Когда сидишь в комфортабельном автомобиле в очередной пробке, невольно с завистью смотришь на пешеходов, которые тебя обгоняют...
Когда сидишь в комфортабельном автомобиле в очередной пробке, невольно с завистью смотришь на пешеходов, которые тебя обгоняют. А когда на улице идет проливной дождь, кажется — лучше уж сидеть в автомобиле в пробке, чем идти пешком. Увы, идеального транспортного средства до сих пор не изобрели. У каждого из них есть свои преимущества и свои недостатки. Европейцы, в отличие от нас, гораздо больше заботятся о собственном здоровье и об экономии средств. Французы не стесняются ездить на старых автомобилях и не любят тратить деньги на мелкие косметические ремонты. Автомобиль с бампером, прикрученным упаковочным скотчем, не редкость для парижских улиц. Практичные и экономные немцы владеют недорогими и экономичными малолитражными автомобилями (естественно, немецкого производства), однако на работу предпочитают ездить общественным транспортом или на велосипедах — экономия бензина и нет необходимости платить за дорогую парковку в центре города. Бельгийцы выбирают вид транспорта в зависимости от местности. В Брюсселе предпочитают быстрые трамваи и практически не пользуются велосипедами — город расположен на холмистой местности, а крутить педали в горку нравится не всем. Зато жители города Брюгге используют велосипеды в полную силу. Конечно, вряд ли велосипед заменяет все виды транспорта, но является весьма популярным. В нашей стране велосипед только входит в моду. Если несколько лет назад велосипедист в шлеме и велокостюме был редкостью на улицах Киева, то сейчас приверженцев двухколесного транспорта становится все больше. Молодежь предпочитает крепкие байки для исполнения виртуозных трюков (их можно встретить в центре города вечером или в выходные дни) и весьма популярные ныне «горные» велосипеды (MTB), а вот шоссейные, скоростные байки встречаются значительно реже. Возможно, потому что они больше относятся именно к профессиональному велоспорту, чем к любительскому, а возможно, и потому что гораздо более чувствительны к дорожному покрытию, чем «горные». О качестве же наших дорог можно и не говорить — количество ям и выбоин порой поражает. «Горные» велосипеды обладают довольно широким ценовым диапазоном: дешевые — от 500 гривен, неизвестного производителя с гарантией около месяца, средние — порядка 1200-1500 гривен, уже знакомые по рекламе фирм Giant, Merida, Comanche, и дорогой класс — более 2000 гривен за байк, те же в принципе модели, но гораздо более дорогое оборудование — самые современные и высококачественные переключатели скоростей, двойные обода колес, которым не страшны ни ямы, ни бордюры, сверхлегкие рамы и так далее. Кстати, европейцы предпочитают дешевые велосипеды. Или от врожденной экономии, или потому что угон велосипеда настолько распространенное явление, что давно уже существует поговорка: «вы слишком долго прожили в Амстердаме, если угоняете соседний велосипед, когда видите, что ваш велосипед угнали». К сожалению, в городе пользоваться велосипедом в качестве замены общественному транспорту или персональному автомобилю очень сложно. В нашей стране не предусмотрены ни велосипедные дорожки, ни специально оборудованные парковки (разве что возле веломагазинов). И само движение на велосипеде в городском потоке экстремально. Соблюдение правил дорожного движения оставляет желать лучшего, да и велосипедисты вряд ли в большинстве своем хорошо ориентируются в правилах. Хотя с каждым месяцем, годом все больше велосипедистов (по крайней мере, на киевских улицах) предпочитают использовать шлемы для собственной же безопасности, а маневры обозначают условными знаками в соответствии с правилами дорожного движения. В Польше даже в небольших городках существуют специальные дорожки для велосипедистов. Это не просто отмеченный участок проезжей части. Велосипедные дорожки оборудованы светофорами, а велосипедист имеет преимущество перед пешеходом. В Париже создана специальная полоса, отведенная для общественного транспорта, такси и успешно используемая двухколесным транспортом: велосипедистами, мотороллерами. В некоторых городах Германии дорожка для велосипедистов настолько широка, что ей больше подходит название веломагистраль — ехать по такой велодорожке могут плечом к плечу 4—8 велосипедистов. Проехавшись по киевским холмам от дома до работы, помимо того, чтобы припарковать двухколесное средство, необходимо подумать о том, где принять душ и, разумеется, переодеться. Душевые кабинки в украинских офисах встречаются очень редко. К тому же в нашем климате у велосипеда довольно короткий сезон эксплуатации — в сильную жару крутить педали нелегко, а колесить по мокрому асфальту в дождь — удовольствие, скажем, весьма сомнительное. В зимний сезон пользоваться велосипедом практически невозможно — улицы от снега очищаются плохо, а управляемость на заледеневшем асфальте у велосипеда, ширина шин которого весьма мала, очень плохая. Поэтому с октября по апрель, кататься на велосипеде по оживленным трассам весьма опасно, если, конечно, у вас нет достаточного опыта в обращении с байком. Но, невзирая на довольно обширный ряд недостатков, у велосипеда много достоинств. Во-первых, это все-таки экологичный вид транспорта. Нет расхода бензина, нет вредных выхлопов, нет шума. Во-вторых, проблема ночной парковки велосипеда не столь сложна, как у автомобиля. Нет необходимости платить за стоянку или арендовать гараж, велосипед компактен и прекрасно разместится даже в небольшой квартире. В-третьих, полная свобода движения по городу, никакой зависимости от пробок или запретов движения, если впереди «кирпич», велосипедист легко превращается в пешехода. В-четвертых, не стоит забывать о том, что велосипед не только средство передвижения, но и спорт. Конечно, вряд ли можно считать полезным для здоровья маневрирование на велосипеде среди потока автомобилей и вдыхание выхлопных газов. Но если в выходной день поехать за город по проселочной дороге или хотя бы покататься в парках города, порция здорового адреналина и полезная нагрузка для мышц и сердца вам гарантированы. Для кого-то преимущества покажутся весьма привлекательными, а для кого-то недостатки весомыми, каждый выбирает сам. А байкеров с каждым годом на улицах становится все больше!