Стараниями лоббистов словосочетание "теневая экономика" прочно ассоциируется со зловредным физическим лицом предпринимателем - ФЛП, который, пользуясь вольностями упрощенной системы, торгует "левым" товаром, да еще и в объемах, многократно превышающих дозволенные для такого мелкого бизнеса. Соответственно, в качестве метода борьбы предлагается заставить всех мелких торговцев ("даже бабушку с укропом", как в Грузии и Болгарии) использовать кассовые аппараты (или обещают, что вскоре вместо них можно будет использовать приложение для смартфона); а также три года хранить первичные документы, по которым был приобретен товар. Ну, если не сразу всех, то постепенно, но неотвратимо. Мол, у нас треть экономики в тени (по данным МЭРТ), и надо же что-то с этим делать.
Однако те, кто это провозглашает, вряд ли отдают себе отчет, что с точки зрения фактов они выглядят примерно так же, как члены "Общества плоской Земли". Ведь они точно так же исходят из собственных наблюдений и ощущений, выдавая их за факт. Между тем неочевидная реальность сильно отличается.
Конечно, нарушения в использовании упрощенной системы есть, и немалые. Исследование с помощью косвенных статистических методов показывает, что около 10% от общего числа плательщиков единого налога II группы (а это почти 53 тыс. человек, в основном сосредоточенных в крупных городах) действительно занижают выручку, на общую сумму около 52 млрд грн. Однако основной на сегодня мотив такого занижения - это обязанность использовать РРО при оборотах более 1 млн грн в год, а дозволенный законом порог превышают всего 16 тыс., утаивая при этом 18-21 млрд грн. Если бы они честно задекларировали свой доход, то вынуждены были бы перейти на
III группу, и, соответственно, заплатить налога в общей сложности на 1-1,5 млрд грн больше.
Нарушение налицо, и с ним, наверное, нужно было бы бороться. Вот только стоит ли овчинка выделки? И с этого ли нужно начинать? Ведь весь оборот всей "упрощенки" составляет - сколько бы вы подумали? - 7,1% от оборота всех субъектов предпринимательской деятельности! А с описанной выше поправкой на нарушения - 8,2%. И если кто-то думает, что крупные компании не работают "в тени", то очень по-крупному же заблуждается: масштабы злоупотреблений отличаются примерно так же, как масштабы деятельности. Конечно, в полной "тени" они работать не могут - но ведь и микробизнес, о котором речь выше, тоже вполне легален. А вот насчет припрятывания части выручки и прибыли крупный ему даст фору: по данным Global Financial Integrity (скорректированным - в том же исследовании) скрытый вывод капиталов из Украины составляет около 10 млрд долл. ежегодно, с этих денег не платится налог на прибыль и репатриацию, отчего бюджет теряет около 2 млрд - только уже не гривен, а долларов! - ежегодно. А ведь есть еще "конверты", "скрутки", подпольное сельскохозяйственное производство (крупнотоннажное - одного подсолнечного масла экспортируется больше, чем производится легально!) и т.д. Вот где настоящая "тень"!
Однако не сдаются любители перевести стрелки на ФЛП: а как продаются всяческие "левые" товары - из тех же "скруток", или с подпольных полей? Да и "контрабас", который, по некоторым оценкам, составляет 6 млрд долл. (второй, после офшоров, источник условных потерь бюджета), тоже продается якобы весь через "упрощенцев"... Однако обратимся снова к цифрам. Весь оборот всех ФЛП на упрощенной системе в секторе оптовой и розничной торговли в 2016 г. составил 190 млрд грн. Если даже считать, что именно они скрывали всю выручку, то по максимуму это будет 240 млрд (включая оптовую торговлю!) Но большинство торгует отечественными товарами, вполне легально закупленными на оптовых складах или у крестьян и фермеров. Как же они умудрились продать на 170 млрд одного только "контрабаса", плюс к нему - примерно на 70 млрд "скруточного" товара (тоже преимущественно импортного), еще примерно на столько же - "левой" сельхозпродукции, и миллиардов на 50 - контрафактного алкоголя?
Хотя - стоп: алкоголь они продавать не могли, там требуется в обязательном порядке не только РРО, но и полный товарный учет, с инвентаризациями. Тем не менее, половина рынка крепкого алкоголя как была "в тени", так и осталась. И вот тут-то кроется разгадка: на самом деле и этот алкоголь, и огромная часть прочего "левого" товара продаются вовсе не через ФЛП, а через два других огромных канала: полных "теневиков", от бабушек с сигаретами, до крупных воротил, сидящих на оптовых рынках, которые платят только "крыше", и потому для них закон вообще не писан; и через обычные магазины (а то и тендеры) - с "левыми" документами, которыми по сходной цене торгуют все те же "конверты". Малый бизнес, конечно, тоже массово используется для сбыта, но это хотя и менее криминальный, зато довольно хлопотный и не всегда удобный канал. Если даже его закрыть, то победить контрабанду не удастся - она просто уйдет через два других канала. Главное, что можно и нужно делать, - это налаживать контроль на границе, ибо опыт показывает: в нашей стране если НДС на товар не был заплачен на первом этапе, то он уже никогда заплачен не будет.
Впрочем, даже если бы и удалось победить контрабанду полностью (а это пока даже в развитых странах остается мечтой), то до решения проблемы теневой экономики было бы все равно далеко: по оценкам МЭРТ, она раз в пять-шесть больше. Однако как раз те, кто стоит за остальной, львиной, частою "тени" (в том числе той же контрабанды) активно пользуются обывательскими иллюзиями для того, чтобы отвлечь внимание от своих проделок, а заодно не позволить сложиться потенциально смертельному для них союзу малого, среднего "белого" бизнеса и прогрессивных представителей правительства. Уже не один и не два раза им удавалось отвести реформаторский пыл в сторону ущемления ФЛП, и там же его и утопить. Ведь на самом деле для абсолютного большинства мелких предпринимателей "упрощенка" - единственный шанс выжить, избежать рэкета все еще азаровских по своему духу налоговиков, сэкономить на бухгалтерах и адвокатах... Поэтому сопротивляться они будут отчаянно, "Налоговый майдан" тому пример. Да и разумные люди в правительстве и парламенте помнят о двух миллионах рабочих мест, которых наша экономика лишилась в результате азаровской попытки уничтожить "упрощенку". Так что лучше подходить к "теневой экономике" с другого конца, противоположного - он и куда весомее, и социальными последствиями не грозит.
"Чистить с хвоста" - не только несправедливо (что само собой чревато как минимум провалом, а как максимум - очередной революцией), но и неэффективно: вначале нужно ловить крупную рыбу. Да и собственно "снасти" - в данном случае добросовестную и квалифицированную налоговую службу - нужно вначале не просто залатать (это мало поможет, если основа гнилая), а полностью обновить. Но такое обновление невозможно совместить с активным преследованием массовых нарушений - и это еще один мотив (в данном случае) для налоговиков и иже с ними наводить тень на плетень. А для того чтобы перестать быть игрушкой в руках манипуляторов и действительно сдвинуть реформы в этой области, нужно выбираться за пределы собственных впечатлений и иллюзий, чтобы смотреть на ситуацию с высоты птичьего полета. Большое видится на расстоянии...