«Клиническая смерть» отечественного рыбного рынка наступила во второй половине 1993 года — тогда в одночасье остановились все рыбоперерабатывающие предприятия. Произошло это вследствие прекращения государственного дотирования отрасли на фоне катастрофической гиперинфляции. Оклемались рыбники — и то частично — только в 1995 году.
Именно тогда, по мнению экспертов, начал стихийно формироваться рыбный рынок Украины. Сегодня он выглядит так: 85% — чистый импорт сырья, 15% — внутренний ресурс. В структуре импорта более 94% составляет мороженая рыбопродукция. Пожалуй, ни для кого не секрет, что на украинском рынке качество хранения сырья и, как следствие, конечного продукта не соответствует нормам цивилизованного рынка. Радикально изменить ситуацию предлагает Центр стратегических проектов (ЦСП), разработавший программу развития инфраструктуры рынка рыбной продукции с броским названием «Антикризис». О ее основных направлениях нашему корреспонденту рассказал председатель координационного совета ЦСП Александр ЖУРАВЛЕВ.
— Александр Владимирович, вначале несколько слов о ЦСП: что это за организация, каков ее статус?
— Центр стратегических проектов — организация негосударственная, которая, мы надеемся, станет эффективным связующим звеном между государством и бизнесом в рыбопромышленной отрасли. Можно сказать и иначе: ЦСП — это своего рода фабрика по производству конкретных программ, проектов, бизнес-планов и поиску механизмов их реализации.
За прошедшие десять лет практически не было инвестиций в обновление инфраструктуры рынка. Холодильные склады и рыбоперерабатывающие предприятия работают по дедовским технологиям. В результате качество сырья для переработки резко ухудшается, а качество рыбопереработки все больше отстает от потребительского спроса. На существующем базисе невозможно развитие отрасли, а значит, увеличение рабочих мест, поступлений в бюджет.
— Почему программа носит столь громкое название — «Антикризис»? Разве оно адекватно тому, что мы видим на прилавках супермаркетов и обычных магазинов, — да о таком рыбном изобилии простой советский человек не мог и мечтать! А от заморских диковин — моллюски, крабы, лобстеры, креветки, от отечественных изысков ошалевшая потребительская голова идет кругом...
— Вы забыли упомянуть базары и стихийные рынки, бойко торгующие кустарной и полукустарной продукцией. Да, по сравнению с приснопамятным рыбным ассортиментом советских времен, включавшим, если не ошибаюсь, 486 наименований, сегодняшний отличается фантастическим разнообразием. И рядовой покупатель это оценил по достоинству: наметилась устойчивая тенденция роста потребления рыбной и морской продукции — от 3,6 кг/чел. в 1995 году до 8,2 кг/чел. в 2002-м. По оценкам экспертов, этот показатель в нынешнем году приблизится к 10 кг/чел. в год. Для сравнения: в странах Восточной Европы, близких к Украине по культурным традициям и потребительским предпочтениям, этот показатель составляет 14 кг/чел. (а в Испании — 38, в Норвегии — 50, в Исландии — 90 кг/чел. в год). Физиологически обоснованная годовая потребность человека в рыбе и рыбопродукции равна 20 кг/год — как видим, перспективы роста для рынка серьезные.
Проект Государственной программы развития рыбного хозяйства на 2003—2010 годы, разработанный Департаментом рыбного хозяйства Министерства аграрной политики, предусматривает финансовые вливания в объеме 1,5 млрд. гривен на развитие материально-технической базы производства рыбного сырья, в том числе 271 млн. грн. бюджетных средств.
Проект программы, как известно, подан на рассмотрение в Верховную Раду, но как и предыдущие — Национальная программа стабилизации и развития рыбной отрасли Украины на 1993—2000 годы и Национальная программа строительства судов рыбопромышленного флота Украины — на мой взгляд, не сможет оказать позитивного влияния на развитие рыбного рынка. Дело в том, что акцент сделан на развитие сектора, который может обеспечивать только 15% рынка. Кроме того, в программе не предусмотрено государственное финансирование эксплуатационных затрат океанического рыболовного флота, а без такого финансирования бессмысленно вкладывать средства в строительство судов.
Океанический промысел в исключительных экономических зонах других государств финансируется за счет государственного бюджета страны, суда которой ведут промысел. Этот основополагающий принцип соблюдается во всем мире. Например, ежегодный объем государственных дотаций ЕС рыболовным компаниям, ведущим промысел в исключительных зонах других государств, составляет свыше 350 млн. долл. в год. При этом один из лидеров ЕС — Германия — не дотирует океанический промысел. После объединения Германии огромный рыболовецкий флот ГДР ликвидировали, но рабочие места в отрасли были сохранены, поскольку инвестиции направили в строительство холодильных складов и перерабатывающих предприятий.
Что же у нас? В конце 80-х годов прошлого столетия мощный рыболовецкий флот Украины занимался ловом рыбы у берегов Мавритании и Марокко, России и Антарктиды. Материально-техническая база позволяла добывать, перерабатывать, хранить и продавать через систему дистрибуции до 750 тыс. тонн рыбы и рыбной продукции в год. А в 2002-м, по данным Госкомстата, вылов рыбы составил 250 тыс. тонн, из которых на внутренний рынок Украины поступило только 40 тыс.
Прежде инфраструктура отрасли включала рыболовецкий флот, систему доставки продукции и сырья (автомобильный, морской, железнодорожный транспорт), систему хранения (хладокомбинаты по всей Украине), перерабатывающие заводы, сеть оптовой и розничной торговли, научно-исследовательские институты. В соответствии с принципами плановой социалистической экономики украинская рыбная промышленность специализировалась на производстве и поставках в Госрезерв и Советскую армию главным образом консервов из сардин и сардинеллы, а другие республики (в первую очередь Российская Федерация) поставляли сырье (сельдь, скумбрия и столовые сорта рыбы) на потребительский рынок Украины. С распадом Советского Союза исчезли централизованные поставки, а заодно и сырьевая база. Сегодня суда под украинским флагом могут вести промысел только в Азово-Черноморском бассейне, в низкопродуктивной зоне Мавританского побережья (сардинелла, сардина) и в ограниченном районе открытой рыболовной зоны возле берегов Канады (креветка). В остальных районах промысла лов невозможен без прямого финансирования из государственного бюджета эксплуатационных затрат рыболовецкого флота.
В настоящее время отрасль подобна снулой рыбе: ни жива ни мертва. Основные фонды рыбоперерабатывающих предприятий пребывают в плачевном состоянии — до сих пор используются экологически опасные технологии и оборудование 50—60-х годов минувшего столетия. Рыба — продукт сезонный, посему требует длительного (шесть-девять месяцев) хранения. Оптимальная температура хранения — минус 24—26 градусов Цельсия, но в Украине не более 7% складских холодильных площадей могут обеспечить такой температурный режим!
А ведь сегодня именно качество продукции служит важнейшим фактором успешного развития рынка. Современный потребитель разборчив и капризен — его уже не ублажить мятыми кильками в томате и сомнительного качества шпротным паштетом. Растет спрос на рыбную продукцию, произведенную по новым технологиям, из свежего сырья, расфасованную в удобную упаковку, продукцию, которую ненужно долго готовить: филе, стейки, сурими (крабовые и рыбные палочки).
В корне изменить ситуацию может только объединение усилий заинтересованных сторон — бизнеса и государства. Вот почему Центр стратегических проектов сосредоточил внимание на двух направлениях: строительство сети современных холодильников и перерабатывающих предприятий. Это базис программы «Антикризис», который в финансовом исчислении равен 200 млн. евро.
— И как эта программа реализуется?
— Для начала ЦСП разработал 20 бизнес-проектов, предусматривающих общий объем финансирования до 30 млн. евро окупаемостью от трех до семи лет.
К реализации первого из этих проектов уже приступила корпорация «Интеррыбторг» — в Киевской области будет сооружен современный комплекс по хранению и переработке рыбной продукции. Речь идет о строительстве двух холодильных складов мощностью 3 тыс. тонн и 5 тыс. тонн единовременного хранения, усиленных рыбоперерабатывающими линиями. Стоимость проекта — 5 млн. долл., срок окупаемости — до пяти лет, инвестор —скандинавская компания. В данном случае сотрудничество укладывается в формулу «рынок в обмен на инвестиции». Надеемся, что это первая ласточка, которая, вопреки пословице, сделает весну.
Сегодня потребность в современных холодильных складских мощностях составляет около 100 тыс. тонн единовременного хранения. Решение этой ключевой для отрасли задачи поможет решить и другую: развитие современных перерабатывающих мощностей в Украине и прежде всего — мощностей по береговой заморозке рыбы. Сегодня их нехватка приводит к тому, что 7 тыс. тонн украинского судака ежегодно вывозится на переработку в Польшу для дальнейшего экспорта на европейский рынок.
— Каким образом ЦСП намерен привлекать инвесторов и решать вопросы финансирования проектов?
— В качестве стратегического инвестора мы изначально рассматривали Норвегию. Не только потому, что она является одним из ведущих поставщиков рыбы на мировой рынок. Так сложилось, что с середины 90-х годов, после снижения пошлин на норвежскую рыбу, эта страна заняла нишу в украинском рынке, ранее принадлежавшую России. Сегодня норвежское рыбное сырье — это около 64% всего объема импорта рыбы в Украину. (93% объема общего норвежского экспорта в нашу страну — рыба и морепродукты). Кроме того, Норвегия уже имеет значительный опыт инвестирования в рыбные отрасли России, Польши и Прибалтики.
Что касается Украины, то норвежская сторона до недавнего времени ограничивалась товарными кредитами — и только. Однако перспектива стратегического партнерства в рыбной отрасли активно обсуждалась на двустороннем уровне во время официального визита парламентской делегации Украины в стортинг Норвегии в феврале 2003 г. Мне посчастливилось сопровождать высокую делегацию в качестве представителя украинских деловых кругов, и я имел возможность убедиться, сколь велика и неподдельна заинтересованность норвежских бизнесменов в украинском рынке. Следующим шагом в укреплении наших деловых контактов стала поездка экспертов ЦСП, Департамента ветеринарной медицины, таможенной службы и представителей деловых кругов Украины в Норвегию, в ходе которой удалось оперативно решить наболевшую проблему с порядком оформления ветеринарных и санитарных сертификатов на экспортируемую рыбную продукцию. (Этот вопрос приобрел особо острый характер в связи с подготовкой по вступлению Украины в ВТО.) В настоящее время наши отношения с норвежской стороной вошли в стадию прагматично-делового сотрудничества.
ЦСП ищет партнеров целенаправленно и последовательно. Совсем недавно состоялась встреча с руководителем Программы коммерческой службы Департамента торговли США. Разговор вышел конструктивным и содержательным. Мы получили заверения в том, что с американской стороны ЦСП будет оказана всяческая помощь в поиске партнеров и содействие в выработке наиболее целесообразных и благоприятных механизмов финансирования конкретных бизнес-планов.
Но главные партнеры в деле реализации программы «Антикризис» — наши соотечественники, коллеги по бизнесу и, конечно же, коммерческие банки. Откровенно говоря, рассчитываем на понимание и поддержку со стороны Национального банка Украины, который мог бы обеспечить целевое кредитование проектов по низким процентным ставкам.
— Александр Владимирович, а не лоббируете ли вы интересы зарубежных производителей? Сошлюсь на уже упомянутый вами проект Государственной программы развития рыбного хозяйства на 2003—2010 годы. Эксперты, разработавшие ее, полагают, что потенциал рыбоперерабатывающих предприятий используется на 30—40% ввиду недостаточной защиты отечественного производителя.
— Возьму на себя смелость утверждать, что импорт рыбного сырья в Украине всегда будет составлять 70—80%. По той лишь причине, что в нашей стране отсутствует сырьевая база сельди, скумбрии, палтуса, семги, многих других видов рыбы, востребованных покупателем. А значительный дефицит мощностей по хранению, разделке, копчению, солению, маринованию, фасовке и упаковке рыбной продукции, отсутствие должных мощностей по приготовлению рыбной кулинарии (наиболее востребованной конечным потребителем) никак не способствуют развитию рынка, да и отрасли в целом.
Сегодня эта экономическая ниша фактически пустует. Если ее не заполнят украинские рыбопереработчики, то завтра это сделают другие. Таковы законы рынка. Это во-первых.
Во-вторых, по-моему, даже школьнику ясно, что современное производство, организованное промышленным, а не кустарным способом, приводит к удешевлению продукции, не говоря уж об улучшении ее качества. В-третьих, обновление основных фондов перерабатывающих предприятий и сети холодильных складов стимулирует инвестиции в развитие сырьевого сектора: в прибрежный флот и рыборазводные хозяйства в Украине. Повторюсь: вылов рыбы в Украине имеет ярко выраженный сезонный характер, поэтому для увеличения объемов ее производства необходимы мощности по заморозке и холодильному хранению.
— На какой стадии находится сейчас сотрудничество ЦСП с государством?
— Проект «Концепции развития инфраструктуры рынка рыбной продукции» получил одобрение со стороны Минэкономики, МинАПК, МИД, ГНАУ, ГТСУ, Минфина и Минюста. Это, на мой взгляд, свидетельствует о хорошем взаимопонимании. Выгоды от реализации наших усилий очевидны: именно бизнес-идеи, а не государственные гарантии, станут «приманкой» для внешних инвестиций. Главная цель нашей работы — улучшение инвестиционной привлекательности отечественного рынка.
Совместно с вышеперечисленными министерствами ЦСП разработал и внес на рассмотрение в секретариат Кабинета министров предложение о создании Экспертной комиссии по вопросам привлечения инвестиций в рыбопромышленную отрасль и развитие ее инфраструктуры. Почему возникла необходимость в ее создании? Да по одной простой, но грустной причине: в Украине до сих пор нет эффективной системы сквозного контроля качества рыбной продукции, которая соответствовала бы требованиям ВТО. Сегодня импорт рыбной продукции контролируют четыре ведомства: Госдепартамент ветеринарной медицины МинАП, Министерство здравоохранения, Государственный комитет по вопросам технического регулирования и потребительской политики, Государственная таможенная служба. Любой конфликт между импортерами и экспортерами может завершиться только патовой ситуацией, поскольку, согласно существующим нормам Евросоюза, точнее Европейской организации по безопасности и сквозному контролю от вылова до потребителя ESSTO, легитимными являются результаты исследований только одного уполномоченного от государства ведомства. В ЕС, как и в большинстве стран, качество рыбной продукции контролируют ветеринарные службы, а они, в свою очередь, объединены в Эпизоотическую комиссию, которая разрабатывает единую методологическую политику. Украине, стремящейся к евроинтеграции, не помешало бы перенять опыт более продвинутых соседей. По-моему, первым и закономерным шагом в этом направлении могло бы стать назначение главой Экспертной комиссии Петра Ивановича Вербицкого — председателя Госдепартамента ветеринарной медицины, генерального секретаря Европейской комиссии Международного эпизоотического бюро.