Проблемы вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО) выходят сегодня для Украины на первый план. Дальнейшее неучастие нашей страны в этой глобальной экономической организации не имеет рациональных объяснений, в конце 2001 г. к этой организации присоединился Китай, появились все более четкие признаки получения членства в ней в 2003 г. России. Начало нового раунда многосторонних торговых переговоров в рамках ВТО, очевидно, поднимет на новый уровень систему глобального экономического регулирования и будет оказывать значительное влияние на Украину. В конце концов, вступление в ВТО — обязательное условие для реальной, а не декларативной интеграции Украины в Европейский Союз.
Именно отношениям Украины с ВТО, оценке условий и последствий вступления в нее был посвящен «круглый стол», организованный в Киеве 3 июля с.г. Украинским центром экономических и политических исследований имени Александра Разумкова совместно с Киевским региональным представительством фонда «Евразия», в котором приняли участие около 150 представителей органов государственной власти и управления, посольств ряда стран, сотрудников Национальной академии наук и экспертов негосударственных научно-исследовательских организаций, представителей средств массовой информации.
Новые перспективы развития ВТО определены в Декларации IV Конференции министров ВТО в г. Доха (Катар), предусматривающей проведение до 1 января 2005 г. переговоров по широкому кругу вопросов, что будет стимулировать значительное развитие механизмов международного экономического регулирования, дальнейшее расширение сферы их действия и углубление влияния на отдельные национальные экономики. Для Украины чрезвычайно много значит возможность непосредственно принять участие в таких переговорах с целью отстаивания собственных национальных интересов. Вместе с тем начало нового раунда переговоров усложняет задачу адаптации к параметрам многосторонней торговой системы. И в этих условиях Украине едва ли приходится рассчитывать на существенные послабления в условиях присоединения.
Опыт ведения другими странами переговоров по поводу получения членства в ВТО свидетельствует, что конкретные условия присоединения могут существенным образом модифицироваться в зависимости от уровня профессионализма и политической воли переговорщиков. Именно поэтому в результатах договоренностей об условиях присоединения к ВТО разных стран наблюдаются поразительные отличия, когда отдельные страны, находящиеся в значительно лучшей макроэкономической ситуации и имеющие более высокий уровень развития, получают согласие на использование, например, более высоких уровней импортного тарифа.
При этом очень короткий срок ведения переговоров может быть связан отнюдь не с эффективностью переговорного процесса, а с намерением страны-претендента получить членство любой ценой, с быстрой сдачей ею позиций на переговорах. Продолжительные же переговоры могут свидетельствовать или о принципиальном отстаивании страной своих позиций, или, наоборот, о слабости процесса реформ в ней или неумении последовательно и целеустремленно вести переговоры. В случае Украины на различных этапах переговорного процесса мы могли наблюдать действие всех упомянутых факторов.
Ключевым в контексте присоединения к ВТО является вопрос: как максимизировать потенциальные преимущества участия в многосторонней торговой системе и минимизировать возможные негативные последствия присоединения к ней?
Возможные последствия присоединения
Украины к ВТО
Сейчас в Украине бытуют преимущественно разрозненные, несистематичные оценки возможных последствий ее присоединения к ВТО. В отличие от России, у нас не проводился конкурс на подготовку независимого исследования этой проблемы. Правительство не проводило надлежащим образом консультаций по вопросам формирования условий вступления в ВТО с представителями отечественного бизнеса; к этой работе на систематической основе не привлекались научные работники. В той же России, наоборот, только на протяжении 2001 г. министерство экономического развития и торговли РФ провело более 260 встреч с различными союзами и объединениями производителей, на которых обсуждались позиции России на переговорах по присоединению к ВТО.
Безусловно, такое положение вещей отрицательно сказывается на способности правительства объективно оценить многочисленные положительные и отрицательные факторы влияния будущего членства в ВТО на экономику и социальную сферу Украины.
Теоретически присоединение Украины к ВТО может создать для Украины ряд новых возможностей.
Украинские потребители должны выиграть от расширения вследствие более эффективной конкуренции на рынке ассортимента и качества товаров и услуг, снижения их цены. Снижение цен будет касаться не только готовых импортных товаров и услуг, но и отечественных, в производстве которых используются импортные компоненты. Вместе с тем произойдут соответствующие изменения в объемах и структуре потребления, которое будет приближаться к стандартам развитых стран. Повышение платежеспособного спроса положительно будет сказываться на росте производства, свидетельствовать об улучшении социально-экономического положения населения.
