень требований к ним, а также четкое описание самой процедуры сертификации. Похожие требования и процедура уже выработаны Службой безопасности Украины для оборудования, которое обрабатывает информацию, представляющую государственную тайну. Важной сферой применения информационных технологий в государстве являются электронное правление и электронная демократия. Традиционно выделяют три уровня электронного правления — электронное информирование граждан государственными органами, электронное взаимодействие граждан и госорганов и электронное обслуживание граждан государственными органами. Первый уровень и подразумевает, что власть становится более открытой для граждан. В электронном пространстве появляются издаваемые ею документы, освещаются принимаемые решения. Электронное взаимодействие включает в себя механизмы общения граждан и представителей власти в виртуальном пространстве в реальном масштабе времени: обсуждение принятых и принимаемых решений, выяснение тех или иных вопросов. В качестве примера можно привести Интернет-приемные, уже действующие на сайтах некоторых государственных органов Украины. Обратившись в такую приемную с электронным письмом, гражданин имеет возможность получить ответы на свои вопросы. И, наконец, электронное обслуживание граждан может осуществляться специальными уполномоченными на это госорганом учреждениями, в том числе на коммерческой основе. Примерами такого обслуживания может быть получение гражданами тех или иных документов, касающихся деятельности госоргана, по электронным запросам, подача электронных налоговых деклараций, электронная регистрация тех или иных правовых актов (договоров, доверенностей, прав владения собственностью). Как показывает опыт развитых стран, осуществление электронного взаимодействия граждан с органами власти может быть вдвое дешевле, чем осуществляемое с помощью реального офиса, в котором сидят живые люди.

Итак, «электронная Украина» из околоутопических разговоров постепенно становится реальностью. Возможно, это происходит благодаря тому, что государственные мужи все же осознали выгоду, которую несет для государства в целом и для них в частности ее создание. Создание «электронной Украины» — один из немногих случаев, когда рыночные структуры безусловно поддержат государство, которое они все время обвиняют в монополизме. Ибо в «электронной Украине» хватит места всем.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме