…А ИНВЕСТОР — ГДЕ ЛУЧШЕ

21 мая, 2004, 00:00 Распечатать Выпуск № 20, 21 мая-28 мая 2004г.
Отправить
Отправить

Оздоровить рыбный рынок на основе инвестиционной модели развития, создать систему сквозного конт...

Оздоровить рыбный рынок на основе инвестиционной модели развития, создать систему сквозного контроля качества рыбы в соответствии со стандартами ВТО — такова конечная цель Экспертной комиссии по вопросам привлечения инвестиций в рыбопромышленную отрасль и развития ее инфраструктуры. Этот консультативно-совещательный орган, действующий на постоянной основе при Кабинете министров, создан в конце прошлого года постановлением КМУ № 1970 от 18 декабря 2003 года. В состав комиссии вошли представители Министерства аграрной политики (госдепартаментов рыбного хозяйства и ветеринарной медицины), министерств иностранных дел, юстиции, экономики, Государственной налоговой администрации и Государственной таможенной службы Украины, ряд народных депутатов.

Корреспондент «ЗН» встретился с членами Экспертной комиссии, чтобы получить информацию из первых уст. В разговоре участвовали: Юрий МЕЛЬНИК — заместитель министра аграрной политики, председатель Экспертной комиссии; Петр ВЕРБИЦКИЙ — председатель Госдепартамента ветеринарной медицины, Генеральный секретарь Европейской комиссии Международного эпизоотического бюро, заместитель председателя Экспертной комиссии; Александр ЖУРАВЛЕВ — руководитель «Программы развития инфраструктуры рынка рыбной продукции», ответственный секретарь комиссии.

— Чем была продиктована необходимость создания новой структуры?

Юрий МЕЛЬНИК: Экспертная комиссия — это «мозговой штаб» для решения стратегической задачи — реформирования, а точнее — возрождения рыбной отрасли Украины. Комплексный подход обусловлен, прежде всего, тем, что отдельные ведомства в рамках своей компетенции не смогли снять остроту множества наболевших проблем. И это при том, что рыбная отрасль, как, пожалуй, никакая другая, имеет фундаментальную законодательную и нормативную базу. В феврале текущего года Верховная Рада утвердила, наконец, подготовленную Кабмином Государственную программу развития рыбного хозяйства до 2010 года.

К сожалению, в настоящее время госбюджет не в состоянии обеспечить нужды и потребности рыбной отрасли. Выход один: поиск и привлечение инвестиций. Но если рыба ищет, где глубже, то инвестор — где лучше, где привлекательнее экономические условия и прозрачнее деловые отношения. Руководствуясь именно такой логикой, члены Экспертной комиссии на первом же заседании приняли решение провести всесторонний мониторинг рынка рыбной продукции и рыбопромышленной отрасли. Его результаты подтвердили наши худшие опасения: сегодня это один из наиболее криминализованных видов бизнеса.

Для защиты интересов потребителей был осуществлен ряд неотложных мер. Приказом ГНАУ и ГТСУ создана целевая совместная рабочая группа при участии Госдепартамента ветмедицины для противодействия преступности в сфере экономики, контроля качества и безопасности. Благодаря упорядочению мест таможенного оформления усилился контроль за перемещением товаров рыбной группы.

Приказом №1 по Госдепартаменту ветмедицины «Об осуществлении государственного ветеринарно-санитарного контроля и надзора за безопасностью рыбы и рыбной продукции» утверждены ответственные лица на пунктах ветеринарно-санитарного контроля, определены уполномоченные пункты пропуска и государственные лаборатории. Утверждена единая форма сертификатов с обязательным указанием даты производства продукции. Подписано соглашение с Литвой о предоставлении профильной информации в электронном виде относительно перемещения продукции в режиме транзита в Украину. Налажена система оперативного информирования с ведомствами Норвегии, Дании, других стран-экспортеров о легитимности ветеринарных сертификатов.

Пожалуй, главным достижением Экспертной комиссии можно считать создание единой информационно-аналитической базы данных по перемещению товаропотоков, которая существенным образом перекрыла лазейки тем, кто пытается «обойти» налоговое и валютное законодательство.

Принципиальная позиция проверяющих вызвала незамедлительную реакцию со стороны, мягко говоря, недобросовестных операторов рыбного рынка. Появились публикации с подтасовкой и передергиванием фактов, цель которых — опорочить действия государственных органов. Стремясь спасти от провала свой прибыльный бизнес, воротилы рыбного рынка готовы оклеветать всех и вся в СМИ. Способны они и на худшее. Используются любые методы проталкивания испорченной, зараженной червями или просроченной продукции на украинский, белорусский и российский рынки.

Приведу только один пример: рыба, поставляемая на африканский рынок по низким ценам в рамках программы помощи и борьбы с голодом, украинскому потребителю предлагается как продукция высшего качества и в два раза дороже! Вот здесь и включаются теневые схемы. Появляются кураторы. А как только факты получают огласку, меняются покровители, создаются новые фирмы — и вновь в ход идут грязные схемы.

