«ШВИДКО» MCDONALD’S — НЕ ТОВАРИЩ НА РЫНКЕ FAST-FOOD СТАНОВИТСЯ ТЕСНО, НО ЖЕЛАЮЩИХ УХОДИТЬ ИЗ ЦЕНТРА СТОЛИЦЫ НЕМНОГО

09 апреля, 2004, 00:00 Распечатать Выпуск № 14, 9 апреля-16 апреля 2004г.
Автор
Статьи авторов Все статьи автора Все авторы
Отправить
Отправить

Отечественный рынок быстрого питания, или, как сейчас принято его называть, fast-food, начал формироваться лет семь назад, когда в Украину пришел первый зарубежный оператор с мировым именем — McDonald’s...

Автор
Статьи авторов Все статьи автора Все авторы

Отечественный рынок быстрого питания, или, как сейчас принято его называть, fast-food, начал формироваться лет семь назад, когда в Украину пришел первый зарубежный оператор с мировым именем — McDonald’s. И хотя в последние два года он быстро рос, все же заполнился только на 40%. Аналитики оценивают годовые объемы этого рынка в 600 млн. грн. и утверждают, что все ниши на нем будут заняты лишь лет через пятнадцать. Так что пока имеется пространство для действий прежде всего национальных компаний. И они появляются как грибы после дождя: «Два гуся», «Швидко», «Домашня кухня», «Пузата хата», «Три товстуни»...

Еще лет 13—15 назад у рядового украинского потребителя, оказавшегося за стенами родного дома, не возникала проблема, где бы ему пообедать. Мощная сеть «Общепита» густо опутывала не только республику, но и одну шестую планеты, предлагая не очень изысканное, зато доступное по цене меню. Об этой доступности миллионы людей помнят и сегодня, но не все из них вспоминают, собственно, о самом меню, коронным блюдом которого была «хлебная» котлета. «Деликатес» разваливался при первом же прикосновении плохо вымытой алюминиевой вилки, у которой не всегда были все зубцы.

Иная картина сегодня. Если в кармане есть гривен 10—15 (именно столько в среднем стоит обед в системе быстрого питания), сделать выбор непросто. У потенциального клиента просто глаза разбегаются от заманчивых предложений иностранных и отечественных ресторанов, кафе, забегаловок.

— Особенно богатый выбор у киевлян и гостей столицы, — говорит заместитель начальника Главного управления потребительского рынка и торговли горгосадминистрации Василий Пилявоз. — У нас работает 118 заведений быстрого питания на десять с половиной тысяч посадочных мест. А вообще в Киеве 2370 объектов ресторанного хозяйствования, способных одновременно обслуживать почти 138 тысяч посетителей. Таких мощностей вполне достаточно. А если сеть развивать, то это следует делать преимущественно на массивах. В центре таким заведениям уже тесно.

Однако, похоже, сами субъекты хозяйствования на рынке fast-food к этому мнению не очень прислушиваются (до недавнего времени они даже не согласовывали с управлением торговли разрешения на открытие новых точек). Так что большинство ресторанчиков расположено в центре города или в крайнем случае на пересечении мощных пассажиропотоков. Однако эту стратегию им все же придется менять, если собираются завоевывать все более широкий круг клиентов. К тому же у периферии есть свои преимущества: там не только меньше конкурентов, но и более дешевая аренда. И все же маркетологи не советуют спешить на окраины. Они считают, что рестораны быстрого питания на массивах станут прибыльными лишь в том случае, если тамошние жители будут регулярно в них обедать. А пока до этого еще далеко, поэтому приходится операторам рынка fast-food отвоевывать посетителей у конкурентов.

Делает это каждый по-своему, придавая отечественному рынку быстрого питания специфические черты. Достигается это за счет расширения традиционного меню. Обычный набор (бутерброды, картофель фри, кока-кола) дополняют горячими блюдами, закусками, салатами, разнообразными пирожными. Причем ассортимент довольно часто меняется. Клиент становится все переборчивей, и чтобы удовлетворить его желание не просто пообедать дешево и быстро, но еще и с пользой для здоровья, приходится открывать собственные кухни. Это тоже отличие украинского фаст-фуда от классического, где, как правило, только разогревают полуфабрикаты. Во всем остальном наше общественное питание похоже или пытается быть похожим на традиционное: быстрое и качественное обслуживание, невысокие цены, в меню не менее 10—15 блюд.

Основным конкурентом для большинства операторов рынка быстрого питания считается McDonald’s. По разным оценкам, его доля составляет от 16 до 19%. С не слишком широким ассортиментом блюд, компания привлекает клиентов хорошим сервисом, умением организовать отдых детей. Кое-что из этого американского арсенала перенимают рестораны сети «Мак Смак», «Ростикс». Однако едва ли не самые амбициознные цели поставила перед собой компания «Швидко». Недавно она обнародовала планы на ближайшее будущее. Занимая 8% на столичном рынке быстрого питания, она стремится нарастить здесь свое присутствие. Благодаря недавно полученной инвестиции в 3 млн. долл., «Швидко» собирается до 2007 года расширить сеть своих заведений до 33. Сейчас их только восемь с годовым товарооборотом немногим более 13 млн. грн. По всему видно, подготовка к экспансии на рынок велась заблаговременно. Не зря же новый генеральный директор компании Желько Марчек еще совсем недавно был руководителем операционного отдела McDonald’s. Меняются и приоритеты компании — следующий объект быстрого питания «Швидко» будет расположен уже не в подземных торговых центрах, а в отдельном сооружении. Предусматривается также увеличение самих залов до 90—150 посадочных мест.

Правда, пока планы этого оператора не распространяются за пределы столицы. Зато они есть у компании «Два гуся», которая уже имеет четыре ресторана в Киеве и два в Днепропетровске и откроет еще десять в нынешнем году. Причем в разных городах Украины: Донецке, Харькове, Одессе, Луганске. У руководства оператора есть и далеко идущие планы: выход на российский и западноевропейский рынки. Предлагая разнообразное меню (от салатов до горячих блюд), «Два гуся» будут завоевывать международное пространство национальными украинскими блюдами, не забывая, однако, о местных традициях.

И все же пока большинство отечественных операторов на рынке быстрого питания свои перспективы связывает с Украиной. Не видят особого смысла в сегодняшнем пересечении границы. Ведь маркетологи утверждают, что даже при активной конкуренции отечественных и зарубежных фирм (например, ожидается выход на украинский рынок «Российской кухни», BasKin Robbins) еще года три борьба не будет слишком жесткой. Обычно она начинается только тогда, когда рынок заполняется процентов на 80—85. В тех условиях выживут компании, чей брэнд будет выгодно отличаться от конкурентов. Вот тогда и посмотрим, кто и чего стоит...

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК