«ТЕМНЫЙ» СЕГМЕНТ ПИВНОГО РЫНКА

07 марта, 2003, 00:00 Распечатать Выпуск № 9, 7 марта-14 марта 2003г.
Автор
Статьи авторов Все статьи автора Все авторы
Отправить
Отправить

Пивовары готовятся к новому сезону, тщательно скрывая друг от друга планы, и осторожно оценивая перспективы развития рынка в этом году...

Автор
Статьи авторов Все статьи автора Все авторы

Пивовары готовятся к новому сезону, тщательно скрывая друг от друга планы, и осторожно оценивая перспективы развития рынка в этом году. Несмотря на отрицательное отношение к повышению с 1 января акциза на пиво (с 21 до 23 копеек за литр), пивовары тем не менее прогнозирую рост рынка на 7—10%, повышение культуры потребления этого напитка, а также ожидают заметных изменений в структуре производства. В частности, по их мнению, в пивном сезоне-2003 будет наблюдаться рост производства темного пива, развитие пшеничных сортов, а также безалкогольного направления.

Потребуется еще на 10% больше пива

Николай Сычевский, директор компании «Укрпиво», объединяющей крупных пивопроизводителей, утверждает, что в нынешнем сезоне производство пива будет продолжать расти и может увеличиться на 7% (до 160 млн. дал) по сравнению с 2001 годом. С мнением г-на Сычевского основные игроки рынка в принципе согласны. Правда, при этом компания «Оболонь» (Киев), контролирующая более 24% рынка, прогнозирует, что потребление янтарного напитка может увеличиться даже больше — на 10—12%. Именно такую оценку сезонного прироста дал ее почетный президент Александр Слободян.

Конкуренты из «ВВН-Украина» несколько скромнее в своих оценках. «Ожидаемый рост — 7—10%. Считаем, что в течение нескольких лет Украина может реально выйти на текущие показатели России», — заверил помощник генерального директора по коммуникации и информации Игорь Товкач. Он уточнил, что их прогнозы основаны на улучшении экономических показателей и росте покупательной способности населения. По мнению специалистов компании, в Украине растет культура потребления пива, что также способствует увеличению продаж продукции и росту рынка в целом.

Продажи темного растут, хотя карамельный солод не производится

Однако вопрос состоит не столько в абсолютной точности определения процентов роста рынка, сколько в том, кому именно эти проценты достанутся. А главное, чем в нынешнем сезоне будут завоевывать потребителя. По мнению заместителя директора компании «Укрпиво» Галины Кореньковой, на фоне усиливающейся конкуренции производители будут стремиться привлечь потребителя чем-то необычным, непривычным. В частности, она предположила, что в этом году многие заводы начнут развивать производство и ассортимент темных сортов. По словам г-жи Кореньковой, итоги работы отрасли в 2002 году свидетельствуют о тенденции роста спроса на темное пиво. Производители очень хорошо об этом знают и, естественно, учтут этот факт.

Правда, представители крупных компаний, определяющих политику на рынке, настороженно восприняли заявление о развитии темных сортов, отметив, что сегмент весьма специфичный. Так, в общей структуре потребления процент продаж темных сортов сейчас не превышает 10—15%.

Вместе с тем операторы рынка не исключают развитие этого сегмента при выполнении ряда условий: оригинальный рецепт продукта, мощная рекламная поддержка. «Если потребителю не предложат некое оригинальное темное пиво, по вкусу кардинально отличающееся от ныне существующих сортов (как, например, «Гиннесc»), если под этот продукт не будет запланирована масштабная и эффективная маркетинговая программа, то маловероятно, что в ближайшем будущем ситуация изменится», — считает г-н Товкач.

С другой стороны, участники рынка отмечают, что развитие темных сортов пива сдерживается еще одним существенным фактором. На внутреннем рынке отсутствует производство так называемого карамельного солода. «Тёмное пиво — специальный сегмент. Тёмный цвет дает карамельный солод, который в Украине не производится. Поэтому можно сказать, все сорта тёмного пива производят на основе качественного импортного сырья», — сказала операционный аналитик компании Sun Interbrew Украина Лариса Попий.

У темного пива довольно много приверженцев, и их число, безусловно, будет расти, но постепенно, незаметно, потому что, в отличие от светлых сортов, темное пиво не утоляет жажду.

В поддержку перспективы развития этого сегмента выступают представители Государственного департамента продовольствия. Во-первых, они уверенно прогнозируют увеличение импорта карамельного солода. Во-вторых, уверяют, что если удастся пролоббировать в парламенте льготы на солодовый импорт, то тогда сегмент темного пива начнет раскручиваться довольно активно. По их мнению, спрос на темное пиво, несмотря на то, что многие называют его женским напитком, существует и имеет довольно устойчивую тенденцию роста.

Пиво из пшенички

Импорт солода будет расти еще и потому, что параллельно с темным пивом должно развиваться, по мнению пивоваров, направление пшеничного пива. Пшеничный солод в Украине, как и карамельный, не производится.

Первыми пшеничное пиво в свой портфель брэндов внесла донецкая компания «Сармат». В прошлом году запустила пиво из пшеничного солода и Sun Interbrew Украина, презентовав «Чернігівське біле».

Стопроцентно украинский производитель — «Оболонь» тоже вынашивает планы запустить пшеничный сорт. По словам почетного президента ЗАО «Оболонь» Александра Слободяна, компания планирует до конца июня на своем заводе в Фастове наладить выпуск пшеничного пива. При этом оболонцы настаивают на том, что фастовский завод — единственный в Украине имеет необходимое оборудование для выпуска пшеничного пива с соблюдением технологии.

Чтобы утром с ясной головой

Еще одно, по прогнозам, перспективное направление — так называемое безалкогольное пиво, которое служит неплохим дополнением ассортимента многих компаний.

В частности, осенью 2002 года Sun Interbrew Украина, развивающая «Рогань безалкогольное» начала выпускать на своем заводе в Харькове международную марку пива «Stella Artois безалкогольное». Генеральный директор компании Людмила Наконечная утверждает, что сегмент безалкогольных сортов будет стремительно расти, поэтому компания хочет занять здесь свою нишу. «Новое поколение предпочитает хорошо проводить свободное время, но утром с трезвой головой приступить к бизнесу. Именно этот сектор будет развиваться», — уверена г-жа Наконечная.

* * *

Помимо проблем сырья досаждает участникам пивного рынка факт ограниченных мощностей в разгар сезона — в мае—августе, особенно когда лето сухое и жаркое. В силу своих финансовых возможностей участники рынка пытаются решить этот вопрос. Кто строит заводы, кто покупает предприятия на периферии, а кто вынашивает план покупки большого завода в центральной области.

Подготовка к новому сезону в самом разгаре.

Справка

В 2002 году производство пива в Украине составило 149,78 млн. дал, что на 14,8%, или на 19,335 млн. дал больше, чем в 2001 году.

В пятерку крупнейших производителей входят завод «Оболонь» (Киев); компания Sun Interbrew Украина, владеющая пивзаводами «Рогань» (Харьков), «Десна» (Чернигов) и «Янтарь» (Николаев); компания BBH с предприятиями «Славутич» (Запорожье) и Львовской пивоварней; «Сармат» (Донецк) с производствами «Крым» (Симферополь), «Полтавапиво», «Луганскпиво», киевским пивзаводом №1 и Днепропетровским пивзаводом.

Емкость рынка пива специалисты оценивают в 145 млн. дал в год.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК