СВЯЗИСТАМ ПРЕДСТОИТ ГОРЯЧАЯ ПАРЛАМЕНТСКАЯ ОСЕНЬ В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ ВР РАССМОТРИТ РЯД ЗАКОНОПРОЕКТОВ В ОБЛАСТИ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ, А ТАКЖЕ ВОПРОС ПОВЫШЕНИЯ ТАРИФОВ НА УСЛУГИ СВЯЗИ

Поделиться
Парламентская осень обещает быть горячей не только из-за вынесенных на нее вопросов по бюджету и формированию парламентского большинства и коалиционного правительства...

Парламентская осень обещает быть горячей не только из-за вынесенных на нее вопросов по бюджету и формированию парламентского большинства и коалиционного правительства. Требует законодательного решения и масса отраслевых тем, среди которых немаловажную роль играют проблемы украинской телекоммуникационной отрасли. Принятый в первый же день сессии депутатский запрос по отдельным моментам работы отрасли и, в частности, государственного монополиста в ней — ОАО «Укртелеком», показывает, что бои на этом фронте могут развернуться нешуточные.

Напомним — депутатский запрос о законности использования средств «Укртелекома» по ряду заключенных компанией договоров был внесен нардепом Юрием Луценко и принят во вторник 162 голосами. Возможно, это не последний запрос о деятельности компании, который будет заслушиваться в стенах ВР. А в четверг на заседании комитета по строительству, транспорту и связи состоялось обсуждение обращения мера Днепропетровска И.Куличенко к парламенту и правительству, выражающего озабоченность городских депутатов по поводу введения новых тарифов на услуги электросвязи. На этой сессии должна состояться очередная битва за Закон «О телекоммуникациях» — на рассмотрение парламента будут представлены два конкурирующих законопроекта. От имени депутата Юрия Луценко один законопроект уже представлен, ожидается поступление другого, разработанного специалистами Госкомсвязи. И это далеко не полная программа.

«Я не злопамятный, я просто злой, и память у меня хорошая»

Депутатский запрос, внесенный Юрием Луценко, касается некоторых договоров, заключенных различными подразделениями «Укртелекома» за последние два года. Некоторые их этих договоров не связаны с основным видом деятельности «Укртелекома» — оказанием услуг связи. Так, 28 ноября 2001 года Запорожской дирекцией «Укртелекома» (возглавляемой тогда ныне первым заместителем председателя Госкомсвязи Михаилом Лобуновым) был заключен договор №391/5-02 с ООО «Украинские энергоресурсы» на закупку телекоммуникационного оборудования на сумму 533.634 тыс. грн. Но больше всего поразил воображение авторов запроса договор Запорожской дирекции с ООО «Томтранс» №31 от 14 ноября 2001 года на закупку «Укртелекомом» и заключение соглашений по ее реализации на экспорт «управляющего комплекса полиграфического оборудования» и… «системы автоматической продувки (сушки и охлаждения) в зернохранилищах» на общую сумму около 10 млн. грн. А 15 ноября 2001 года Запорожской дирекцией был заключен договор №15/12 с частным предприятием «СВиК» на комиссионные услуги по реализации этой продукции на экспорт. Этот договор, по данным авторов запроса, был согласован с первым заместителем гендиректора «Укртелекома» Борисом Буряченко лишь 20 ноября (в согласовании была указана его цель — «улучшение финансового состояния предприятия»), тогда как все платежи по нему прошли в день его заключения, то есть 14 ноября. Кстати, Михаил Лобунов ныне возглавляет Организационный комитет по борьбе с организованной преступностью и коррупцией Госкомсвязи.

Отдельное внимание в запросе уделено договорам относительно рекламы «Укртелекома». Заинтересовал депутатов, в частности, договор №349/4 от 2 ноября 2001 года с ООО «Ди Энд Эйч Адвертайзинг» на сумму 2,65 млн. грн. на опубликование материалов заказчика в еженедельнике «KIEV WEEKLY» (по рекламным расценкам столичных деловых изданий, этой суммы хватит на сотни цветных рекламных полос). Сумма в 9,876 млн. грн. фигурировала в договоре №229/7 от 23 октября 2000 года, заключенном с СП «Украина Футбол Интернешнл» на продвижение услуг «Укртелкома» «в Украине и за ее пределами».

Автор запроса просит предоставить по указанным договорам дополнительные документы — решения тендерной комиссии «Укртелекома» на закупку оборудования и заключения рекламных договоров, данные о том, как конкретно «улучшилось финансовое состояние предприятия» в результате покупки зерносушильного комплекса. Депутатские обращения с вышеупомянутыми вопросами Юрий Луценко направил в августе в Генеральную прокуратуру и в Госкомсвязи. В ответе заместителя председателя Госкомсвязи Олега Проживальского было указано, что вопросы заключения дирекциями «Укртелекома» хоздоговоров не относятся к компетенции комитета (в повторном обращении в Госкомсвязи Луценко отметил, что «Укртелеком» находится в сфере управления ГКСИ, а потому комитет должен отслеживать его деятельность). Генеральная прокуратура переслала обращение депутата в столичную прокуратуру с просьбой «организовать тщательную проверку приведенных доводов» и принять меры при обнаружении нарушений закона.

Еще одно депутатское обращение направлено 15 августа генпрокурору и председателю специальной контрольной комиссии ВР по вопросам приватизации Валентине Семенюк по поводу письма и.о. председателя правления ОАО «Укртелеком» О.Копейки руководителям филиалов компании от 11 июня 2002 года №3709-11-01 «Об уничтожении дискет и списков». Письмо предписывало «в связи с завершением льготной продажи акций» до 20 июня уничтожить «путем дробления или сожжения все дискеты и списки, на которых хранится информация о льготных покупателях акций». В депутатском обращении выражается опасение, что уничтожение документов по приватизации способствует возникновению подозрений в нарушениях, имевших место при льготной приватизации. В качестве примеров таких нарушений указываются «скоропостижные» назначения на руководящие должности ряда дирекций лиц, не имеющих отношения к отрасли связи, случаи внесения в списки льготной приватизации умерших сотрудников предприятий связи, а также «добровольно-принудительная» покупка пакетов акций сотрудников «Укртелекома» «Международной финансовой компанией», возглавляемой Михаилом Левченко, внештатным консультантом Станислава Довгого по вопросам приватизации в бытность его председателем правления «Укртелекома». Это обращение было также направлено в Генпрокуратуру и 29 августа передано для проверки в прокуратуру Киева.

Наказ избирателей: тарифы на связь должны быть приемлемы

Седьмого августа третья сессия городского совета Днепропетровска приняла обращение к руководителям государства, в котором выразила обеспокоенность по поводу повышения тарифов на услуги электросвязи. По мнению депутатов Днепрсовета, решение о подобной оптимизации тарифов «преждевременно и необоснованно» и «может стать толчком для возникновения социального напряжения». Горсовет просит «срочно приостановить действие приказа Госкомсвязи». Аналогичное письмо поступило в профильный комитет и от Федерации профсоюзов Хмельницкой области. Обсуждение обращения на заседании Комитета в четверг вылилось в бурную дискуссию. Представители Госкомсвязи так и не смогли предъявить депутатам расчеты, на которых основывалось изменение тарифов. По мнению депутатов, это не последнее подобное обращение — большинство граждан Украины восприняло изменения тарифов на услуги связи именно как повышение цен и дало своим избранникам многочисленные наказы разобраться в их причинах. Однако даже неспециалистам в связи понятно, что административными методами решить проблему тарифов невозможно. Для того чтобы граждане Украины знали, за что платят связистам деньги, необходимо поменять всю структуру работы отрасли.

Поэтому запросы и тарифы — это лишь артподготовка к настоящей битве, которая развернется в парламенте во время принятия Закона «О телекоммуникациях». Закон должен определить дальнейшие правила игры на рынке. Согласно обоим известным проектам, регулирование отрасли будет осуществляться не Госкомсвязи, а независимым регулирующим органом. Его существование предусмотрено модельным европейским законодательством, и подобные ему давно уже функционируют в 92 странах мира. Именно этот регулирующий орган будет выдавать телекоммуникационным операторам лицензии на предоставление услуг связи и проверять выполнение их условий. Однако для эффективной работы рынка телекоммуникационных услуг орган этот не должен быть зависимым ни от парламента и правительства, ни от поставщиков оборудования и операторов рынка, а должен подчиняться только закону.

В заключение отметим, что законопроект Госкомсвязи имеет все же лучшие шансы на прохождение в парламенте. К сожалению, в составе парламентского подкомитета, занимающегося вопросами законодательства о связи, — ни одного депутата-специалиста, имеющего опыт работы в области связи… Исключение составляет председатель, Станислав Довгий, в течение двух лет возглавлявший сначала «Укртелеком», а затем и Госкомсвязи, однако до этого работавший в системе Академии наук. Ныне Довгий (возглавляющий к тому же наблюдательный совет «Укртелекома») играет роль своеобразного патриарха связи в Верховной Раде. Можно предположить, что законотворчество такого комитета будет направлено на поддержание существующего в отрасли положения вещей. Активность работающего в подкомитете по связи оппозиционного депутата Юрия Луценко, также неспециалиста в отрасли связи, носит характер скорее вынужденной меры, а не систематической позиции. Однако не будь ее — Верховная Рада четыре года была бы уверена, что в украинской связи дела обстоят как нельзя лучше. Именно так, как это преподносит команда во главе со Станиславом Довгим.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме