Среда обитания

24 ноября, 2017, 18:29 Распечатать Выпуск №45, 25 ноября-1 декабря

Может ли малый бизнес "делать погоду" в наших городах?

Когда мы говорим "малый бизнес", то чаще всего подразумеваем под этим понятием тысячи предпринимателей, деятельность которых может разве что прокормить их семьи. Малый бизнес — малая ответственность перед обществом, малые возможности хоть как-то влиять на социум, в котором работает эта армия людей, брошенных в открытый океан свободного плавания.

Вместе с тем именно представители малого бизнеса являются самой многочисленной частью украинского предпринимательства. Побывав этой осенью в Одессе, где на каждом шагу сталкиваешься то со студией красоты, то с мини-кафе, то с маленьким эксклюзивным фотоателье, я лично убедилась в этом.

Предпринимательство здесь — повсюду. Выйдя на Дерибасовскую, сразу же попадаешь в водоворот людей, предлагающих свои услуги. Тебе обязательно предложат прокатиться в вагончиках, которые курсируют от Оперного театра до набережной по ул. Гоголя — одной из самых красивых улиц в Одессе, где практически каждое здание украшают знаменитые одесские кариатиды. Самых маленьких туристов приглашают прокатиться на декоративно подстриженных лошадях и пони, а уж столовые быстрого питания, кафе и рестораны не пропустят мимо себя ни одного приезжего…

Продажа сувениров на каждом шагу, девушки в старинных платьях, зазывающие в кафетерии, "мальвины" с голубыми волосами, приглашающие в бутик — все это работает на целую индустрию местного малого бизнеса.

К сожалению, чаще всего крошечные помещения этих предпринимателей находятся в активно разрушающихся старинных зданиях старого центра города. Предприниматели делают ремонт и преображают фасад только своей небольшой части здания. И зачастую этот ремонт вступает в диссонанс с общим архитектурным ансамблем постройки, а реклама и вывески предпринимателей выглядят просто чудовищно на фоне старинного особняка.

Что это? Нежелание участвовать в каких бы то ни было социальных преобразованиях города или невозможность помочь из-за собственных более чем скромных доходов?

"Предприниматели в основном участвуют в социальных проектах, если их об этом просить. В 2008 г. я работал начальником городского управления охраны объектов культурного наследия, —комментируетрегиональный представитель департамента культурного наследия и культурных ценностей Министерства культуры Украины, лауреат государственной премии в области архитектурыВладимир Мещеряков. — Мы обходили всех предпринимателей на Дерибасовской и просили их принять долевое участие в ремонте фасадов домов, в которых расположены их заведения. В то время улицу удалось в основном привести в порядок. Приходилось взывать к патриотизму бизнесменов. Например, во время работ на Дерибасовской, я получил неприятный телефонный звонок от одного из крупных начальников, так как он считал очень большой сумму долевого участия в ремонте фасада здания, на первом этаже которого находились принадлежащие ему нежилые помещения с магазинами. После "патриотичной" беседы он согласился оплатить часть суммы, необходимой на ремонт.

Если же говорить о более крупном одесском бизнесе, то надо понимать, откуда он вырос. Вряд ли стоит рассчитывать на понимание этими новыми магнатами важности социальной миссии предпринимательства. Может быть, их дети, получившие западное образование и оставшиеся в Одессе, придут к этому пониманию. "Построить" этих людей в целях спасения Одессы можно, но для этого нужна воля первых лиц города, области и страны.

Пример организации бизнеса для созидательных целей был в 1999—2007 гг., когда с его помощью воссоздали выдающийся утраченный памятник архитектуры, истории и культуры Одесский кафедральный Спасо-Преображенский собор на Соборной площади. При этом был воссоздан традиционный характер исторической среды этой части Одессы.

Кроме этого, была реставрирована Екатерининская площадь с памятником основателям Одессы. Это был еще один реальный шаг для включения ядра исторического центра Одессы в основной список ЮНЕСКО".

К счастью, многие сегодняшние предприниматели уже хорошо понимают, что замаскированные листами пластика, но не отремонтированные стены дома, где находится их заведение, — плохая реклама для привлечения клиентов. В их интересах — сделать среду обитания красивой и комфортной не только на нескольких десятках собственных квадратных метров, но и на всей прилегающей территории.