Предложенный ЭК действенный механизм централизации контроля позволил с начала года вывести из тени до 15% оборота. Работа, коллегиально проведенная тремя ведомствами, позволила вскрыть факты грубейших нарушений, в том числе ввоз по поддельным документам 420 тонн мойвы из Норвегии (ООО «Океаническая рыба»), более 300 тонн (восемь партий) рыбы из Дании, Аргентины, Испании с явными признаками непригодности (ООО «Атлантика Трейд»), 3 тыс. тонн сельди из Норвегии, зараженной червями-паразитами (ООО «Международная группа морепродуктов»). В целом серьезные претензии предъявлены 13 предприятиям-импортерам.

— Что представляет собой система сквозного контроля качества рыбной продукции?

Петр ВЕРБИЦКИЙ: Государственный департамент ветеринарной медицины Украины, его территориальные управления и региональные службы осуществляют контроль как за безопасностью, так и за качеством рыбы, прочих водных живых ресурсов и пищевой продукции из них в строгом соответствии с законодательно-правовыми актами.

Защита внутреннего рынка — незыблемый приоритет каждого государства. А уж если речь идет о здоровье граждан, то дискуссии не только неуместны, но и кощунственны.

Позволю себе процитировать отрывок из официального ответа Почетного консула Украины в Норвегии Тома Несса на запрос Госдепартамента ветеринарной медицины (Норвегия, кстати, является главным поставщиком рыбной продукции в Украину — 64% от общего объема импорта): «В Норвегии очень тщательно осуществляется контроль безопасности качества продукции. Осенью зараженность рыбы гельминтами анизакид может быть очень высока. Инвазия обычно составляет до 30—50 экземпляров гельминтов в брюшной полости рыбы и до 10 — в мясе. В страны ЕС продукция поставляется в основном разделанной на филе и очищенной от гельминтов анизакид. Япония, Китай, Польша и Россия направляют своих специалистов, которые при погрузке тщательно отбраковывают рыбу. В результате на складах скапливаются остатки забракованной мороженой рыбы. Эта продукция, как показывает практика, направляется в страны Балтии, в африканские страны и в Украину. Экспортеры заинтересованы перед началом нового сезона очистить склады от забракованной продукции. Но ответственность за правильное использование рыбы несут импортеры».

Насколько рыба полезна (к примеру, в мясе морских рыб йода содержится в 800—2000 раз больше, чем в говядине), настолько она может быть вредна при определенных обстоятельствах. Как показывает практика, даже после переработки рыба, зараженная гельминтами анизакид, может вызвать у потребителей аллергические заболевания. Именно поэтому мировые стандарты на этот вид продукции достаточно жестки и строги. И Украина не имеет права их игнорировать, тем более, готовясь стать членом ВТО. В полном соответствии с отечественным стандартом и на основе рекомендаций и директив ЕС, касающихся безопасности рыбной продукции, ветеринарная служба предписала партию зараженной анизакидами норвежской сельди, прибывшей в Ильичевский морской рыбный порт, направить на промпереработку, т.е. выпотрошить. Обычная процедура для подобных случаев.

К сожалению, приходится констатировать, что четкая и однозначная позиция Экспертной комиссии не всегда находит понимание в некоторых зарубежных посольствах.

— Как известно из публикаций в прессе, «отцом» базовой инвестиционной программы развития рынка рыбной продукции, одобренной Экспертной комиссией, является Центр стратегических проектов. Поясните, пожалуйста, какими обстоятельствами продиктован выбор именно таких приоритетов, как строительство холодильных складов и рыбоперерабатывающих комплексов?

Александр ЖУРАВЛЕВ: Анализ рынка рыбной продукции показал, что самым слабым звеном в цепочке его функционирования является сегмент хранения и переработки. В настоящее время разрабатывается нормативно-правовая база для стимулирования добросовестных импортеров к реализации инвестиционных проектов — строительству сети современных холодильных складов и рыбоперерабатывающих производств. Успешное решение этой поистине ключевой задачи даст, в свою очередь, толчок развитию отечественного малого флота и освоению внутренних водоемов, всей инфраструктуры отрасли.

По данным таможни, экспорт рыбной продукции сокращается: с 18 тыс. тонн в 2002 году до 9 тыс. в 2003-м. Остановить негативные тенденции смогут только новые технологии. Не имеет смысла модернизировать то, что катастрофически устарело и представляет реальную экологическую и техногенную опасность.

Развитие же инфраструктуры холодильных складов позволит существенно снизить цену на потребительском рынке, а сохранение больших объемов продукции предоставит возможность операторам рыбного рынка получать дополнительную прибыль по всей цепочке. Это именно тот случай, когда гармонично совпадают интересы всех сторон: государства, бизнеса, а главное — конечного потребителя.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК