На первый взгляд сие действо ничем не отличается от очередной выставки новой техники, которые участились в последнее время с подачи «Укрзалізниці». Те же выстроившиеся в ряд ярко раскрашенные путевые машины. Министр транспорта со свитой и снующие между железнодорожниками представители средств массовой информации с разнокалиберной теле-, фото- и аудиотехникой. Но уж очень выставочные экспонаты гремели и ворочали всевозможными своими агрегатами. А объяснялось все весьма просто: железнодорожная путевая техника тут не демонстрировала свою силу, а тривиально работала. На этот раз не экспонаты приехали к зрителям, а люди прибыли на место, где прокладывался скоростной путь на магистрали Киев—Днепропетровск.
Железнодорожная техника всегда покоряла воображение своими размерами и затаенной до поры мощью, скрытой под стальным панцирем локомотива. Или же мягким комфортом, угадывающимся за прозрачными занавесками пассажирского вагона. Но путевая техника, как говорится, это нечто совсем другое. Тут и размеры, и далеко не затаенная мощь, и как бы выставленное на всеобщее обозрение хитросплетение узлов, рычагов, шлангов и патрубков таких же исполинских размеров. И все это одновременно движется, вертится, грохочет — cловом, работает. Целенаправленно и методично во что-то вгрызаясь, что-то копая, что-то втягивая в себя или укладывая на железнодорожное полотно. Причем все эти машины совместного производства австрийской фирмы «Плассер и Тойер», но собранные уже на Старокраматорском механическом заводе, выполняют строго определенные функции, связанные между собой единой технологической цепочкой. Скажем, одна из них очищает старый балласт (попросту — щебень) и перепланирует насыпь. Другая может менять шпалы, совмещая это с функциями сенокосилки и грейфера. Следующая за ней умеет стабилизировать и уплотнять щебень. А соседняя — совершенно уникальна (она действительно пока что единственная в стране) и смахивает то ли на стального слона, то ли на огромный, как и все на железной дороге, пылесос. И работает она, собственно, как пылесос: ее применение незаменимо при уборке мусора и даже щебня, особенно на мостах, при входах в тоннели.
Но весь этот грохот и мелькание не напрасны. Сразу после прохода по пути всей кавалькады движение на этом перегоне открывается с запланированной скоростью в 140 километров в час. А не через месяц обкатки и утряски пути, как при обычных до сих пор работах. И еще одна особенность: там, где работают эти желто-оранжевые монстры, полностью исключен ручной труд, без которого многие десятилетия на железной дороге не обходились.
А совсем рядом на традиционном выставочном месте вдоль платформ станции Киев-Московский выстроились вагоны и локомотивы — для них и прокладывается, собственно, этот новейший путь. Кстати, эта ставшая уже традиционной выставка также была не совсем обычной. Поскольку тут были представлены главным образом образцы наиболее массового железнодорожного транспорта — электрички и дизель-поезда.
Все собранное здесь по всем техническим и человеческим меркам давно должно было бы быть переплавлено: возраст иных вагонов достигал тридцати, а подчас и сорока лет. Но энтузиазм и руки умельцев вагонных и пассажирских депо всех дорог Украины продлили жизнь вагонам и дизелям не на один десяток лет. Эти ископаемые бывшего МПС оделись в новейшие железо и пластик, вобрав в себя последние достижения железнодорожного дизайна. Причем все эти вагоны сразу после выставки отправятся в рейсы, а некоторые представляют уже серийные (!) изделия. Как, например, пассажирский вагон, модернизированный в депо Бахмача, уже пятидесятый по счету, начиная с 2000 года.
А, скажем, депо станции Коваль готовится представить в недалеком будущем совершенно новый вагон не столько по возрасту, сколько по функциональной принадлежности. А будет этот вагон автомобильным. Но не тем, в котором из Тольятти везут к нам незабвенные «Жигули». Это будет вагон специальной конструкции, приспособленный для движения в пассажирском составе, что требует использования специальных тележек, тормозов и прочего оборудования так называемого пассажирского типа. А перевозить он будет… автомобили пассажиров, следующих рейсом, например, Киев—Львов. Так из технического решения рождается и новая услуга: вы выходите из вагона, а на привокзальной площади вас уже ожидает ваш собственный автомобиль.
На выставке были представлены и совершенно уникальные вещи. Как, скажем, электричка… с автопилотом. С его помощью выбирается наиболее оптимальный режим движения, что сказывается на экономии электроэнергии и одновременно на безопасности: в случае нештатной ситуации поезд может остановиться, опережая действия машиниста или даже без его участия.
А вот яркий пример плодотворного сотрудничества частного предприятия и государственной монополии. Научно-производственное предприятие «РОСТ», помимо предоставления нашим депо оконных блоков для производства капитальных ремонтов, совместно с Лугансктепловозом приступило к разработке нового дизель-поезда, по конструкторскому и дизайнерскому решению локомотива не имеющего аналогов в мировой железнодорожной практике.
Как бы подводя итоги выставки, министр транспорта Георгий Кирпа обобщил опыт железнодорожников Украины в обеспечении нас, пассажиров, удобными и надежными средствами передвижения в сторону дачи и прочих рекреационных мест. Так, в плане капитально-восстановительных ремонтов электричек и дизель-поездов наметилась система, а самодеятельность практически сошла на нет. Возрастает и количество цивилизованных составов: уже сегодня отремонтировано и выпущено на магистрали порядка 80 процентов дизель-поездов и более 92 процентов электричек. И это всего за три года.
Правда, возникает закономерный вопрос: откуда еще не так давно бедствовавшая железная дорога берет деньги на все новшества и модернизации?
— Прежде всего мы отказались от посредничества и бартеризации, — заметил Г.Кирпа. — И только это позволило нам получить дополнительно 7,2 миллиарда гривен прибыли, из которых в казну страны пошло 6,6 миллиарда.
Это лишний раз доказывает, что даже при наших несовершенных законах вполне возможно вести хозяйственную деятельность. И не только. Успехи «Укрзалізниці» имеют и вполне ощутимый социальный резонанс. Это и повышение заработной платы железнодорожников за последние три года более чем в три раза. И перевезенные бесплатно восемь миллионов детей в каникулярный период. И социальная помощь своим пенсионерам-железнодорожникам.
Словом, работать можно. Нужно только хотеть…