Для производителей потенциальные выгоды будут связаны с получением облегченного доступа к мировым рынкам товаров, услуг, капиталов, международно признанных прав для защиты национальных экономических интересов на этих рынках. Произойдет снижение коммерческих рисков — за счет установления более стабильного режима торговли, а также уменьшения транспортных затрат — вследствие гарантирования свободы транзита товаров по территории стран–членов ВТО. Все это в общем будет содействовать снижению себестоимости украинской продукции и, соответственно, повышению конкурентоспособности украинских компаний.
Экспортоориентированные отрасли экономики могут выиграть в результате уменьшения потерь от дискриминационных мероприятий (составляющих сегодня $2—3 млрд. на год), в частности при недискриминационном отношении в рамках антидемпинговых расследований. Появятся новые возможности для отстаивания национальных интересов благодаря применению многосторонних механизмов справедливого решения торговых споров, действующих в рамках ВТО.
Отдельная статья потенциальных выгод — это получение международно признанного права применения комплекса взвешенных (обоснованных) мероприятий защиты внутреннего рынка, отдельных отраслей экономики в соответствии с соглашениями ВТО: статьи XII ГАТТ об ограничении для сохранения равновесия платежного баланса; соглашений о защитных мероприятиях, о сельском хозяйстве, о применении санитарных и фитосанитарных мероприятий, о субсидиях и компенсационных мерах, а также статьи VI ГАТТ об антидемпинговых и компенсационных мерах.
Вместе с тем следует отметить, что главные положительные эффекты нужно связывать с действием дополнительных стимулов для проведения необходимых внутренних реформ. Создание цивилизованных условий конкуренции и прозрачного правового поля будет стимулировать общее ускорение структурных реформ и дает толчок для повышения конкурентоспособности, для инноваций. Этому будет способствовать приведение национального законодательства (в частности, в сфере налогообложения, таможенного регулирования, стандартизации и сертификации, регулирования сферы услуг, конкурентной политики, охраны интеллектуальной собственности) в соответствие с нормами и правилами ВТО. Повышение прозрачности государственной политики, устранение значительного количества персональных преференций будет способствовать освобождению торговли от административного давления и вместе с тем устранит потребность чрезмерного лоббирования корпоративных интересов в парламенте и правительстве. И это является важной предпосылкой для более эффективной борьбы с коррупцией.
Вместе с тем практический опыт многих стран мира, являющихся членами ВТО, особенно развивающихся стран, указывает на то, что большинство потенциально возможных положительных последствий для страны, ее производителей реализуется не автоматически, а в результате разумной политики, создающей потенциал для использования таких возможностей. Именно поэтому сегодня в рамках ВТО одним из наиболее употребляемых терминов стал «capacity building», то есть создание потенциала использования возможностей.
Как повысить возможности использования Украиной преимуществ членства в ВТО?
Чтобы оптимально использовать потенциальные преимущества от членства в ВТО, нужно четко осознавать, какие именно существуют ограничения в использовании преимуществ членства в международной торговой системе.
Преимущества свободного доступа на рынки, которые предоставит членство в ВТО, в большей мере касаются рынков с преимущественно ценовой конкуренцией, то есть рынков сырьевой продукции и стандартизированных массовых готовых изделий. Они в значительно меньшей мере касаются высокотехнологичных изделий, поставляемых преимущественно в рамках замкнутых систем оборота ТНК и минимально подверженных влиянию либерализационных мероприятий ВТО. Итак, если Украина будет полагаться лишь на действие эффектов торговой либерализации, то еще длительное время она будет удерживаться в сфере низкотехнологичного экспорта с низкими уровнями доходов, что будет сдерживать темпы внутренних реформ. То есть мы стоим перед необходимостью использования более широкого арсенала мероприятий экономической политики, которые бы, в частности, влияли на ускорение инноваций в секторах потенциальных конкурентных преимуществ украинской экономики, создание условий для формирования мощных украинских ТНК, способных к конкуренции в глобальной экономической среде.
Возможность наращивания объемов продажи украинских товаров и услуг на зарубежных рынках может сдерживаться несовместимостью современной товарной структуры экспорта Украины со структурой мировой торговли. Так, по итогам 2001 г., в структуре украинского экспорта преобладали недрагоценные металлы и изделия из них (41,3%), продукция АПК (около 11%), химическая продукция (около 9%), текстиль (3,8%); продукция машино- и приборостроения, производства транспортных средств составляла лишь 14,3%. Совершенно иная ситуация, по данным WTO International Trade Statistics 2001, на мировом товарном рынке, где доля черных металлов за 1990—2000 гг. уменьшилась с 3,1 до 2,3% (до $144 млрд.), текстильных изделий — с 3,1 до 2,5% (до $157 млрд.), сельскохозяйственных продуктов — с 9,3 до 7,2% (до $558 млрд.), а, например, доля офисного и телекоммуникационного оборудования, наоборот, возросла с 8,8 до 15,2% (до $940 млрд.). Похожая ситуация наблюдается в сфере экспорта услуг, где наибольший удельный вес в 2001 г. в Украине принадлежал транспортным услугам (83,5%) — тогда как в мировом экспорте они не превышают 23%. С другой стороны, экспорт туристических услуг Украины составляет 2,3%, а в мировом экспорте услуг — 23%.
Следовательно, без структурной адаптации к приоритетам мировой экономики, формирования с этой целью адекватной инновационной и инвестиционной стратегии (и не только государства, а прежде всего сферы бизнеса!) нам нечего и думать об использовании преимуществ международной торговой системы.
Не стоит полагать, что вступление в ВТО полностью устраняет угрозу антидемпинговых расследований, хотя оно и потенциально улучшает позиции страны, против которой они инициируются. Количество таких расследований и реализованных антидемпинговых мероприятий членов ВТО имеет тенденцию к росту. Так, по данным Секретариата ВТО, за 1995—2001 гг. было возбуждено 1845 антидемпинговых расследований и зарегистрировано 1066 случаев наложения антидемпинговой таможенной пошлины — причем количество таких случаев в 2001 г. выросло по сравнению с 1995 г. с 157 до 330 и с 118 до 163 соответственно.
Успешное использование существующих в ВТО механизмов многостороннего урегулирования споров может сдерживаться отсутствием в различных сферах экономики надлежащего количества хорошо подготовленных, опытных специалистов в области международного торгового права. При наличии дефицита таких специалистов Украине будет непросто воспользоваться преимуществами членства в ВТО и избежать неоправданных затрат в процессе присоединения.
Как минимизировать возможные негативные последствия присоединения к ВТО?
Присоединение к ВТО может заострить ряд внутренних экономических проблем Украины, сейчас менее выраженных, учитывая наличие определенных барьеров для торговли и использования мер государственной поддержки отдельных производств. Наиболее важными направлениями такого неблагоприятного влияния можно считать следующие.
Дальнейшая либерализация торговли постепенно усилит влияние мировой конъюнктуры на экономику Украины, обусловит повышение экономических рисков в периоды глобальной экономической нестабильности. Эти риски могут неадекватно компенсироваться положительным влиянием мировой конъюнктуры в периоды ее благоприятного развития, — учитывая то, что либерализация и включение в глобальные процессы автоматически не приводят к исправлению структурных недостатков менее развитых стран.
Отрицательное влияние мировой конъюнктуры способно иногда существенно уменьшить преимущества от либерализации доступа к рынкам. Так, можно было бы ожидать, что за счет сокращения и постепенной отмены количественных ограничений произойдет увеличение объемов украинского экспорта в ЕС продукции черной металлургии. Однако эту возможность едва ли можно будет реализовать в условиях структурного кризиса рынка черных металлов в мире и перспективы скоординированного странами ОЕСР вынужденного сворачивания производственных мощностей в этой сфере.
Концентрация на потенциальных долгосрочных преимуществах членства в ВТО может повлечь недооценку последствий начального периода. Следовательно, могут своевременно не быть предусмотрены действия правительства при неблагоприятных условиях (что вполне возможно, особенно при неправильном подходе к формулировке условий и неадекватном отстаивании национальных интересов в процессе присоединения).
Вполне возможны временные осложнения в сфере государственного регулирования экономического развития, вызванные необходимостью (а) перехода на новые, международно согласованные условия государственного регулирования экономики и (б) отказа от использования традиционных рычагов экономической, и прежде всего вертикальной промышленной политики, а именно: возможности применять льготы к налогообложению, пошлине и другим платежам, списывать задолженность предприятий перед государством, использовать государственные закупки в качестве инструмента стимулирования отечественного производства, контролировать и регулировать финансовые потоки, выдвигать к иностранным инвесторам требования по поводу источников приобретения ими комплектующих (требование местного компонента производства) и направлений сбыта товаров. Нужно будет отказаться от многих положений, закрепленных в существующих отраслевых программах (в частности, в соответствии с законами о поддержке отечественных горно-металлургического комплекса, судостроения, автомобилестроения, самолетостроения), несовместимых с нормами ВТО. И хотя в более долгосрочном контексте все эти сдвиги можно рассматривать как положительный фактор, в краткосрочном это может вызвать проблемы для секторов, пользующихся значительными государственными субсидиями. Некоторые осложнения могут возникнуть и для производителей, которые подпадают под действие системы государственных закупок, осуществляемых сейчас в отсутствие открытой конкуренции.
Одним из наиболее существенных отрицательных факторов, действие которых активизируется при вступлении в ВТО, является то, что отдельные отечественные производители могут оказаться не готовыми к жесткой международной конкуренции. Украина имеет сегодня невысокий, по международным критериям, потенциал конкурентоспособности. Так, по индексу текущей конкурентоспособности, составляемому в рамках «Глобального отчета о конкурентоспособности» (World Economic Forum. Global Competitiveness Report 2001—2002), в 2001 г. Украина по рейтингу конкурентоспособности роста заняла среди 75 стран лишь 69-е место.
Результаты проведенного Центром Разумкова в период с 28 мая по 14 июня 2002 г. опроса 83-х украинских и зарубежных экспертов, подтверждают правомерность сомнений в высоком уровне готовности многих отечественных производителей выстоять в будущей конкурентной борьбе. Ни одна из потенциальных проблем, фигурировавших в опросе, не собрала такого количества голосов, как «обострение проблем, связанных с неконкурентоспособностью отдельных отраслей национальной экономики, сокращение в них производства, рост уровня безработицы»: на это указали 58,5% респондентов относительно периода до одного года после вступления, 59,8% — по поводу периода до пяти лет после вступления и 30,5% — имея в виду период более пяти лет после присоединения к ВТО.
Вместе с тем нет достаточных оснований считать подобное отрицательное влияние всеохватывающим. Это нужно подчеркнуть в связи с появлением в последнее время некоторых почти апокалиптических прогнозов якобы разрушительного влияния присоединения к ВТО на украинскую экономику. На самом деле едва ли есть достаточные основания ожидать шокового влияния присоединения к ВТО на рынок товаров.
Так, согласно данным Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины, уровень тарифной защиты внутреннего рынка Украины уже сегодня находится на уровне стран, вступивших в ВТО после 1995 г., причем 80% ставок таможенной пошлины — на уровне стран, присоединившихся недавно (Албания, Эстония, Латвия, Литва, Молдова, Китай, Тайвань, Хорватия), около 7% ставок — ниже указанного уровня и только 13% ставок превышают этот уровень. Более того, по подсчетам специалистов Украинско-европейского консультативного центра, реальные адвалорные таможенные тарифы в Украине можно определить на уровне 1—2% — то есть они уже сейчас, а не после вступления в ВТО, ниже, чем в ЕС, США или Японии. Столь низкий показатель вызван тем, что значительная часть импортеров потребительских товаров в Украине сегодня вообще избегает уплаты таможенной пошлины. Следовательно, нельзя всерьез ожидать существенного уменьшения уровня тарифной защиты при условиях вступления страны в ВТО, когда правила и требования ВТО, в частности относительно процедур таможенной оценки товаров и относительно отмены льгот отдельным предприятиям и отраслям, направлены именно на противоположное — увеличение уровня сбора таможенной пошлины.
Учитывая эти аргументы и результаты детального опроса экспертов, можно утверждать, что влияние присоединения к ВТО будет для различных отраслей экономики разным. Но в любом случае это отрицательное влияние с течением времени будет уменьшаться, о чем свидетельствуют эксперты, уровень пессимизма которых по поводу долгосрочного периода после получения членства в ВТО почти в два раза ниже.
Обобщенная оценка возможных последствий
вступления в ВТО по секторам и отраслям
экономики Украины
Высокая вероятность преобладания положительных последствий
Пищевая промышленность, легкая промышленность, телекоммуникации, туристические услуги, фондовые рынки, трубопроводный транспорт, страхование, почтовая связь, банковские услуги.
Некоторая вероятность преобладания положительных последствий
Самолетостроение, судостроение, химическая промышленность, сельское хозяйство, железнодорожный транспорт, риэлтерские услуги, образование, морской транспорт, медицинские услуги.
Возможный баланс между положительными и отрицательными последствиями
Энергетика, авиационный транспорт.
Некоторая вероятность преобладания отрицательных последствий
Металлургия.
Высокая вероятность преобладания отрицательных последствий
Автомобилестроение, угледобывающая промышленность, радиоэлектронная промышленность, сельскохозяйственное машиностроение.
Существенные проблемы реструктуризации, по-видимому, будут ожидать и украинский аграрный сектор, пользующийся сейчас довольно значительным уровнем защиты от внешней конкуренции.
С другой стороны, следует отметить, что в Украине существует значительно более низкий уровень государственной поддержки сельского хозяйства, нежели в развитых странах. Расходы на указанные цели в последние годы были около 0,5% ВВП, тогда как в Венгрии — 1,8%, Японии и ЕС — по 1,7%, Чехии — 1,6%, США — 1,5%, Канаде — 1,3%, России — 0,8%. В расчете на душу населения, субсидии составляли: в Японии — $566, США — $350, ЕС — $336, Канаде — $163, Венгрии — $111, Чехии — $100, России — $60, а в Украине — всего лишь $3,3.
Но и здесь могут возникать проблемы с тем, что придется сокращать те виды субсидий, которые подпадают под запрет или ограничение согласно Соглашению о сельском хозяйстве, соответственно увеличивая разрешенные субсидии — на финансирование исследовательских, учебных, консультативных и маркетинговых программ, создание государственных резервов для обеспечения продовольственной безопасности, страхования и гарантирования безопасности доходов, выплаты на возмещение убытков от стихийных бедствий, помощь на структурную перестройку, выплаты по программам охраны окружающей среды и региональным программам помощи.
С проблемами перестройки столкнется и украинский сектор услуг. От претендентов на вступление в ВТО сегодня требуется ужесточение подхода к формированию обязательств в секторах услуг — это касается как объема обязательств, так и ограничений в применении переходных положений относительно их внедрения. Однако следует отметить, что большинство секторов услуг в принципе менее уязвимы к факторам международной конкуренции, нежели отрасли, связанные с производством товаров. Ведь местные поставщики услуг имеют преимущества перед иностранными благодаря лучшему пониманию местного потребителя, местных традиций, законодательного и административного регулирования, налаженным общественным связям, отсутствию языкового барьера.
Некоторым исключением здесь является сфера авиационных и, в какой-то мере, морских транспортных услуг, где форсирование либерализации и неприменения превентивных мероприятий по повышению конкурентоспособности национальных перевозчиков может привести к частичному вытеснению с международных рынков перевозок.
В общем, сегодня Украина имеет определенный запас прочности относительно действия внешнеторговых факторов экономической безопасности. В частности торговый баланс характеризуется положительным сальдо. На безопасном уровне находится доля импорта продовольственных и непродовольственных товаров народного потребления, объем внешнего долга и расходы на его погашение и обслуживание, доля импорта в поставках нефти из одной страны от потребности, коэффициент покрытия импорта экспортом. Так что не следует ожидать существенного отрицательного влияния присоединения к ВТО на состояние экономической безопасности Украины. Однако золотовалютные резервы страны пока недостаточны для гарантирования макроэкономической стабильности в условиях усиления влияния на экономику Украины колебаний мировой конъюнктуры. В какой-то мере неопределенная ситуация вокруг увеличения доли высокотехнологичной продукции и продукции машиностроения: это будет зависеть преимущественно от способности адаптации отечественной промышленности к условиям более жесткой конкуренции и ускорения темпа инноваций.
Оценивая в общем проблему возможных отрицательных последствий и рисков, вытекающих из присоединения к ВТО, следует отметить, что действие неблагоприятных экономических факторов не нужно абсолютизировать. Преимущественно потенциально возможны меры по их предотвращению или минимизации. И соответствующие меры должны быть предусмотрены в конечных договоренностях об условиях присоединения и в программе правительственных мероприятий, связанных со вступлением Украины в ВТО.
В целом присоединение Украины к ВТО соответствует ее стратегическим интересам. По сути, оно будет означать кардинальный поворот от практики произвольного установления и применения государством правил экономического поведения к постепенному внедрению правил, признанных на многосторонней международной основе. Этот шаг может стать решающим в процессе становления цивилизованного рыночного хозяйства в нашей стране, осуществления более радикальных административной и структурной реформ, ускорения интеграции Украины в мировые и европейские экономические и политические структуры.
Возникающие на этом пути проблемы не должны восприниматься как причины для затягивания этого процесса. Наоборот, они требуют активизации внутренних социально-экономических преобразований на основе четко сформулированных цели и задач, тесно связанных с международными обязательствами Украины. Выжидать момент, когда страна, в условиях несовершенной конкуренции, станет по уровню конкурентоспособности полностью готовой к членству в ВТО — а именно это предлагают многочисленные критики нынешнего процесса обретения членства в этой организации, — примерно то же самое, что надеяться научиться плавать не входя в воду.
Предложения к программе действий по обеспечению обретения Украиной членства в ВТО
Проведенный экспертами Центра Разумкова анализ позволил определить комплекс мероприятий по повышению эффективности процесса присоединения Украины к ВТО, основные из которых мы приводим в данной статье.
Нормативно-правовое обеспечение
К концу 2002 г. желательно завершить процесс внесения изменений и дополнений в действующие законы Украины:
— «О банках и банковской деятельности», «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг», «О страховании», «Об аудиторской деятельности», «Об адвокатуре», «О телевидении и радиовещании», «Об издательском деле», «О связи», «Об информационных агентствах» — с целью их приведения в соответствие с нормами и положениями Генерального соглашения о торговле услугами (ГАТС);
— «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам интеллектуальной собственности» — с целью полного приведения их норм в соответствие с Соглашением о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности;
— «О стимулировании производства автомобилей в Украине» — в части отмены программы локализации производства, предусмотренной им.
Кабинету министров необходимо разработать и представить в Верховную Раду Украины новый график принятия законопроектов, направленных на окончательное устранение несоответствий украинского законодательства требованиям ВТО, в т.ч. относительно таможенных процедур и лицензирования импорта, санитарных и фитосанитарных мероприятий, регистрации фармацевтических препаратов и продуктов растениеводства.
Нужно ускорить процесс согласования стандартов, санитарных и фитосанитарных мероприятий, в соответствии с требованиями Международной организации по стандартизации, Международной электротехнической комиссии и ВТО.
Организационное обеспечение
Важно создать эффективный механизм мониторинга соответствия украинского законодательства нормам ВТО и с этой целью, в частности, усилить функции Межведомственной комиссии по вопросам вступления Украины в ВТО.
— С целью максимального использования преимуществ членства в ВТО и минимизации возможных отрицательных последствий, в период адаптации к системе ВТО на протяжении 2002—2003 гг. принять энергичные меры в рамках комплексной стратегии обеспечения конкурентоспособности национальной экономики и соответствующих правительственных мероприятий, включая: увеличение государственного финансирования и усиление поддержки научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, разработки новых технологий и обеспечение эффективной государственной поддержки сферы инновационной деятельности в стране. Особое внимание должно уделяться значительному увеличению государственных и негосударственных инвестиций в сферу новейших информационных технологий, во многом определяющих уровень международной конкурентоспособности;
— повышение уровня текущего финансирования и государственного инвестирования, а также создание условий для увеличения негосударственных инвестиций в систему образования, прежде всего относительно развития специальностей, которые будут определять будущий научно-технологический прогресс;
— поддержку развития общей инфраструктуры производственной и предпринимательской деятельности в стране, которая должна по крайней мере не уступать по своим техническим и технологическим параметрам имеющейся у конкурентов;
— создание цивилизованной системы финансирования и страхования коммерческой деятельности предприятий с целью значительного уменьшения стоимости ресурсов развития и коммерческих рисков при внедрении инновационных проектов;
— обеспечение сохранения при вступлении в ВТО преференциального режима для тех видов импорта, которые поддерживают национальное производство (основные комплектующие, материалы, оборудование и технологии).
Желательно постоянно координировать с основными торгово-экономическими партнерами Украины — претендентами на членство в ВТО и позиции относительно присоединения к организации, чтобы в случае целесообразности выработать согласованную позицию в процессе получения членства в ВТО.
Необходимо разработать концепцию перестройки системы субсидий отраслям промышленности, в соответствии с критериями соглашения ВТО о субсидиях и компенсационных мероприятиях; обеспечить комплексную трансформацию системы поддержки сельского хозяйства — со сворачиванием форм поддержки, которые будут подпадать под обязательства о сокращении, и обеспечение экономически целесообразных, разрешенных нормами ВТО форм поддержки аграрного сектора.
Делегации Украины на переговорах по поводу вступления в ВТО во время проведения переговоров необходимо добиваться максимально возможного переходного периода для выполнения обязательств о либерализации доступа к тем рынкам товаров и услуг в Украине, где существует повышенный риск отрицательных последствий быстрой либерализации; поэтапного (через три-пять лет после вступления в ВТО) введения в действие договоренности о нулевой ставке таможенного тарифа в рамках секторальных инициатив ВТО.
Обеспечение объективной оценки возможных последствий присоединения Украины к ВТО
Верховной Раде Украины следует срочно провести парламентские слушания по вопросу присоединения Украины к ВТО, с привлечением представителей ведущих политических партий и общественных организаций, научных учреждений НАН Украины, негосударственных исследовательских организаций, деловых кругов, профсоюзов. Эта идея нашла широкую поддержку среди участников «круглого стола», в том числе практически всех присутствующих на нем народных депутатов.
Вместе с тем актуальной задачей является разработка Стратегии экономической безопасности Украины как основы для повышения обоснованности оценки возможных последствий вступления Украины в ВТО. Стратегия должна определить и утвердить на государственном уровне систему научно обоснованных индикаторов экономической безопасности, включая пороговые значения показателей экономической безопасности отдельных регионов, отраслей и граждан, а также предусмотреть постоянный мониторинг соблюдения указанных индикаторов.
При Кабинете министров желательно создать консультативный совет по проблемам вступления Украины в ВТО с участием представителей Украинского союза промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палаты Украины, Ассоциации украинских банков, Лиги страховых организаций.
Министерству экономики и по вопросам европейской интеграции Украины следовало бы срочно провести конкурс на подготовку ряда независимых исследований на тему «Анализ и оценка социально-экономических последствий присоединения Украины к ВТО» в разрезе отдельных секторов и рынков, в рамках которого должны быть получены количественные оценки и прогнозы макроэкономических и социальных последствий присоединения Украины к ВТО, учитывая его влияние на динамику валового внутреннего продукта, промышленное и сельскохозяйственное производство, сектор финансовых услуг, торговый и платежный балансы, занятость, доходы и расходы населения, качество жизни, инвестиции, формирование и выполнение государственного бюджета.
Информационное обеспечение
Кабинету министров Украины следует внедрить предусмотренные соглашениями ВТО механизмы информационной поддержки, создав информационное бюро по присоединению Украины к ВТО и Украинский информационный центр ВТО по вопросам стандартизации, сертификации и устранения технических барьеров в торговле и санитарных и фитосанитарных мероприятиях, а также «справочные службы» по поводу сферы действия Соглашения о технических барьерах в торговле и сфере услуг.
Кадровое обеспечение
Следует срочно рассмотреть возможность обеспечения подготовки национальных кадров по вопросам деятельности ВТО, которые будут способны эффективно отстаивать интересы Украины в этой организации. В частности нужно предусмотреть создание действенной общенациональной системы подготовки и переподготовки специалистов по профилям, связанным с содержанием отдельных соглашений ВТО. Параллельно необходимо изучить возможности относительно дополнительного привлечения иностранной технической помощи для решения вопросов подготовки специалистов в сфере деятельности ВТО, в т.ч. по существующим в ВТО программам «capacity building».
Эксперты Центра Разумкова считают, что энергичная, последовательная и комплексная реализации указанных мероприятий могла бы значительно повысить возможности Украины относительно использования преимуществ участия в международной торговой системе, вместе с тем существенным образом уменьшив те потенциальные потери и риски, которые вытекают из будущего присоединения к ВТО.