Проблемы выбора автомобиля в принципе не существует, если вы не ограничены в финансах. Тогда достаточно вспомнить о своих желаниях, прислушаться к советам специалистов, прочитать результаты «тест-драйвов». Затем посетить несколько автосалонов или, что еще удобнее, выставок, выяснить количество сервисных центров, условия гарантии. Посидеть в понравившихся машинках и оплатить покупку в салоне. Все.
Стоп, а как же безопасность? Более ответственный подход к приобретению предполагает еще и основательное изучение crash-тестов. Не секрет, что организаторы тестов регулярно в буквальном смысле разбивают автомобили, чтобы потребитель знал, чего ему ожидать от своего четырехколесного друга в случае ДТП.
Известно, что обстановка на рынке меняется в сторону омоложения автомобильного парка. «Если в 2002 году доля продаж новых автомобилей не превышала 23%, то в 2005-м она достигла почти 50% и продолжает увеличиваться, — рассказывает директор департамента маркетинга Торгового дома «НИКО» Максим Рабинович. — Это свидетельствует о том, что люди все больше отдают предпочтение покупке новых авто. Причин две: очень бурное развитие официальных продаж новых автомобилей (агрессивное продвижение, появление новых моделей, программы лояльности для клиентов) и слабость рынка б/у автомобилей (криминал, обман и отсутствие цивилизованных условий покупки)».
Тем не менее даже крупные брэнд-торговцы стараются охватить своим вниманием сегмент секонд-хэнда. Так, Торговый дом «НИКО» на базе своих салонов развивает комиссионную торговлю и услугу трейд-ин. И если человек останавливает свой выбор на б/у автомобиле Mitsubishi, то может рассчитывать даже на гарантию. В общем «бэушный» сектор автомобильного рынка еще рано отправлять на пенсию.
Правда, выбрать автомобиль, бывший в употреблении, гораздо сложнее. Причины выбора именно старого авто могут быть разные. Так, за деньги, которые стоит новой бюджетный автомобиль, можно приобрести «поношенный», но более высокого класса, с большим количеством «фарша». И потом, некоторые автолюбители не хотят терять деньги на ускоренную амортизацию. Поэтому предпочитают покупать одно-, двухлетние машинки, которые «еще почти как новые», но при этом уже серьезно потеряли в цене.
В любом случае выбор старого автомобиля — риск, поэтому перед тем как совершить покупку, необходимо свести риск к минимуму. Сделать это в силах каждый, даже не особо разбирающийся в технической начинке (следует заметить, значительная часть автолюбителей, которые приобретают б/у машины, в состоянии сами заменить масло, разобрать карбюратор и т.п.).
Итак, определившись с моделью автомобиля, годом выпуска и сориентировавшись в ценах, советую углубиться в Интернет и найти клуб любителей данной автомарки. Если раньше это было достаточно сложно, то теперь количество интернет-сайтов с «тусовками» поклонников той или иной модели огромно. Там от автовладельцев можно узнать о типичных «болячках» конкретной модели вполне определенного возраста.
Кроме того, там же можно легко определиться с будущими расходами, требующимися для тех или иных ремонтных работ. Ведь для одного автомобиля ремонт ручного тормоза обойдется в копейки, для другого неработающий «ручник» — лишь симптом, свидетельствующий о более сложной и дорогостоящей поломке.
Несложно найти и сайты по продаже запчастей. Кстати, перед покупкой авто не помешает внимательно изучить их стоимость. Например, цену левой передней фары, правого переднего крыла, бамперов, бензонасоса, а также те части, которые чаще всего выходят из строя у выбранной вами модели. В зависимости от марки цены могут отличаться в несколько раз.
А для автомобилей японского производства характерен еще один маленький нюанс — одна и та же модель могла претерпевать в течение года три-четыре модификации. И стоимость запчастей на них — разная. Более того, фара от авто модификации А совершенно не подойдет, например, по крепежу к модификации Б. Хотя внешне автомобили могут выглядеть практически идентично.
Проверка VIN-кода — это, пожалуй, один из самых важных нюансов, которые вы можете узнать о своей будущей покупке. Перекупщики, в отличие от автолюбителей, прекрасно разбираются в моделях и комплектациях, могут часами рассказывать о начинке автомобиля и убеждать вас в том, что год выпуска соответствует году, указанному в техпаспорте. Однако достаточно переписать VIN-код (номер кузова обычно расположен под стеклоочистителями), чтобы потом, воспользовавшись утилитой расшифровки VIN-кода (их можно найти на интернет-сайтах по продаже запчастей), узнать почти все об автомобиле. В VIN-коде обычно зашифрована следующая информация: год и месяц выпуска автомобиля (или если придираться, то кузова), модель (тип двигателя), «фарш» (кондиционер заводской установки, люк, подушки безопасности и т.п.). Если что-то из того, что вы видите в конкретном экземпляре автомобиля, не соответствует данным фирмы-производителя, это уже серьезный повод усомниться в целесообразности покупки. Кто может знать, какие умельцы и каким образом врезали в систему охлаждения кондиционер и насколько качественно это у них получилось? Более того, если VIN-код не поддается расшифровке, вполне уместны сомнения относительно происхождения данного автомобиля.
При первичном осмотре машины следует обратить внимание на ее пробег. Вряд ли стоит верить продавцу, что BMW 1986 года за 20 лет жизни проехала всего лишь 120—130 тыс. км. Раньше любимой «сказкой» продавцов была история о двух немцах-пенсионерах, которые ездили на этой машине в булочную, расположенную за углом, а остальное время ходили пешком, «сохранив автомобиль в целости и сохранности».
Если же вы еще не определились с маркой и моделью автомобиля, возможно, следует воспользоваться ADAC-овской статистикой, которая публикуется каждый год, ее можно найти в специализированных автомобильных журналах, либо на официальном сайте в Интернете. О чем может сказать эта статистика? Например, если вы выбираете автомобиль в возрасте 5—8 лет, то можно узнать, владельцы автомобилей какой модели обращались в сервис-центры реже всего, и делать свой выбор согласно этой статистике. Конечно, это всего лишь статистика, и количество обращений в службу ремонта может сильно зависеть от характера хозяина автомобиля и его материального благосостояния, но ориентиром она все-таки может служить.
После того как предварительный выбор автомобиля закончен, желательно, чтобы его осмотрели на специализирующейся по данной модели СТО. Мастера, разбирающиеся в этой марке, знают, где и что смотреть, где и что ломается, и после часового осмотра у вас на руках будет распечатка со списком потенциальных и срочных ремонтов по конкретному автомобилю. Расходы на осмотр помогут сэкономить ваши деньги и нервы в будущем.
Просмотрев несколько машин, вы, вполне возможно, придете к выводу, что к изначальной стоимости автомобиля придется добавить еще энное количество денежных знаков. И либо откажетесь от покупки данного автомобиля, либо продолжите поиски, а может, решите приобрести новый. В любом случае не стоит забывать слова классика: «Каждый, у кого нет автомобиля — мечтает его купить, а у кого он есть — мечтает его продать».
Мнение экспертов
Андрей, 32 года
(два автомобиля б/у, теперь — новый)
— Спору нет, вторичный автомобильный рынок популярен в Украине. Однако как только у автомобилиста появляется такая возможность, он приобретает новую машину. Потому что новая — это отсутствие криминального и аварийного прошлого. Гарантия от производителя, гарантийное обслуживание. А еще уверенность в том, что автомобиль не подведет.
Алексей, 35 лет
(три автомобиля б/у, теперь — б/у)
— Приобретение «бэушного» автомобиля — мероприятие хлопотное. Изучение технических данных, осмотр, мнение мастеров… Сложно, но вполне доступно и реально. Зато этот подход позволяет за меньшие деньги приобрести автомобиль более высокого класса (по сравнению с новым) или такого же, но с большей начинкой (кондиционер, электропакет). Кроме того, б/у автомобиль дешевеет не так заметно, как новый. При своевременных техосмотрах и ремонте машина будет служить хозяину верой и правдой.