Александр Тодийчук |
Уже через день после возвращения в Киев из Брюсселя вице-премьер-министр Олег Дубина заявил, что считает презентацию нефтегазового комплекса Украины, состоявшуюся в бельгийской столице 5–7 ноября, успешной. «Я удовлетворен тем, как Европейский парламент воспринял Украину», — цитирует «ИУ» со ссылкой на пресс-службу премьера слова О.Дубины.
Непосредственный же участник этой презентации, с которым в четверг общались участники Лиги экономических журналистов, Александр Тодийчук, глава ОАО «Укртранснафта» подтвердил, что презентацию оценили достаточно позитивно и представители европейских деловых кругов. В частности, член Европарламента Гордон Адам заявил, что в ходе представления украинской нефтегазовой системы были услышаны очень важные вещи, что позволяет более детально рассматривать сотрудничество Украины и ЕС. Кроме того, по словам господина Тодийчука, Украина презентовала свой нефтетранспортный вариант, который в силу нелепых доселе обстоятельств даже не значится на картах ведущих нефтедобывающих и нефтетранспортных компаний мира.
В ходе встреч О.Дубины с вице-президентом Еврокомиссии, который курирует транспорт и энергетику, Лойлой де Паласио и членом ЕК Марго Вольстремом, занимающимся вопросами экологии, обсуждались вопросы взаимодействия Украины и ЕС в области решения экологических проблем и сотрудничества в нефтегазовой сфере. А во время посещения бельгийской компании Tractabel, голландской Damen ship-yard Okean и бельгийской Westinghouse Electric Europe украинский первый вице-премьер имел возможность ознакомиться с европейскими методами работы в сфере электроэнергетики и судостроения.
А тем временем, как сообщил А.Тодийчук, ОАО «Укртранснафта» уже в ближайшее время намерено подписать с Надвирнянским нефтеперерабатывающим заводом (ОАО «Нафтохімік Прикарпаття», Ивано-Франковская область) протокол о намерениях по строительству нефтепровода «Жулино—Надвирна», который должен стать ответвлением от магистрального трубопровода «Дружба». Ведь на этот завод до сих пор нефть доставляется в цистернах по железной дороге.
Господин Тодийчук также проинформировал о предоставлении гарантий о загрузке нового нефтепровода «Нафтохіміком Прикарпаття». Отмечая важность такой договоренности, глава «Укртранснафти» сказал, что таких гарантий не было предоставлено при строительстве ведущего к Дрогобычскому НПЗ нефтепровода «Жулин—Дрогобыч» и теперь этот нефтепровод простаивает. Впрочем, А.Тодийчук вовсе не пессимист и надеется, что этот нефтепровод будет более загружен, как только увеличится нефтеперерабатывающая мощность Дрогобычского завода.
Строительство нефтепровода «Жулино—Надвирна» (общая стоимость которого достигает 15 млн. долларов) планируется начать в конце 2001 года — начале 2002 года и завершить в течение полутора лет. Прогнозируется, что поставки нефти на Надвирнянский НПЗ в следующем году составят минимум 1 млн. тонн.
Владельцами Надвирнянского НПЗ, консолидировавшими около 70% его акций, являются компания «Уотфорд Петролеум Украина», «Альфа-Нафта» и дружественная «Приватбанку» компания «Сентоза».
Однако названные нефтепроводы-отводы — далеко не конек «Укртранснафти». Куда более ее руководству приходится заниматься проблемами в частности наполнения соединительного трубопровода «Одесса—Броды» и терминала «Южный». А чтобы качество этих объектов ни у кого из потенциальных клиентов и тем более партнеров не вызывало сомнений, «Укртранснафта», управляющая теперь всеми магистральными украинскими нефтепроводами, намерена провести тендер по выбору компании, которая застрахует по международным стандартам объекты трубопровода «Одесса—Броды» и терминала «Южный».
По словам А.Тодийчука, «Укртранснафта» также предложила Европейскому Союзу провести аудит терминала «Южный» по программе Tacis-Inogate, в рамках которой в настоящее время проводится аудит нефтепровода «Одесса—Броды».
А.Тодийчук сообщил, что пока еще не определена форма собственности консорциума, который Украина создаст на базе нефтепровода «Одесса—Броды». «Решение до сих пор не принято, но предпочтение, возможно, будет отдано консорциуму по управлению нефтепроводом с возможностью перехода в другие формы в случае его эффективной работы», — сказал глава «Укртранснафти».
Он отметил, что процесс создания консорциума идет достаточно успешно, в настоящее время с участием иностранных консультантов ведутся диалоги с заинтересованными компаниями. «Мы хотим узнать, каким они видят этот консорциум», — пояснил А.Тодийчук. Кроме того, в конце этого и начале будущего года «Укртранснафта» намерена провести ряд презентаций нефтепровода «Одесса—Броды» на европейском рынке.
Предполагается, что в декабре американская компания Halliburton на средства гранта Агентства торговли и развития США предоставит предварительные результаты исследования потребностей европейского рынка в использовании этого украинского нефтепровода. Окончательный отчет о проведенной работе Halliburton представит в январе 2002 года. Хотя в общем-то строительство первой очереди нефтепровода «Одесса—Броды» было завершено 19 августа текущего года.
Кроме того, как уже известно читателям «ЗН», Польша также весьма предметно изучает возможность продления нефтепровода «Одесса—Броды» до Гданьска. До марта 2002 года будет закончено технико-экономическое обоснование строительства нефтепровода от Брод (Львовская обл.) до Гданьска (балтийское побережье Польши). Строительство нефтепровода «Броды—Гданьск» может быть закончено в 2004 году.
О других нюансах нефтетранспортных взаимоотношений читайте в следующих выпусках «ЗН».