С декабря 2024 года страна получила, с одной стороны, повышение налогов, а с другой — аж два аттракциона невиданной щедрости в виде кэшбека и анонса раздачи «Вовиной тысячи». И это только то, что на поверхности: правительство компенсирует бизнесу 15% от стоимости покупки определенных видов техники, щедро субсидирует индустриальные парки и раздает гранты на развитие «приоритетных отраслей». Напомню, что в остродефицитном бюджете военного времени заложено 45 млрд грн на «развитие экономики» — это не считая действительно необходимых расходов, таких как восстановление и ремонт инфраструктуры. И есть подозрение, что с такой щедростью по итогам года эту цифру превзойдут…
Одно «полушарие» правительственного (в широком смысле слова, включая ВР и ОП) «мозга» не может найти деньги на финансирование армии и закупку вооружений, требует повышения налогов и принимает Национальную стратегию доходов с драконовскими полномочиями налоговиков и выхолащиванием упрощенки — все ради якобы дополнительных 2% от ВВП (где-то под 150 млрд грн) налоговых поступлений. В это же время другое «полушарие» с необыкновенной легкостью выбрасывает или собирается выбросить больше половины этой суммы на крайне сомнительные или даже вредные (как кэшбек) прожекты, которые иначе как роскошью назвать нельзя. На фоне первого второе выглядит просто пощечиной тем, кто будет вынужден платить бОльший налог, и тем, кто отдает свои кровные на помощь армии.
Конечно, есть ограничения по использованию помощи: деньги партнеров нельзя напрямую пустить на военные цели, поэтому для финансирования армии нужны внутренние доходы. Однако G7 уже согласовала предоставление безвозвратной помощи на 50 млрд евро (за счет процентов от замороженных российских активов), которая не будет иметь таких ограничений. На фоне этого повышение налогов выглядит как символический жест в пользу партнеров, чтобы они могли предъявить это своим налогоплательщикам как оправдание. Правда, большой (и больной) вопрос: стоит ли это делать с учетом того, что страна вынуждена вести войну на истощение, в которой проигрывает тот, у кого раньше закончатся ресурсы, из коих самый важный и невосполнимый — терпение народа?
Но даже если речь идет только о той части помощи, которую и в дальнейшем невозможно будет направить на военные цели: разве у нас уже все хорошо с той же инфраструктурой? Разве Украина готова к потенциально очень тяжелой зиме? Что бы вы предпочли: получить тысячу гривен наличными, или чтобы эти деньги пошли на защиту энергообъектов и дублирование питания критической инфраструктуры, чтобы не оставаться в мороз без тепла, света, а то и воды?
Государство как институт имеет множество недостатков, но оправдывает свое существование тем, что способно предоставлять общественные блага, которые индивидуально приобрести запредельно сложно или вообще невозможно. Для этого оно «мобилизует» налоги и другие поступления, в том числе и помощь от партнеров. У нас, особенно в преддверии зимы, наблюдается вопиющая нехватка этих самых общественных благ, причем не «благоустройства» и пр., а самых что ни есть жизненно необходимых. На фоне этого раздавать деньги, пусть и «чужие», по мелочи, выглядит по меньшей мере нерационально. Тем более раздавать не тем, кто в этом остро нуждается, потому что вынужден бросить все нажитое и стать ВПО, а всем подряд покупателям избранных отечественных товаров в избранных магазинах (только больших, ФОП не может работать с кэшбеком) или вообще всем подряд.
Или другой пример: с одной стороны, правительство, вроде бы, радеет за экологию, в частности, категорически отказывается отменить анахроничный акциз на автомобили, хотя расчет показывает, что это не уменьшит бюджетные поступления, зато увеличит реальный национальный доход на полтора миллиарда долларов ежегодно за счет повышения покупательной способности доходов граждан. Ну и, кстати, повысит мобильность населения, что особо важно в военной ситуации: из тех, кто массово эвакуировался в начале полномасштабной войны, три четверти смогли уехать только благодаря наличию собственного автомобиля. Но нельзя — потому что, мол, старые машины загрязняют воздух (хотя, на самом деле, они вытесняют еще более старые, которые загрязняют на порядок больше).
При этом то же самое правительство в порядке «европеизации» акцизов на автомобильное топливо устанавливает ставку на сжиженный газ вчетверо больше рекомендованной директивой ЕС — так, чтобы сделать переоборудование бензиновых автомобилей невыгодным. Между тем европейские законодатели не зря установили для автогаза такую «льготу»: доказано, что он на один километр пробега дает примерно вдвое меньше вредных выбросов и на 15% меньше парниковых газов, чем бензин. Впрочем, в этом случае все просто: за акцизом на авто стоят лоббисты — импортеры новых автомобилей, а за акцизом на автогаз — государственная «Укрнафта» и картель «дорогих» заправок, которые из-за своей высокой маржи (за гарантию качества бензина и дизеля) не могут толком конкурировать на рынке гораздо более стандартного автогаза.
Следующий уровень такой раздвоенности относится уже не только к украинскому правительству, но и к некоторым зарубежным партнерам. Казалось бы, они же к нам приехали из развитых стран, где бюрократия на качественно более высоком уровне и не должна допускать подобных проколов — но нет. Одной рукой они вкладывают нешуточные средства в развитие украинского малого и микробизнеса, на всех форумах подчеркивают его важность и т.д.; а приоритетность борьбы с коррупцией вообще зашкаливает.
При этом другой рукой неназванные «партнеры», под диктовку которых якобы писалась Национальная стратегия доходов (НСД), требуют выхолащивания и сворачивания упрощенки, абсолютно необходимой украинскому микро- и малому бизнесу для выживания, требуют от микробизнеса регистрации плательщиком НДС начиная с оборота в 1 млн грн, анонсируют тотальную фискализацию и товарный учет для абсолютно всех субъектов хозяйствования (важно добавить — легальных) и собираются наделить налоговиков драконовскими полномочиями вроде ареста активов без санкции суда.
Все эти меры, в случае их реализации, не только убьют микробизнес, но и значительно расширят коррупционные возможности проверяющих органов — чем гарантированно сведут на нет любые попытки бороться с коррупцией в налоговой и поставят под очень большой вопрос даже эффективность ее полной перезагрузки.
Более того: если брать шире (не только экономику), то главным, наверное, направлением поддержки является демократия. Но она, как известно, невозможна без среднего класса и проблема стран с доходами ниже среднего в том, что этот класс в них составляет меньшинство, а не большинство, как в богатых. Хуже того, немалая его часть не ведет себя как настоящее «третье сословие», потому что, на самом деле, предельно зависима и встроена в олигархические или другие вертикальные структуры, например, вынужденно «ходит под крышей». Именно поэтому в России или Китае, несмотря на формально высокий процент «среднего класса», успешно правят автократы.
В Украине им это не удалось, в том числе потому, что к середине 2000 годов сложился хоть и немногочисленный, но сильный предприимчивый независимый и довольно хорошо организованный средний класс — микропредприниматели. Собственно, в первую очередь ради этого создавалась упрощенка и она прекрасно справилась со своей задачей. Но с тех пор не прекращаются попытки обязать микробизнес пользоваться абсолютно ненужными ему кассовыми аппаратами и вести обязательный учет, которые полностью выхолащивают идею единого налога, поскольку возвращают предпринимателей под неформальную власть налоговиков: 95% штрафов, связанных с РРО, — за технические ошибки, которых непрофессионал в бухгалтерском деле в принципе не может избежать.
То же самое, только в гораздо больших масштабах, будет, если согласно НСД ввести обязательный товарный учет. И уже совсем плохо придется тем, кто дорастет до оборота в 1 млн грн (что в розничной торговле соответствует доходу в размере средней зарплаты): им придется нанимать бухгалтера и вести полный бухгалтерский учет, требуемый для НДС, — со штрафами и взятками.
Собственно, предприниматели уйдут в тень — туда, где они были до введения упрощенки без учета и контроля в 1999 г., и куда ушли 2,2 миллиона легальных рабочих мест микробизнеса в 2010–2011 гг., когда Азаров попытался уничтожить ее проверками первичных документов.
То есть, заложенные в НСД меры, если допустить их воплощение, обратят вспять реформу 1998–1999 гг., в результате которой легальный независимый средний класс если не прекратит свое существование, то во всяком случае гарантированно лишится своей самой «боевой» части. И чего тогда будут стоить все гранты, выделяемые на развитие демократии? Или кто-то думает, что ЕС сможет заменить средний класс в роли ее «сторожевого пса»? Посмотрите на Венгрию…
Непоследовательная политика не может быть успешной. И нашему правительству (в широком смысле), и партнерам нужно выбирать «или крестик, или трусы» чтобы не наносить вред или хотя бы не тратить драгоценные ресурсы вхолостую. Да, они, возможно, не всегда понимают, что делают, либо правая рука не знает, что делает левая. Ну, или вмешиваются лоббисты, как в случае с акцизами.
Но ведь рациональная власть отличается от самодурства и дилетантства как раз последовательностью и продуманностью своих решений.