"Без "изюминки", оригинального дизайна, новых решений сегодня привлечь клиентов в Одессе нереально, —рассказывает Андрей К., владелец одного из кафе. — Предприниматели стараются найти что-то свое, эксклюзивное. Я видел у входа одного из кафе ярко-желтый настоящий автомобиль, весь салон которого заполнен живыми цветами, а в открытом капоте — коллекция вин и висящие фужеры".

Государственных учреждений и организаций в центре Одессы немного. И, как правило, они сосредоточены — по нескольку в одном здании — в большой тесноте. Все остальное отдано на откуп частным лицам, предпринимателям, многие из которых и хотели бы обустроить все вокруг себя самым лучшим образом, но налоги и поборы связывают им руки.

Задавленный налоговым бременем предприниматель не знает, как свести концы с концами, вот и лепит рекламные щиты на свои заведения, пытаясь прикрыть неприглядную картину разрушающегося жилого и нежилого фонда города.

Но пуще всего местный малый бизнес боится, что застройщики уничтожат неповторимый колорит старой Одессы, потихоньку доведя до разрушения старые уникальные дома и целые районы. А на их месте построят новые современные высотки.

Ведь старая Одесса как-никак "кормит" целую армию предпринимателей, обслуживающих туристов со всего мира. 

Если вместо архитектурных шедевров построить современные торговые центры и загнать туда предпринимателей, в Одессу просто перестанут приезжать!

"Сохранить старую Одессу чрезвычайно важно, — убежден Владимир Мещеряков, — Моим коллективом разработан оригинальный проект реконструкции т.н. "Климовского квартала". Проект носит название "Этно-квартал "У Привоза" и разработан на основании "Историко-архитектурного опорного плана, проекта зон охраны, определения границ исторических ареалов Одессы", утвержденного Министерством культуры и туризма Украины. Он является одним из возможных примеров регенерации части Центрального исторического ареала Одессы, а также зоны регулируемой застройки — Молдаванки.

Еще один наш проект — это создание свободной экономической зоны туристско-рекреационного типа на свайном острове "Византия", который планируется построить в Одесском заливе (проект был отмечен дипломом IV Международного смотра-конкурса городских практик "Лучший город СНГ и ЕврАзЭС"). Это не намывной остров, а остров на сваях, в точности копирующий масштаб исторического центра города — Дерибасовской, Приморского бульвара, Ланжероновской и других улиц. Только вместо дорожного полотна будут каналы, а на уровне четвертого этажа все кварталы соединят пешеходно-велосипедные улицы, по которым смогут двигаться и электромобили. По ним можно будет попасть в любую часть острова…".

Нет сомнений, что подобные проекты могут способствовать созданию новых рабочих мест для малого бизнеса, выполняя одновременно социальную функцию реставрации и развития города.

Сейчас в Одессе более 700 достопримечательностей и памятников архитектуры, многие из них нуждаются в капитальном ремонте. Проходящие по улицам туристы рискуют получить травмы из-за падающих на головы кусков зданий, которые разрушаются прямо на глазах.

Спасти ситуацию одному малому бизнесу не под силу — нужны правильные решения, которые бы способствовали экономической привлекательности морского города.

Во Львове, например, который уже несколько лет работает по европейским правилам, исторический центр очистили от диссонирующих коробок-вывесок. В результате сотрудничества с немецкой организацией GIZ, Львовская городская рада разработала по европейским правилам и утвердила Программу сохранения исторической застройки, а также ряд других документов, на основании которых громада Львова уже получает многомиллионные европейские гранты в евро на городские программы.

Интересен опыт Варшавы, где Управление гражданских мест выявляет неблагоустроенные фрагменты городской среды, организовывает архитектурные конкурсы, общественные слушания, определяет подрядчика и осуществляет другие функции заказчика. Без конкурсов и общественных слушаний с положительным итогом не происходит ни одного более-менее значимого преобразования архитектурной среды города.

Как результат — город богатеет равномерно, без "олигархов" и обнищания предпринимателей, которые едва сводят концы с концами.

Создание благоприятной среды обитания — дело, где нет, да и не может быть людей, чья "хата с краю".

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №35, 22 сентября-28 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно