Шаг вперед, два шага назад… Технопарки ждут закона

23 декабря, 2005, 00:00 Распечатать Выпуск № 50, 23 декабря-30 декабря 2005г.
Отправить
Отправить

То, что парламент озаботился проблемами инновационной деятельности в разгар украинско-российских «газовых войн», скорее всего, случайность...

То, что парламент озаботился проблемами инновационной деятельности в разгар украинско-российских «газовых войн», скорее всего, случайность. Но именно эта случайность как нельзя лучше подтверждает старую истину: все в этом мире взаимосвязано. Ведь одной из причин критической зависимости Украины от поставок российского газа является технологическая отсталость отечественной промышленности.

Из этого следует простой вывод: инновационная деятельность нуждается в господдержке. А государственная инновационная политика должна быть одним из приоритетных направлений экономической стратегии — особенно в стране, чьи амбиции изрядно опережают возможности.

Если послушать многочисленные выступления чиновников, то может сложиться впечатление, что в этом направлении у нас все делается именно так, как надо. Но если рассмотреть историю инновационной деятельности в Украине через призму становления реальной законодательной и регуляторной базы, то все будет выглядеть совсем не так радужно.

Во всем мире ведущей формой инновационной деятельности являются технопарки, в рамках которых реализуются проекты, требующие серьезных затрат на научные исследования, а также на внедрение в производство результатов этих исследований. В Украине не стали изобретать велосипед и пошли проверенным путем: в июле 1999 года парламент принял Закон «О специальном режиме инвестиционной и инновационной деятельности технологических парков». Главная идея закона заключалась в том, что технопарки освобождались от уплаты НДС и налога на прибыль. Условием получения льгот являлось направление «сэкономленных» на налогах средств на научную и (или) научно-техническую деятельность.

Причем в законе 1999 года речь шла не о «парках вообще», а о конкретных субъектах хозяйственной деятельности. Изначально их было четыре. Потом, после внесения в 2001 и 2002 гг. поправок в закон, количество технопарков возросло до восьми. (Для справки: всего в мире действует около трех тысяч технопарков и других инновационных структур сходного типа.)

Были среди украинских технопарков и успешные, и не очень. Суть вопроса не в этом. А в том, что вся история отечественных технопарков — это история борьбы. С налоговой, которая не раз пыталась «подкорректировать» закон ведомственными инструкциями и разъяснениями. С таможней, которая отказывалась давать добро на ввоз оборудования в рамках инновационных проектов. С Минфином, который давно борется за «ручное управление» инновационной деятельностью.

Пика борьба против налоговых «шаровиков» достигла в марте 2005 года. Именно тогда, под разговоры об инвестиционной привлекательности послереволюционной Украины и под ритуальные заклинания о необходимости «украинского прорыва», первое «оранжевое» правительство добилось ликвидации льгот, аргументируя это борьбой за равные условия для всех. Итог — «в живых» де-факто осталось три технопарка. Один из них, «Газотрон-Люкс» (Ривне), кстати, занимается энергосберегающими технологиями, об актуальности которых в свете сегодняшних газовых перипетий вряд ли кто-то сомневается.

Реакцией на несоответствие реальной действительности требованиям сегодняшнего дня стал законопроект парламентского комитета по вопросам образования и науки «О внесении изменений в Закон Украины «О специальном режиме инновационной деятельности технологических парков» и другие законы Украины». Документ предусматривает возвращение государственной поддержки технопаркам, их субсидирование и кредитование. 15 ноября парламент поддержал законопроект (297 голосов — за) и отправил на подпись президенту. Но глава государства воспользовался правом вето, высказав ряд замечаний к документу и отправив его на повторное рассмотрение Верховной Рады.

При этом некоторые из подготовленных секретариатом замечаний кардинально меняли идеологию законопроекта. В частности, освобождение «технопарковских» проектов от уплаты ввозной пошлины и налогов на прибыль предприятий трактовалось как нарушение равенства всех субъектов права собственности. При этом авторы замечаний почему-то не учли, что без государственных субсидий технопарки теряют для потенциальных инвесторов свою экономическую привлекательность: вкладывать деньги в научно-технические разработки «из чистой любви к прогрессу» сегодня никто не будет.

Также Банковая утверждала, что вследствие вступления в силу закона потери бюджета составят 400 млн. грн. в год. Эта цифра, по словам исполняющего обязанности главы парламентского комитета по вопросам образования и науки Игоря Юхновского, вообще «взята с потолка»: за все годы существования технопарков совокупные косвенные и прямые субсидии на их деятельность составили всего 260 млн. грн.

Еще одно из существенных обоснований вето состояло в том, что положения закона не отвечают ГАТТ (Генеральному соглашению по тарифам и торговле). Следовательно, могут создать проблемы на и без того непростом пути страны в ВТО. Но, по словам того же Юхновского, ГАТТ в подобных случаях вполне лояльно относится к отказу государства от взимания тех или иных налогов.

Именно эти аргументы и контраргументы приводились во время повторного рассмотрения законопроекта, состоявшегося 15 декабря. Парламент не смог (да и не особенно пытался) преодолеть вето президента. Но закон все же приняли 245 голосами после того, как были частично учтены поправки, предложенные главой государства. Компромисс состоит в следующем: вместо освобождения от уплаты НДС при ввозе материалов технопаркам предоставляется налоговый кредит (на 720 дней при ввозе оборудования и на 180 дней — при ввозе комплектующих). Кроме того, технопарки освобождаются от уплаты НДС только при реализации товаров на внутреннем рынке.

Такой вариант, в принципе, должен устроить все заинтересованные стороны. Бюджет не будет нести потери вследствие неуплаты налогов, а технопарки освободятся от налогового давления на период, достаточный для того, чтобы «поднять» реализуемые проекты.

Осталось только дождаться решения президента. Кстати, инициаторы законопроекта еще накануне его повторного рассмотрения в парламенте обнародовали намерение обратиться к главе государства с письмом, объясняющим их позицию.

На данный момент неизвестно, отправлено ли такое письмо, но необходимость в нем, видимо, все же есть. Дело в том, что позиция политика Виктора Ющенко по этому вопросу известна: он не раз высказывался в поддержку инновационной деятельности, в пользу привлечения инвестиций и обеспечения условий для технологического переоборудования промышленности. Но вот позиция президента Ющенко во многом зависит от того, как отнесутся к законопроекту в соответствующем отделе секретариата. А вот здесь можно ожидать всего — от излишней формализации подхода до каких-нибудь «неформальных факторов». Тем более что продолжает вызывать вопросы позиция Минфина по этому вопросу. Ведомство Виктора Пинзеника согласилось с положениями законопроекта, прошедшего повторное рассмотрение. Но, по некоторым данным, внутри министерства не угасло желание пролоббировать режим «ручного управления» для финансовых потоков, из которых черпаются субсидии для технопарков.

Конечно, наивно было бы рассчитывать, что вступление в силу данного закона моментально даст результат. Тем более после девятимесячного угасания «технопарковских» проектов. Но если все же рассчитывать на то, что Украина когда-нибудь догонит технологически продвинутые страны, нужно что-то делать. Причем непрерывно. Поддержка инновационной деятельности — это ведь не вопрос вступления в НАТО или ЕЭП. Здесь национальный консенсус не кажется чем-то далеким и эфемерным.

Поэтому на перспективу подписания президентом вышеупомянутого законопроекта можно смотреть со сдержанным оптимизмом. Закон, поддерживающий инновационную деятельность, действительно нужен стране. А сама эта деятельность не должна прерываться в зависимости от настроений власть имущих. Принцип «шаг вперед, два шага назад» в данном случае не подходит. Даже если количество шагов по отношению к направлениям движения поменять местами…

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК