Украинцам — украинскую налоговую систему, или Государство (налоги) в смартфоне

5 октября, 2019, 10:56 Распечатать Выпуск №37, 5 октября-11 октября

Открывать законы, а не навязывать их.

Поводом к моей статье стала гиперактивность комитета Верховной Рады Украины по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики, а также статья председателя этого комитета Д.Гетманцева "Налоги: о тактике, стратегии и порядочности" (опубликованная на сайте ZN.UA 1 октября).

Я не согласен почти со всеми изменениями в налоговом законодательстве, которые надвигаются на украинцев и украинский бизнес. Речь идет не только о законопроектах 1209/1210 (которые, я знаю, затормозят рост ВВП на 1–1,5%), речь идет о стратегии тотального налогового доминирования государства над украинскими семьями и бизнесом. Как пишет идеолог этих изменений Д.Гетманцев, "и в завершение реформы (через два года) введем всеобщее посемейное (как альтернатива индивидуальному) декларирование". Здесь ключевое слово — "всеобщее". Мне кажется, что не только я не согласен с этими изменениями, — не таких изменений ждало украинское общество. С победой В.Зеленского украинцы начали верить в дружеское государство, с которым они будут общаться через смартфон, а не в новые налоговые декларации.

Сразу назову главных (явных и латентных) бенефициаров ожидаемых налоговых изменений:

1. Россия. Она получит торможение украинской экономики через налоговые удары по газодобывающей индустрии, металлургии и ІТ, т.е. по основным отраслям, являющимися конкурентами российским. Более того, она получит налоговый удар по украинским предпринимателям, которые являются опорой пассионарных украинцев и угрозой Кремлю;

2. Евробюрократы. Они пытаются навязать Украине такие налоговые процедуры и такую борьбу с потенциально возможными международными налоговыми схемами минимизации налогов, от которых уже почти 10 лет отбиваются даже страны — члены ЕС! Конкретно — в Украину не придут большие западные компании, в частности для консолидации своих прибылей в Украине. Скажу больше, — некоторые компании, как уже заявила "Бритиш Американ Тобакко Украина", уйдут из Украины именно из-за непредсказуемого налогового законодательства. Украинские банки и предприятия не смогут получить более или менее значительные кредиты от иностранных партнеров. Украина сама на себя накладывает налоговые санкции, чтобы стать мировым экономическим изгоем? А могла бы стать второй Ирландией!

3. Юридические и аудиторские компании, которые через бюрократизацию, осложнения и всеобщее, тотальное декларирование украинцами своих доходов (сейчас декларируют только государственные чиновники, политики и украинцы с несколькими источниками доходов) создадут себе многомиллиардный рынок юридических и аудиторских услуг. Эти налоговые изменения будут стоить украинцам приблизительно 10–15 млрд грн и бизнесу, очевидно, такую же сумму. Государство вместо инженеров, научных работников, культурных деятелей начнет готовить еще больше сборщиков налогов и юристов… Но знайте: в развивающихся странах — чем больше юристов, тем меньше справедливости и больше бедности.

Если с последними лоббистами и бенефициарами изменений в налоговое законодательство все понятно, то относительно России и Запада стоит вопрос: как они могут быть заодно в этой команде лоббистов налоговых изменений? К сожалению, циничные западные политики уже в унисон с Россией начали прессовать новую украинскую власть не только политически (навязали Украине "формулу Штайнмайера", угрожающую  присоединением Украины к ОРДЛО на условиях Кремля), но и экономически, через выгодные их (западному, не украинскому) бизнесу налоговые изменения. Конечно, свои агенты влияния на депутатов и общество здесь есть не только у России и Запада, но и у украинского олигархата. Но достаточно критики, далее хочу говорить о более глубоких и содержательных истинах. Уверен, они будут интересны и полезны не только украинцам, но и новой, молодой проукраинской управленческой элите, молодым народным депутатам Верховной Рады. Я почему-то верю, что антиукраинцев в ней значительно меньше, чем патриотов.

Открывать законы, а не навязывать их

Мой первый совет новым депутатам и членам правительства. Вам надо брать пример с римлян и англичан, которые сотни лет назад, после многовековых ошибок начали разрабатывать, а скорее открывать законы, исследуя реальную жизнь простых людей, бизнеса и их отношения, а не навязывать обществу волю господствующего класса, — и это дало положительный результат. Я утверждаю, что закон (в том числе новый налоговый закон) будет действовать на пользу обществу только тогда, когда он будет базироваться на традициях людей, учитывать характер народа, национальные условия ведения бизнеса, а его выполнение будет выгоднее, дешевле, удобнее, полезнее, чем уклонение от его выполнения. Законы не придумываются экспертами, юристами, профессорами, депутатами, министрами, они открываются… Если взять законы о налоговой системе, то задача экономистов — их открыть и объяснить, задача юристов — юридически оцифровать, задача депутатов — верифицировать и проголосовать, а президента — подписать.

Характер и традиции народа

Следовательно, идеальная налоговая система для украинцев должна обеспечивать финансовым ресурсом рациональные (не раздутые, не коррупционные, минимально достаточные) центральный и местные бюджеты Украины, содействовать легальному развитию бизнеса и быть справедливой. Еще раз хочу подчеркнуть: для каждой страны должна существовать своя идеальная система. Она должна учитывать характер народа, его исторические традиции, культурное развитие и некоторые другие факторы. Мой анализ и опыт свидетельствуют, что украинская налоговая система должна быть также очень простой и понятной, гарантировано неизменной в течение  10 лет, и главное — необременительной для людей и  бизнеса. Украинцы готовы только к минимальному перераспределению доходов через бюджет и Пенсионный фонд. Так было всегда со времен Киевской Руси. Если налоговая система несправедливая, тяжелая, высокомерная, нестабильная и непредсказуемая, украинцы ее игнорируют, убегают в другие страны и теневой сектор. Раньше, кстати, они убегали на Сечь. Само слово "налог"  происходит в Украине от слова "давать", "подавать". Украинцы дают средства власти для выполнения ею полезных для них функций и подают старым и обездоленным. Они, украинцы, первичны и главные, а власть — вторична. Вот как украинцы подсознательно трактуют процесс налогообложения. Власть должна это осознать и принять. Именно поэтому украинскую налоговую систему можно создавать только на украинском языке. 

В России, например, не человек, а государство первично: оно "налагает" на людей и бизнес ярмо — "дань", "оброк", "повинность". Там человек должен подчиняться любым налогам. Поэтому налоговые изменения, навязываемые украинскому бизнесу и обществу группой депутатов под руководством Д.Гетманцева, были бы одобрены в России, а в Украине они неприемлемы, причем принципиально, мировоззренчески! Не могут создавать новую налоговую систему люди, не думающие по-украински и не понимающие природу украинского общества. Они неспособны понять, что не украинцы должны отчитываться власти о своих достатках, а власть должна отчитываться перед украинцами. Мне кажется, что новый президент Украины В.Зеленский уже начал это понимать.

Основа налоговой системы Украины

И еще одно обстоятельство требует совершенно других, принципиальных изменений в налоговой системе Украины, — это война с Россией, существенным образом  повышающая риски инвестирования и ведения бизнеса в стране. Лекарством против дополнительных рисков являются только дополнительные прибыли, на которые можно рассчитывать в Украине. Это касается и иностранных, и местных бизнесменов, а последние требуют снижения налогового и регуляторного давления.

С учетом сказанного, идеальная (имманентная современному состоянию украинского общества и бизнеса) налоговая система Украины должна базироваться на следующих налогах:

1. Налог на доходы физических лиц: менее 5 минимальных зарплат — 10%; 15% на доходы, превышающие 5 минимальных зарплат. Все работающие обязательно отчисляют на собственный накопительный пенсионный счет 5% от зарплаты. Социальные взносы отменяются, Пенсионный фонд ликвидируется. Солидарные пенсии и другие социальные выплаты финансируются из государственного бюджета.

2. Налог на выплату дивидендов (выведенный капитал) — 15%.

3. Налог на продажу земли, жилья и другой недвижимости, транспортных средств — 2%.

4. Налог на продажу ценных бумаг и каких-либо имущественных прав вне биржи — 1%.

5. Налог с оборота предприятий — 5%, платится при импорте и продажах внутри страны, при экспорте налог с оборота — 2,5% (если ЕС заблокирует переход на налог с оборота, предлагаю уменьшить НДС до 15% и брать плату за сервис в размере 15% с возвращенного государством НДС предприятиям).

6. Налог на операции с офшорными территориями составляет 15% на все денежные перечисления в эти зоны, за исключением оплаты дивидендов и возврата инвестиций или кредитов.

7. Предприятие, принадлежащее к малому бизнесу (валовой доход за год меньше 5 млн евро), имеет право вести упрощенный бухгалтерский учет.

8. Предприниматели, работающие по упрощенной системе налогообложения, платят налог на доходы физических лиц на уровне 15% минимальной зарплаты и 5% отчислений на собственный пенсионный счет. Они также платят 5% налога с оборота (продаж) при условии, что он меньше 1 млн евро в год. Если оборот превышает 1 млн евро в год, предприниматель должен зарегистрировать предприятие. Все предприниматели работают с кассовыми аппаратами или их современными аналогами, бесплатно выданными налоговой администрацией.

9. Самозанятые граждане Украины, выручка от реализации продукции или услуг которых не превышает 1 тыс. евро в месяц, не облагаются налогами, они также, по желанию, имеют право не платить налог на доходы физических лиц в размере 15% от минимальной зарплаты, в таком случае пенсионный стаж им не зачисляется.

10. Акцизы и рентные платежи должны быть установлены на уровне минимальных в странах ЕС.

Все операции по налогообложению (включительно с  начислением зарплаты) осуществляются с помощью гаджетов и программ, бесплатно предоставленных налоговой администрацией. 

Остальные налоги и сборы, в частности на недвижимость, землю и депозиты, должны быть отменены, а приведенные выше — нельзя повышать минимум в течение 10 лет. Конечно, эти налоги могут быть снижены, а некоторые из них — ликвидированы. Лучше такую налоговую систему закрепить в Конституции.

Важно добавить, что предложенная налоговая система  — очень простая и технологическая, она не предусматривает налоговых деклараций и отчетов, проверок и даже контактов с налоговой администрацией. Все налоги должны автоматически начисляться и платиться в реальном времени, преимущественно онлайн. Поэтому численность бухгалтеров, юристов и особенно сборщиков налогов будет существенным образом уменьшена, последних — более чем в 10 раз. Это и есть долго ожидаемое украинцами государство в смартфоне!

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 2
  • Валентин Коген Валентин Коген 5 жовтня, 18:46 Налог 6, НнВК, легализует и реабилитирует вывод капитала крупным бизнесом и, как следствие, развал экономики Украины. Об экономическом развитии можно забыть. Если же мы говорим об экономическом развитии, то это прогрессивный налог на валовую прибыль, предполагающий налоговый контроль за ее распределением в пользу модернизации, инноваций, социалки. Этот налог закрывает вывод капитала крупным бизнесом и перенаправляет этот капитал в развитие. согласен 1 не согласен 0 Ответить Цитировать СпасибоПожаловаться
Выпуск №1277, 11 января-17 января Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно