С МИРУ ПО НИТКЕ, ИЛИ КОГО ЩАДИТ «ЩАДЯЩАЯ» СИСТЕМА МЕСТНЫХ НАЛОГОВ

Поделиться
Хотя нынешний бюджетный год не так давно перевалил за свой экватор, во Львове уже вовсю думают-гадают (а точнее, просчитывают и выверяют), как жить в году следующем...
Фотоколлаж Сергея ПЯТЕРИКОВА

Хотя нынешний бюджетный год не так давно перевалил за свой экватор, во Львове уже вовсю думают-гадают (а точнее, просчитывают и выверяют), как жить в году следующем. Дело это для местных властей довольно непростое: нужно выполнять циркуляры сверху по сбору налогов и наполняемости бюджета (должен же город за счет чего-то хотя бы сносно существовать) и при этом постараться не обидеть предпринимателей, относительно объективно подойти к определению размера налогов, который люди могут заплатить, окончательно не убегая в тень. Вот и найди компромисс, чтобы и «волки сыты, и овцы целы»…

Действовать с позиции силы во Львове отказались, а создали специальную комиссию, куда вошли представители власти, экономисты, предприниматели, депутаты. В результате был выработан «конечный продукт», в целом регламентирующий сбор местных налогов, — как заявили члены комиссии, возможна только небольшая «шлифовка».

Насколько приемлемым видится только что подготовленное решение? Вот мнение тех, кто вырабатывал будущую стратегию налогообложения, и тех, кому эти налоги придется платить.

Валерий ПЯТАК, заместитель мэра Львова по вопросам экономического развития:

— Проблему формирования базы налогообложения мы рассматриваем с двух сторон — как экономическую и социальную. Ведь местные налоги и сборы в первую очередь касаются микробизнеса, в котором задействованы тысячи людей. Конечно, с точки зрения экономической можно было бы чисто фискально подойти к этому вопросу, поднимая ставки налогов и, таким образом, увеличивая доходы местного бюджета. Но это — недальновидная, бесперспективная политика, далекая от социальной защиты людей, с которыми нам жить и работать в этом городе.

Поэтому уже в минувшем году мы не пошли по пути простого арифметического увеличения местных налогов и сборов, а наоборот, по некоторым позициям снизили их. К примеру, на 30% были уменьшены ставки рыночного сбора (хотя это — серьезный показатель недофинансирования доходной части, так как рыночный сбор в структуре местного бюджета составляет около 2,5%). Было принято решение и об уменьшении в два раза (с 20 до 10%) гостиничного сбора.

Но не все зависит от нашего желания или внутренней политики. Приступая к формированию бюджета на будущий год, необходимо учитывать те параметры, которые нам спускают сверху: от базы предыдущего года получаем коэффициент прироста объема местного бюджета по основным доходным позициям. И его нужно неукоснительно выполнять. Поэтому постоянно находимся в раздвоенном состоянии: как выполнить бюджет по доходам и вместе с тем создать условия, чтобы налоги не погубили легальную предпринимательскую деятельность.

Сегодня параметры ставок налогов на будущий год уже наработаны. Как оценить их с точки зрения увеличения или уменьшения? Скорее, они частично оптимизированы. Только по некоторым позициям планируется символическое увеличение. Если сравнивать эти показатели с другими городами Украины, то наши ставки местных налогов и сборов не выше, а по многим позициям — ниже. И это мы рассматриваем не как разовое мероприятие, а как реальную, длительную и продуманную политику: чем больше будет субъектов налогообложения, тем лучше для нас всех.

Если же проанализировать картину нынешнего года, то за первое полугодие по местным налогам и сборам мы не добираем до контрольных цифр около 2 млн. грн. (при годовом плане 12 млн.) — в результате уменьшения ставок гостиничного и рыночного сборов. Есть недобор и по коммунальному налогу. По другим показателям (фиксированный и единый налоги, плата за патенты и т.д.) идем с выполнением. А вообще сложную проблему формирования системы сборов налогов, на мой взгляд, нужно рассматривать в комплексе всех межбюджетных отношений, а не разрозненно, вычленяя и просчитывая отдельные направления.

К примеру, уменьшение налогов в местный бюджет дает перераспределительный эффект в другие уровни бюджета — областной и государственный. Так, если во Львове в два раза уменьшен гостиничный сбор, значит, тем самым мы дали возможность увеличить заработную плату работникам этой сферы или вкладывать деньги в развитие объектов гостиничного бизнеса, что дало прирост поступлений в другие уровни бюджета. А если увеличивается единый налог, то автоматически уменьшается коммунальный. Это совершенно очевидные вещи. Хотя нормативы, спускаемые сверху, не всегда учитывают их.

Есть также немало проблем, связанных с мини-рынками, людьми, работающими на них. Вроде бы нужно серьезно поднимать там ставки налогообложения, но ведь это тысячи работающих с небольшими доходами...

Ярослав ПЕЛИХОВСКИЙ, начальник отдела торговли и быта Львовского горисполкома:

— От государственной налоговой администрации, облфинуправления было немало предложений об увеличении ставок торговых патентов, фиксированного и других налогов. Внимательно изучив и проанализировав их с участием предпринимателей, мы решили увеличить, к примеру, ставки торгового патента для таких групп, как реализация непродовольственных товаров импортного производства, до 200 грн. (сейчас платят 150 грн.), продовольственных товаров импортного производства — до 200 грн. (со 180), на меховые и ювелирные изделия — также на 20 грн. Хотя увеличение не столь значительно, как предлагали налоговики.

Фиксированный налог для физических лиц, торгующих на рынке, будет увеличен лишь на 10 грн., в частности, на канцелярские товары отечественного производства — до 30 грн. (с 20), продовольственные товары украинского производства — до 50 грн. (40), непродовольственные товары — до 80 грн. (вместо 70). Налоговая же служба вносила предложение, в частности, установить на непродовольственные товары налог в размере 100 грн. Мы отказались. То есть увеличение налогов и сборов в будущем году планируется, я бы сказал, щадящее.

Зеновий БЕРМЕС, уполномоченный Госкомпредпринимательства во Львовской области, президент Ассоциации работодателей Львовщины:

— В последнее время местные власти начали активно сотрудничать с предпринимателями, многие проблемы обсуждаются и решения согласовываются. Но в целом все еще налицо тенденция к увеличению налогов, несмотря на то, что все время говорится о новой налоговой политике, принятии Налогового кодекса, где красной нитью проходит идея снижения налогового пресса. Да, есть реалии, от которых никуда не уйти. И есть планы, спускаемые свыше, которые нужно выполнять. К сожалению, чаще всего деньги добываются фискальным путем, нет возможности увеличить количество налогоплательщиков.

Довольно часто мы наблюдаем, как предприниматель, если ему становится невыгодно, убегает от закона в тень или ищет другие, более приемлемые для себя пути легализации бизнеса. К примеру, никто не будет оспаривать сегодня целесообразность введения единого налога. Однако именно с ним связано то, что многие юридические лица, до того нормально функционировавшие, поменяли статус и перешли в разряд лиц физических, дабы уменьшить для себя налоговый пресс. Значит, что-то в нашей налоговой политике не срабатывает: желая получить больше, имеем меньше. Мы не положили в казну прогнозировавшиеся от единого налога доходы, зато поставили с ног на голову всю торговлю промышленными товарами. И это вызывает беспокойство.

Поэтому в торговле промышленными товарами я бы вообще сейчас не поднимал ставки налогообложения. У нас и так осталось немного предпринимателей, которые хоть что-то платят. Для больших фирм, торгующих дорогой бытовой техникой или мебелью, не имеет значения, заплатят ли они за торговый патент 270 грн. или 320. А вот для небольшого бизнеса разница даже в 10—20 грн. — очень серьезна. Для розничной торговли работать на едином налоге при отчислении 6—10% от товарооборота сложно. Такой механизм требует высоких наценок на товар, а в нынешней ситуации да при такой конкуренции это невозможно — очень низка покупательская способность населения.

На мой взгляд, нужно очень взвешенно подходить к изменению тех или иных аспектов в налогообложении. Некоторые позиции нами уже упущены, и процесс не повернуть вспять, так как это опять может вызвать бурю протеста и непонимания.

Мирослава СТАСИВ, директор ООО «Возле театра»:

— Мое предприятие одним из первых в 1991 году перешло на аренду. До декабря 2000-го все было нормально, работали с прибылью. В декабре минувшего года появились первые убытки, коллектив сократился на 10 человек (было всего 15). Ситуация усугубляется не только низкой покупательской способностью наших граждан, но еще и тем, что во Львове практически на каждом шагу размещена выносная торговля — то ли рыночная, то ли уличная, причем нередко торгуют без надлежащих санитарных условий, просроченными товарами. А мы, стационарная торговля, прозябаем, платя при этом непомерные налоги.

На первый взгляд кажется, что увеличение торгового патента на 20—30 грн. для предприятия не играет особой роли, а вот городу даст какой-то прирост доходов. Но для небольшого коллектива, а тем более неприбыльного, каждая копейка «бьет в цель». Поэтому мелкие предприниматели очень не хотели бы, чтобы местные власти и налоговая администрация вместо поиска новых источников налогообложения настойчиво искали, что еще можно взять с тех, кто пока платит. Должны быть выработаны механизмы, стимулирующие уплату налогов, а не наоборот. По большому же счету, пока у нас не начнет нормально работать производство, на одной торговле мы бюджет все равно не вывезем. При любых налогах и ухищрениях.

С начала года наше предприятие с подачи налоговой инспекции (хотя коллектив тоже пришел к такому решению) стало работать на едином налоге. Но из долгов не вылезли, а наоборот — за полугодие получили минус в три тысячи гривен: на едином налоге, отчисляя до 10% от товарооборота, покрывать расходы при нашей рентабельности в 12—13% просто нереально. Это — запланированная убыточность. Тем более что кроме прямых налогов платим также и непрямые, приобретая за счет прибыли лицензии, патенты и пр. А если нет прибыли, значит, вымываются оборотные средства, только и всего. Можно посчитать, сколько предприятий в прошлом году убежало от общей формы налогообложения, перейдя на фиксированный налог как физические лица. В основном это промсеть. Потому что задавили.

Страдают от непомерных расходов и торговцы на рынках. Так, каждый предприниматель ежемесячно должен выложить из своего кармана более тысячи гривен на различные налоги, сборы и платежи. Это оплата торгового патента (70 грн.), отчисления за каждого реализатора товара в размере 35 грн. (50% от торгового патента), аренда помещения, охрана, электроэнергия и прочие предвиденные и непредвиденные траты, не считая заработной платы. Так что завидовать нашим малым предпринимателям особо не приходится, даже при щадящем отношении к ним властей.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме