Реформа регулирования бизнеса: «гильотина» или зачистка?

ZN.UA Опрос читателей
Поделиться
Реформа регулирования бизнеса: «гильотина» или зачистка? © depositphotos/zeferli@gmail.com

Гильотина — инструмент для мгновенного отсечения головы — была придумана как «гуманное» средство казни. Оно, конечно же, гуманнее, чем медленное отделение головы от тела с помощью разделочного ножа или, например, четвертование. Однако в Кабмине подумали и от реформы регуляторной политики методом «гильотинирования» отказались. Решили все-таки кромсать систему по частям. Возможно, будет больно.

В текущем году из более чем 200 приговоренных к отмене регуляторных инструментов (всего за десять месяцев было рассмотрено около тысячи нормативно-правовых актов) прекратили свое существование всего лишь 54. Вряд ли бизнес вздохнул с облегчением.

Предприниматель — это дойная корова для различных ведомств. Если б только налоги... Бизнес платит за различные лицензии и массу других регуляторных документов, часто являющихся обычной, но весьма дорогой и хлопотной формальностью, от которой за версту пахнет коррупцией.

Скажем, вы производите, ну, например, могильные памятники. Делаете их из сырья, на которое уже есть пачка разрешительных документов. Сырье несъедобное, но для чего же санитарно-эпидемиологическая экспертиза? Да чтоб слупить денег! Собственно, регуляторная система на это заточена — слупить денег. Часто это было похоже на вымогательство: не заплатишь за надуманный штраф или разрешительную бумажку, остановим предприятие.

И вот Кабмин с помощью Евросоюза в который раз взялся за дерегуляцию.

Центр экономической стратегии (ЦЭС) провел недавно совместный брифинг с Министерством экономики Украины. Обсуждали проект дерегуляции и поддержки частного сектора. Инициатива эта поддерживается также Министерством иностранных дел Нидерландов.

Первый вице-премьер, министр экономики Украины Юлия Свириденко заявила, что это «первый этап большой дерегуляции».

По словам Свириденко, задачей правительства является поддержка предпринимательских инициатив и максимальное упрощение возможности открыть собственное дело, особенно во время войны.

«Для нас одним из приоритетных инструментов поддержки бизнесов вместе с доступом к финансированию, грантовой поддержкой является реформа дерегуляции», — подчеркнула она.

Как сообщила первая вице-премьер, с начала 2023 года правительственная межведомственная группа начала планово пересматривать регуляторные инструменты, которые сдерживают развитие украинского бизнеса. Рассмотрено свыше 1000 разрешительных документов.

«Мы увидели, что работа предпринимателей усложнена, зарегулирована, и мы рекомендовали в продолжение этого года упростить или цифровизировать более половины разрешительных процедур. Почти четверть регуляторных инструментов мы рекомендовали отменить», — пояснила Юлия Свириденко.

В частности, больше не нужны заключения Государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы для производства непищевой продукции, лицензии за посреднические услуги трудоустройства за границей. Тысячи предприятий, которые работают в сфере услуг, уже не обязаны согласовывать с местной властью время работы, упрощена разрешительная система на пользование недрами.

«Но это только часть пути до свободного регуляторного поля, — уточнила Свириденко. — Мы не останавливаемся на достигнутом и хотим, чтобы бизнес видел в нас партнеров».

Оптимистично. Но сколько времени на это понадобится? К сожалению, век кабинетов министров короток. Ну а полуреформы — это часто намного хуже, чем если бы их не было вообще.

В недалеком прошлом о дерегуляции заговорили еще в Кабмине Гройсмана. В марте 2015 года правительство приняло постановление №357-р «Об утверждении плана мероприятий по дерегуляции хозяйственной деятельности». В том плане, как и в нынешнем, который пока только обсуждается, говорилось о цифровизации выдачи разрешительных документов, упрощении процедуры участия в госзакупках, ограничении государственного вмешательства в ценообразование и т.д. Вздохнули ли с облегчением бизнесмены? Уж точно не все.

Год 2019-й. 4 декабря. Еще одно постановление о дерегуляции (№1413-р). Последняя поправка к постановлению датируется 31 января 2023 года. И снова не слышно вздоха облегчения. Надо полагать, очередное постановление о дерегуляции не за горами...

Как рассказал старший экономист ЦЭС Дмитрий Горюнов, впервые пошли по пути дерегуляции в Нидерландах в 2003 году. Административную нагрузку оценили в 16,4 млрд евро, или 3,6% ВВП. Попытка снизить нагрузку удалась. К 2007 году ее стоимость снизилась на 25%. То есть четверть затрат на различного рода лицензии и разрешения не окаменела и не легла на плечи потребителей, а осталась в бизнесе. За Нидерландами последовали и другие страны Европы.

Заметим, что их дерегуляция и наша не шагают в унисон, так что, если их оставшаяся регуляция наложится на нашу, получится очень много регуляции, но никак не наоборот.

Что касается Украины, то стоимость регулирования в нашей стране, по словам Дмитрия Горюнова, оценивается приблизительно в 3–4% ВВП. Перед кампанией по дерегуляции предлагалось применить так называемую дерегуляционную гильотину — одним махом обрубить ненужные регуляторные документы. Однако потом от идеи «гильотины» отказались. Создали межведомственную рабочую группу, которая анализировала регуляторные инструменты на предмет их нужности-ненужности. Рассмотрели 1000 документов. Решили отменить 235, а более полутысячи — изменить. Но пока имплементировано всего лишь... 54 решения рабочей группы. М-да, это совсем не гильотина...

Исследователи ЦЭС считают необходимым провести полномасштабный или хотя бы выборочный расчет стоимости регуляции бизнеса и в процессе дальнейшей дерегуляции иметь целью уменьшение стоимости регуляции. Дмитрий Горюнов в своей презентации не исключил возвращения к идее «регуляторной гильотины».

Итак, все-таки «гильотина» или вдумчивое перелопачивание существующих регуляторных инструментов? На этот вопрос отвечал заместитель министра экономики Алексей Соболев.

По его мнению, то, что сделано, это только начало, и множество регуляторных норм нужно пересматривать. Но не обрубать.

«Я не сильно верю в «гильотину», — пояснил он, — я не могу сказать, что то, что мы делали в течение десяти месяцев, надо отменить. Есть объективные причины для существования того или иного регулирования. Однако можно множество процессов цифровизировать и упростить, чтобы человек мог обратиться в одно окно и получить необходимые справки (ага, это мы уже читали в постановлении КМУ от 1915 года. — В.К.). Но справки эти нужны».

Тем не менее, по словам Алексея Соболева, в министерстве всегда рады запросам, которые поступают от бизнеса, поскольку рабочая группа хоть и много прошла, но выявляются детали, которые она пропустила. По его мнению, необходимо продолжать работать в том же ритме, что и в предыдущие десять месяцев. Он также отметил позитивную роль моратория на проверки на период военного положения. По его мнению, это хороший эксперимент. «Сейчас мы будем думать, как оптимизировать инспекции», — пообещал он.

Итак, рабочая группа, от имени которой говорил замминистра экономики, против мгновенного сокращения числа регуляторных актов по принципу гильотины. Однако в Минэкономики видят деструктивную роль частых поверок бизнеса и намерены избавить его от них. И вообще взаимодействовать с бизнесом в режиме диалога. Нормально вроде...

Однако тем временем Госаудитслужба примерно месяц назад едва не остановила деятельность КБ «Луч», где разрабатывается высокоточное отечественное оружие. Причина: госпредприятие включило прибыль в цену своей продукции. «А как же иначе? — спросите вы. — С нулевой прибылью стратегическое, да и любое другое предприятие в трубу вылетит!». Скандал вышел в публичную плоскость. Это явно не диалог с бизнесом и явно не вовремя.

Так, может, все-таки гильотина? А потом с чистого листа и с оглядкой на практику ЕС превратить регуляторную политику из карательно-штрафной в сервисно-вспомогательную?

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме