РИКОШЕТОМ ПО СВОИМ ИМПОРТНАЯ ПОШЛИНА ТОЛЬКО ПОМОЖЕТ ТОЛЬЯТТИ ЦЕНТРАЛИЗОВАТЬ СВОИ ПОСТАВКИ

26 июля, 2002, 00:00 Распечатать Выпуск № 28, 26 июля-2 августа 2002г.
Отправить
Отправить

А производителям невыгодно Введение украинской Межведомственной комиссией по международной тор...

А производителям невыгодно

Введение украинской Межведомственной комиссией по международной торговле с 30 июля по 8 декабря 2002 года специальной ввозной пошлины размером 31,7% на новые российские автомобили с объемом двигателя от 1 до 1,5 л вызвало среди импортеров и покупателей бурю эмоций. Как водится, у большинства экспертов вызывают негодование действия украинских автопроизводителей, которые якобы «перекрыли воздух» своим основным конкурентам — импортным ВАЗам. Действительно, инициатором расследования по поводу губительного для местного автопрома импорта ВАЗов была ассоциация «Укравтопром» — организация, в которую входят практически все предприятия, называющие себя автопроизводителями, а также некоторые изготовители комплектующих. Но сразу же после принятия комиссией решения о введении специальной пошлины на ВАЗы основные украинские автопроизводители — СП «АвтоЗАЗ-Дэу» (изготовитель «Таврии», «Славуты» и Daewoo) и Луцкий автозавод (сборщик ВАЗов, ИЖей и УАЗов) стали отрицать свою заинтересованность в подобном ходе событий. Причем не без оснований: владельцы указанных заводов — корпорации «Укравто» и «Укрпроминвест» — являются кроме всего прочего еще и крупными импортерами ВАЗовских машин. Так что введение импортной пошлины им невыгодно. Более того, данная мера дестабилизирует рынок — ВАЗы будут ввозиться в обход данной пошлины мелкими импортерами и физлицами (это подорвет доминирующее положение этих концернов на украинском авторынке). Так, информационно-аналитическая группа «Auto-Consulting» прогнозирует, что во время действия ограничения автоимпорта произойдет сокращение продаж данной группы российских автомобилей до 50%. Цена на импортируемые из России готовые автомобили возрастет на 17—19%. Аналитики не сомневаются, что импортеры и дилеры «Лад» в Украине понесут существенные убытки. Вокруг марки ВАЗ будет создан нездоровый ажиотаж. А отложенный спрос покупателей новых ВАЗов повлечет повышение цен в сегменте подержанных автомобилей.

При всем при этом несколько удивляют действия и реакция россиян: при рассмотрении позиций сторон на Межведомственной комиссии «АвтоВАЗ» по сути проигнорировал участие в обсуждении. А после введения пошлин российский министр экономики Герман Греф заявил, что экспорт ВАЗов в Украину для РФ не является таким уж значительным.

Вариантов импорта станет меньше

Чтобы понять, кто может получить выгоду от дестабилизации рынка, следует вспомнить некоторые события двухмесячной давности. Во время визита руководства «АвтоВАЗа» в Украину, журналистам стали известны их некоторые планы. В частности, намерения взять в свои руки и упорядочить торговлю в Украине автомобилями собственного производства. Дело в том, что сейчас из 100 новых машин в нашей стране продается 55—60 «россиян». Причем львиную долю этого рынка занимает продукция АО «АвтоВАЗ» — примерно 95% объема продаж российских легковушек. Но такое место на рынке — результат отнюдь не централизованного и обдуманного маркетингового плана россиян, а скорее, наоборот. Ведь в Украине существует несколько крупных и десятки мелких продавцов ВАЗов, которые чаще всего никак не связаны с выпускающим «Жигули» и «Лады» АО «АвтоВАЗ». На сегодня существует три основные схемы поступления ВАЗов в нашу страну: собственно импорт из г. Тольятти (место производства ВАЗов), украинская сборка (сегодня ею занимается Луцкий автозавод), а также реэкспорт, то есть импорт автомобилей не из России, а из Венгрии или Словакии, куда они поставляются на экспорт.

Дилерам не позавидуешь

Существующее положение на рынке Украины российских производителей до недавнего времени полностью устраивало: огромный рынок сбыта (для ВАЗа — второй после внутреннего по объемам продаж), никакой ответственности за последующую судьбу автомобиля (продавец самостоятельно занимался проблемами с гарантийным ремонтом), 100-процентная предоплата за продукцию украинскими партнерами. Но, по признанию вице-президента по сбыту и техобслуживанию АО «АвтоВАЗ» Владимира Кучая при очередном посещении Украины, «реализовывать автомобили на внутреннем рынке России для предприятия выгоднее всего». Другими словами, от продажи автомобилей в Украине «АвтоВАЗ» получает не очень много денег. Основная прибыль достается продавцам ВАЗов — то есть украинским компаниям-дилерам. В то же время спрос на продукцию «АвтоВАЗа» в России сегодня настолько большой, что головной завод и дочерние предприятия «АвтоВАЗа» уже несколько лет кряду работают на пределе мощности. Поэтому для «АвтоВАЗа» было бы гораздо выгоднее поставлять на российский рынок хотя бы часть из продаваемых ныне в Украине 30—35 тысяч машин.

В то же время уйти с украинского рынка означает потерять его навсегда. Поэтому руководство «АвтоВАЗа» предполагает увеличить прибыльность торговли в Украине, сделав поставки автомобилей централизованными, т.е. контролируемыми. «Раньше у нас было единственное требование к дилерам, торгующим в Украине, — наличие денег, — говорит Владимир Кучай. — Кто платил деньги, тот и покупал у нас автомобили. Сегодня мы имеем возможность выбирать. Автомобили получают те, кто соответствует нашим требованиям и пройдет сертификацию». Россияне обещают сертифицировать все торгово-сервисные центры, работающие с вазовской продукцией, установить заводскую гарантию сроком на один год и обеспечивать украинских дилеров технической и сервисной поддержкой. Также предполагается освоить на Луцком автозаводе, который сегодня собирает ВАЗы крупноузловым методом, полноценное изготовление автомобилей — со сваркой и окраской кузовов, конвейерной сборкой. Это позволит разгрузить собственные мощности и обеспечить украинский рынок ВАЗовской продукцией.

Впрочем, российские производители пытались централизовать сбыт собственной продукции на украинском рынке уже не первый раз — с этой целью несколько лет назад был создан торговый дом, некоторые украинские импортеры получили статусы официальных. Однако поставки ВАЗов в Украину и дальше велись по различным каналам, а значит, большая часть прибыли от продаж ВАЗов так и оставалась у украинских импортеров и дилеров.

Квоты ВАЗу не помеха. Подспорье?

Парадокс, но отечественное расследование влияния импорта российских легковушек на украинский автопром как нельзя кстати может помочь в централизации поставок ВАЗов в нашу страну. Ведь установление ввозной пошлины — это только промежуточное решение украинской Межведомственной комиссии по международной торговле. Окончательным решением должно стать ограничение импорта ВАЗов в определенном объеме — квотирование. Вряд ли квоты на импорт «Лад» будут намного меньше, чем сегодняшнее количество этих авто, потребляемое украинским рынком. Такое положение вещей практически никому не выгодно. Но установление несколько меньших от существующего спроса квот даст возможность несколько повысить цены на автомобили и разрешить их импорт только официальным дилерам. То есть «АвтоВАЗ» добьется своей цели — централизации и контроля поставок. При этом Тольятти сможет диктовать собственную ценовую политику для украинского рынка — зарабатывать на своих машинах ровно столько, сколько посчитает нужным. Значит, несмотря на уменьшение количества поставляемых в Украину машин прибыль заводов не пострадает. Более того, уменьшение количества вывезенных машин сегодня «АвтоВАЗу» даже выгодно из-за недостаточности мощностей завода. Если же мощности со временем освободятся, то крупнейший российский автозавод найдет способ повлиять на украинское правительство для увеличения квот…

Ответ с «АвтоВАЗа»

Анатолий Афанасьев,
заместитель директора
по техническому
обслуживанию
автомобилей АО «АвтоВАЗ»:

— Украина со своим рынком легковых автомобилей среди стран СНГ традиционно занимает первое место в экспорте «АвтоВАЗа». Сейчас автомобильный рынок этой страны, по нашим оценкам, находится в активном состоянии. На автомобили ВАЗ также сохраняется стабильный спрос. Наши дилеры даже хотели бы увеличить объемы продаж. Решение Межведомственной комиссии стало для нас полной неожиданностью. Непонятен и размер пошлины — 31,7%. Видимо, вопрос дальнейших экономических взаимоотношений теперь будет решаться на уровне правительств наших государств. Одним из возможных действий со стороны «АвтоВАЗа» в сложившейся ситуации может быть соизмеримое повышение цен на сборочные комплекты для Луцкого автозавода.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК