Наиболее светлым державным умам Украины все более близкой становится вполне здравая мысль о том, что важнейшей заботой государства в конечном итоге должна быть вовсе не собственность, а порядок ее налогообложения. Говоря аллегорически, рыночная экономика обязана сохранять равнодушие к вопросу о том, на каком основании - по госзаказу ли, частным ли образом, либо с привлечением иностранных инвестиций - Сим молитву деет, Хам пшеницу сеет, а Яфет власть имеет. Лишь бы налоги в бюджет платили исправно.
О подобном здравомыслии свидетельствует, в частности, состоявшееся в ходе недавнего визита в Киев российского вице-премьера Олега Сосковца подписание межправительственного соглашения о создании российско-украинской финансово-промышленной группы «Международные авиамоторы». Акт, который нельзя не признать смелым и дальновидным, - во-первых, в силу того, что подписание состоялось при действующем парламентском вето на соответствующий президентский указ; во-вторых - потому, что даже самые ярые критики идеи ФПГ понимают необходимость подобных структур для украинской экономики. Как отметил украинский сопредседатель координационного комитета по созданию «Авиамоторов» Сергей Зеленюк, иного способа решения проблемы финансирования издыхающей промышленности нашего отечества нет. Однако на данном этапе приходится с сожалением констатировать, что для решения проблемы налогообложения в пользу украинской стороны здравомыслия пока что не хватило.
Дело в следующем. Составляющие новой структуры будут группироваться вокруг запорожского завода «Мотор Сич», специализирующегося, как известно, на производстве авиационных двигателей типа Д-27 (для военно-транспортного АН-70), Д-36, Д-18 и др. Однако российская сторона предполагает включение в ФПГ не только этого предприятия, но и запорожских же КБ «Прогресс», завода «Днепроспецсталь», титано-магниевого комбината, никопольского гидротурбинного и днепропетровского агрегатного заводов, харьковского ПО ФЭД - общим числом 9 объектов сплошь из перечня бывшей советской оборонной «девятки». Все они объективно обречены на интеграцию с Россией, ибо, во-первых, самолетостроительная отрасль не может работать без легированных металлов, многие из которых производятся только в РФ, а, во-вторых, последняя не обнаруживает горячего желания поставлять в Украину сырье, сокращая тем самым собственное производство и рабочие места. Более того, по заявлениям украинского нардепа Федора Судницына (бывшего до избрания сотрудником «Мотор Сичи»), стихийная интеграция происходит уже сейчас - в виде передачи на московский «Салют» и уфимский моторостроительный завод некоторых технологий изготовления и сборки исконно запорожских двигателей.
Разумеется, о нелегальном экспорте ноу-хау нет и речи: нечто подобное Д-27 западные компании разработали еще в середине прошлого десятилетия, но от серийного выпуска отказались - дорого. Не приходится говорить и о технологическом шпионаже: по словам того же Сергея Зеленюка, России - если бы там пришло кому-нибудь в голову изготавливать подобную запорожской продукцию самостоятельно - потребуется не менее семи лет на запуск производства, что, разумеется, бессмысленно. В данном случае речь идет о вполне понятном желании обладателей сырья обеспечить работой свои, а не украинские заводы и пополнить налогами свою, а не чужую казну. При таком положении дел очевидной становится необходимость своего рода «регулировщика» на довольно оживленной трассе движения материалов и технологий.
Вполне отдавая себе в этом отчет, российская сторона привезла и передала в украинский Минмашпром проект устава (правда, пока еще никем не утвержденного) создаваемой ФПГ. Вопреки прогнозам борцов с эфпэгэшной идеей, никакого посягательства на украинскую собственность там нет. Есть только скромная фраза: «Дочернее предприятие не может владеть акциями ФПГ».
Этого вполне достаточно: при вступлении в силу устава с такой формулировкой украинский бюджет от деятельности ФПГ не получит ни копейки. «Дочерними» по уставу объявляются все девять украинских предприятий, оставляемых в лоне родной им державы. Но акционерное общество, как известно, распределяет доход в соответствии с распределением пакета акций. Следовательно, если украинское предприятие таковых не имеет, его доход автоматически уходит в пользу российских владельцев ценных бумаг. Т.е. механизм «акции - доход - налог» на украинской территории не работает ввиду отсутствия всех трех его составляющих. Справедливости ради нужно отметить, что Украину «кидают» красиво: регулировщик, как и следует, не отнимает транспортное средство у незадачливого водителя, а «всего лишь» штрафует его. Размер же штрафа, как и следует, зависит от глупости и неосведомленности последнего.
В «замороженном» Верховным Советом указе об ФПГ предусматривалось, что единственным субъектом налогообложения по деятельности ФПГ является его головное предприятие - обязательно украинское. В проектах же закона об ФПГ понятие «головное предприятие» отсутствует, а налоги предполагается взимать со всех членов ФПГ пропорционально их участию в деятельности структуры. Будет закон принят в таком виде, и российская схема может сработать, предлагаемый грабительский устав будет абсолютно законным. В самом деле: «участниками ФПГ могут быть украинские и иностранные юридические лица - субъекты предпринимательской деятельности всех форм собственности» - условие соблюдается. «Участники ФПГ... самостоятельно выплачивают налоги и другие обязательные платежи» - кто спорит! А коль нет прибыли - на нет и суда нет...
Получается, что, создавая законодательную базу для образования в Украине ФПГ без «головы» - из опасений, что она, а вместе с нею и налоги, окажется за границей, - мы рискуем оказаться и без выплат в бюджет. Ибо головы, как следует из всего вышеизложенного, за границей есть - и в них не последнее место занимает мысль, как бы к чему-нибудь прирасти. Возможно, при таком раскладе окажется небезосновательным мнение советника Президента Украины Владимира Рыжова о том, что без введения в законодательство об ФПГ тезиса о налогообложении исключительно головного предприятия группы наши заводы уйдут в российские ФПГ. Впрочем, время доругаться еще есть. Ибо в вопросе о финансировании создаваемых «Международных авиамоторов», в отличие от прочих проблем, увы, царит полная ясность, - отсутствие желающих, т.е. банков. Уже существующие финансировать промышленность особо не стремятся, а создавать новые долго и хлопотно.