«Укртелекома» боятся по старинке. Оператора считают монополистом, хотя он таковым не является

23 декабря, 2005, 00:00 Распечатать Выпуск № 50, 23 декабря-30 декабря 2005г.
Отправить
Отправить

ОАО «Укртелеком», долгое время доминировавший на рынке, пока еще ежегодно увеличивает доходы, но с каждым годом утрачивает долю рынка и.....

ОАО «Укртелеком», долгое время доминировавший на рынке, пока еще ежегодно увеличивает доходы, но с каждым годом утрачивает долю рынка и... при этом продолжает оставаться в списке монополистов. Руководство «Укртелекома» уже направляло в Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) письмо с просьбой лишить компанию статуса монополиста, в качестве аргумента ссылаясь на усиливающуюся конкуренцию на направлениях международной и междугородной связи со стороны мобильных операторов. Однако АМКУ «Укртелекому» отказал. Тем самым компания лишена возможности для ценового маневра в усложнившихся условиях.

Дело в том, что статус монополиста автоматически подразумевает, в частности, жесткое регулирование хозяйственной деятельности предприятия. Например, государство устанавливает предельные тарифы на услуги связи (которые, кстати, и снижать цены позволяют не более чем на 20%). В то же время мобильные операторы всегда определяли стоимость минуты звонка самостоятельно, и в этом году их цены на международные и междугородные переговоры сопоставимы с предельными тарифами.

Реакция АМКУ, не прислушавшегося к аргументам «Укртелекома», удивила экспертов. «Чтобы приписывать «Укртелекому» монопольное положение на рынке, Антимонопольному комитету необходимо иметь очень аргументированную доказательную базу, ведь сегодня существует весьма острая конкуренция между операторами за освоение рынка», — считает Василий Хара, председатель комитета Верховной Рады по вопросам социальной политики и труда.

О том, что с каждым годом рыночная борьба в секторе телекоммуникаций усиливается, свидетельствуют следующие цифры. По данным Государственного комитета статистики, только за период с третьего квартала 2003 года (именно тогда были введены «бесплатные входящие», послужившие мощным толчком для роста абонентской базы мобильных операторов) по второй квартал 2005-го доходы «Укртелекома» от международных и междугородных переговоров в общей структуре доходов снизились с 33 до 21%.

Наблюдатели предполагают, что АМКУ в своих выводах руководствовался устаревшими данными. Действительно, «Укртелеком» и сейчас является крупнейшим оператором стационарной связи с абонентской базой 9,7 млн. пользователей. Предприятие владеет самой разветвленной сетью по всей территории страны. Однако за последние годы количество пользователей мобильной связи не просто сравнялось с количеством фиксированных абонентов. В настоящее время оба крупнейших мобильных оператора обслуживают примерно по 12 млн. клиентов. Помимо этого, «Киевстар» и UMC построили по всей стране свои собственные сети, тогда как ранее вынуждены были арендовать междугородные каналы у «Укртелекома».

«Думаю, что Антимонопольный комитет в этой ситуации допускает ошибку, оставляя «Укртелеком» в монополистах», — говорит заместитель председателя комитета ВР по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией Григорий Омельченко. — А ведь ранее, когда «Киевстар» или UMC диктовали свои условия на входящие и исходящие звонки, то со стороны Антимонопольного комитета такого реагирования не было».

«Сейчас значительно, в полтора раза по сравнению с серединой 90-х годов, упала привлекательность «Укртелекома»», — считает Владимир Лановой, советник президента Украины по приватизации, глава исследовательского Центра рыночных реформ. По его словам, компания если и является монополистом, то только на отдельных региональных рынках. Более того, подчеркнул г-н Лановой, существуют территории, где «Укртелеком» уже давно не занимает монопольного положения на рынке связи, там его доля составляет менее 30% от общего объема предоставляемых услуг. Тем не менее «Укртелеком» подпадает под законодательство об антимонопольном регулировании, поэтому инвестор обязательно будет обращать свое внимание, насколько жесткое это законодательство, насколько сильно в деятельность компании вмешиваются Антимонопольный комитет и другие госорганы, насколько оператор способен отстаивать свою позицию через суды.

В изменившихся условиях власть должна озаботиться созданием для такого важного своего актива, как «Укртелеком», как можно более благоприятных условий для развития. Пока же из-за зарегулированности крупнейший оператор фиксированной связи (получивший, кстати, недавно лицензию на связь мобильную) остается не в самом выгодном положении и не обладает достаточной маркетинговой свободой.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК