Выбор летних шин — вопрос не из легких, как может показаться на первый взгляд. Ассортимент, который можно встретить в магазинах, широк. Тут есть «обувка» и для хорошего асфальта, и для аквапланирования, и для бездорожья…
Лужи и раскаленный асфальт
Конечно, чтобы не покупать себе четыре—пять комплектов летних шин на все случаи жизни, лучше всего тщательно проанализировать свои потребности. И если можно с большой долей вероятности предположить, что маневрировать в песке вам не придется, то маневров под проливным дождем или по мокрому асфальту не избежать никому. Кстати, тонкая пленка воды на асфальте по своим характеристикам может быть очень близка ко льду: если шина не обеспечивает своевременного и качественного отвода воды с контактирующей поверхности, избежать заносов будет непросто.
Некоторые водители предпочитают экономить и «докатывают» поношенную зимнюю резину летом, полагая, что раз зимой на ней хорошо ездить, то летом — совсем замечательно. Однако дорожные и температурные условия зимы и лета в нашем климате серьезно отличаются. Зимой резина «борется» со льдом, снегом, и холодным асфальтом, летом — с лужами и раскаленной дорогой. В принципе «докатать» зимнюю резину весной—летом можно. Но при высоких температурах (а для зимней резины температура выше 10—15°C — высокая) резина становится чрезвычайно мягкой, и при разгонах-торможениях быстро стирается, увеличивая при этом расход топлива. Силу трения ведь никто не отменял. А если вспомнить, что зимняя резина обычно покупается более узкая, чем летняя, и скорости в теплый период года намного выше, чем зимой, то использование зимней резины на летней дороге серьезно скажется как на управляемости, так и на безопасности движения.
Летние шины, в отличие от зимних, делаются из более твердых сортов резины. Они более жесткие и в состоянии обеспечить нормальное сцепление колес с поверхностью раскаленной дороги.
Если вспомнить о всесезонных шинах, то, учитывая их универсальность, следует сказать, что со своей задачей они будут справляться хуже, нежели специализированные шины для конкретного сезона. Не говоря уже о том, что километраж, на который хватит шин, примерно одинаков, то есть на то расстояние, где «сотрутся» комплект летних и комплект зимних шин, как раз хватит двух комплектов «всесезонок». И экономия, скорее всего, будет лишь за счет «переобувания» автомобиля, принося в жертву управляемость.
Внешний вид и управляемость
Вернемся к летним шинам. Важнейший фактор, который говорит о качестве сцепления колеса с дорогой, — рисунок протектора. Наилучшее сцепление обеспечиваеть шина, имеющая асимметричный рисунок. Глубина рисунка говорит о ее способности сохранять сцепление во время аквапланирования: чем больше глубина рисунка, тем более управляемым будет автомобиль на мокрой дороге. Нанесение специальных канавок для отвода воды улучшает аквасвойства резины. Такие шины обычно маркируют Rain (дождь) или Aqua (вода). Шины с V-образным рисунком протектора лучше всего подойдут для сухого асфальта. Однако пригодны к летней эксплуатации и те и другие. Если же ваши летние шины не новы, не забывайте контролировать глубину протектора — чтобы иметь представление о поведении автомобиля в сложных дорожных условиях.
Растущая популярность автомобилей повышенной проходимости (SUV Sport Utility Vehicle) положительно сказывается на росте рынка шин для внедорожников. Причем, специфика такова, что зачастую внедорожники используются для езды по городу, поэтому спрос на высокоскоростные шины 4х4 с индексом скорости V (до 240 км/час) велик. Согласно исследованиям компании Fulda для поездок по рельефной или пересеченной местности свой транспорт используют не более 2% владельцев автомобилей-внедорожников. Поэтому когда приходится выбирать между дорожными шинами, универсальными (для грунтовой дороги с твердым покрытием) и шинами для бездорожья, не всегда следует покупать шину с самым выразительным рисунком. Ибо если они прекрасно себя покажут в лесу, то на мокрой дороге тормозной путь будет значительно большим, не говоря уже о шумности. Хотя спору нет — внедорожник с максимально рельефными шинами смотрится намного агрессивнее и стильнее.
«Зеленые» и «прикольные» шины
Компании — производители шин усердно борются за покупателя, предлагая широчайший спектр «обуви» для вашего автомобиля и постоянно развивая технологии. Компания Michelin разработала «зеленые» шины с уменьшенным сопротивлением качению. По подсчетам специалистов, на преодоление качения уходит до 20% расхода топлива у легковых автомобилей и до 30% у грузовых. Для наглядности сопротивление качения можно представить в виде уклона в 1%, который приходится постоянно преодолевать автомобилю. Что же дает использование «зеленых» шин? Во-первых, существенную экономию топлива, во-вторых — сокращение выброса в атмосферу вредных выхлопов CO2.
Компания Goodyear предлагает своим клиентам шины RunOnFlat. Технология, использованная для изготовления этих шин, позволяет автомобилю продолжать движение на проколотом колесе со скоростью до 80 км/час на расстоянии не менее 80 км. При этом на управляемости прокол практически никак не сказывается, разве что более опытные водители смогут заметить, что автомобиль немного «уводит» в сторону проколотого колеса, поэтому производители настоятельно рекомендуют использовать эти шины на автомобилях, оснащенных датчиками давления в шинах, чтобы не пропустить сам момент прокола.
Догнать и перегнать?
А что же у нас? В Украине два крупных производителя шин: ЗАО «Росава» (г. Белая Церковь) и ОАО «Днепрошина» (г. Днепропетровск). Перед ними стоит задача сегодня догнать своих именитых иностранных конкурентов по технологиям. Так, «Днепрошина» уже осуществила программу модернизации оборудования с привлечением компании Matador Machinery (которая входит в группу Continental), что позволило запустить производство цельнометаллокордных (ЦМК) шин, соответствующих современным требованиям, для грузовых автомобилей. Новая линейка легковых и легкогрузовых шин на новом оборудовании Matador отвечает современным требованиям потребителя по скоростным показателям, экономичности, управляемости.
ЦМК-шины по сравнению с обычными имеют лучшие показатели износостойкости и сопротивления механическим повреждениям, отличаются хорошей управляемостью, а возможность неоднократного восстановления протектора и увеличение грузоподъемности на 10—15% позволяет говорить об их экономичности.
Надо сказать, что лишь более 43% выпускаемой продукции ОАО «Днепрошина» реализует в Украине. Все остальное — за рубежом. Около 43% продукции поставляется в страны СНГ и более 14% — в страны дальнего зарубежья (в более чем 40 стран мира). В настоящий момент шины, производимые ОАО «Днепрошина» в рамках новой программы, уже поставляются европейскому потребителю через дистрибьюторскую сеть компании «Матадор». К концу 2007 года планируется представить легковые шины нового поколения.
Комментарии
Валерий Засоба,
коммерческий директор ОАО «Днепрошина»:
— В настоящее время «Днепрошина» продолжает реализацию программы технической модернизации предприятия, состоящую из двух этапов. Первый этап — освоение производства высокоскоростных грузовых ЦМК-шин, предназначенных для современных магистральных автофургонов и автобусов, — уже реализован. Реализация второго этапа связана с внедрением новых разработок легковых и легкогрузовых шин, соотношение цены и качества которых позволит новинкам занять достойное место в среднем ценовом сегменте.
На рынках Украины и России ОАО «Днепрошина» является одним из основных игроков во всех основных сегментах рынков, кроме сегмента легковой шины, за счет своей специализации на производстве шин аграрного назначения — нишевый игрок на мировом рынке.
Наши основные конкуренты: ОАО «Белшина», холдинговые компании ООО «Сибур-Русские шины», ОАО «Нижнекамскшина» и ОАО «Амтел-Фредештайн».
В 2006 году заметно выросли продажи в страны Балтии, Западной и Восточной Европы, Азию и Америку. При этом на отечественном рынке было реализовано в денежном выражении 40,61% выпущенной продукции, на рынке СНГ — 42,23%, в страны дальнего зарубежья — 17,6%.
Олег ЖмурО,
президент ООО «Технооптторг»:
— Автомобильный парк увеличивается с каждым годом, соответственно, растет и потребление шин. Однако есть различия в разных сегментах рынка. Например, в сегменте грузовых шин идет определенное сокращение потребления шин в связи с постепенной переориентацией рынка на легкогрузовые шины, рынок которых плавно растет. Заметно увеличились продажи шин для легковых автомобилей. Однако доля украинских производителей в этом сегменте пока невелика. К сожалению, по качеству отечественные шины еще отстают от западных.
Хотя в целом качество украинских шин постепенно повышается. Заводы модернизируются, повышая общую культуру производства. К примеру, завод «Днепрошина» в этом году планирует модернизировать производство легковых шин. Качество же производимых предприятием грузовых шин вполне соответствует мировому уровню.