Прошло два года с момента окончания военных действий в Югославии, а ситуация на Дунае практически не меняется. Нормальное сквозное судоходство по реке до сих пор не восстановлено, хотя деньги для расчистки реки от обломков разрушенных мостов выделены: 22 млн. евро — Европейским союзом, согласившимся профинансировать 85% работ, и 4 млн. — заинтересованными дунайскими странами. Украина свою долю в 200 тыс. долларов внесла еще в конце прошлого года. Однако кроме нашего государства и наиболее пострадавших стран Нижнего Дуная остальные, как отмечают наблюдатели, не очень-то обеспокоены сложившимся положением дел. Падение грузоперевозок судоходных компаний Украины, Болгарии, а также Словакии, Венгрии сопровождается ростом доходов австрийских и немецких компаний.
| ||
Один из разрушенных югославских мостов |
Как известно, в районе города Нови-Сад было разрушено три моста. Их обломки и перегородили реку. Судоходство на этом отрезке было долгое время закрыто. Но потом речники убедились, что суда в этом месте все же могут проходить. Но возникла другая проблема. Дело в том, что третий по величине город страны Нови-Сад разделен Дунаем на две части. И чтобы восстановить нормальное транспортное сообщение, югославы своими силами вместо двух разрушенных мостов построили автомобильный и временный железнодорожный. А вместо третьего, самого крупного «Свобода», установили понтонный мост. Вот он сегодня и продолжает оставаться главным препятствием для судоходства.
С прошлого года под давлением дунайских стран югославы начали его разводить. Но всего лишь один раз в две недели — каждую вторую субботу и воскресенье. Однако это не только сковывает судоходство, но и бьет судовладельцев по карману. Дело в том, что за разводку моста югославы берут с проходящего судна три немецкие марки за одну регистровую тонну. Это слишком высокая плата. Сами же югославы оценили разводку моста в 50 тыс. долларов. Но если учесть то количество судов, которые проходят в эти дни, то общая сумма, уплаченная ими за проход этого участка Дуная, в несколько раз превышает югославские расценки.
Сегодня с югославской стороной ведутся переговоры, чтобы снизить плату и увеличить количество дней для проводки украинских судов. И кое-чего добиться удалось: плата за разводку моста снижена примерно на 50%. Хотя официально эта норма еще не закреплена да и украинская сторона рассчитывала на гораздо большее. Что же касается изменения графика проводки судов, то этот вопрос пока остается открытым. Правда, понтонный мост югославы разводят теперь раз в десять дней. Но в любом случае какими бы ни были уступки, в целом проблему они не решают.
Для восстановления нормального сквозного судоходства по Дунаю необходимо расчистить реку от обломков, мин, бомб и убрать понтонный мост. Однако Белград не раз подчеркивал, что не он бомбил свои объекты. И убрать понтонный мост сможет лишь тогда, когда будет восстановлен прежний, «Свобода». Такая позиция югославской стороны вызывает серьезное беспокойство у украинских судовладельцев.
Президент Украинского Дунайского пароходства Петр Суворов считает, что восстановление нормального судоходства на Дунае — это практически копеечная работа и не представляет собой по времени никакой сложности. Вместе с тем она превратилась в проблему, которая умело разыгрывается не только югославской стороной, но и международными структурами. Это г-н Суворов еще раз повторил на совещании руководителей предприятий Дунайского транспортного узла с участием министра транспорта Украины, состоявшейся в конце июня в Измаиле.
Надо сказать, украинские предприятия большие надежды возлагали на Дунайскую комиссию. Но увы. Межправительственная организация, призванная обеспечивать свободу международного судоходства и отвечающая за реализацию проекта «Расчистка фарватера на Дунае», не оправдала ожиданий. Слишком разнородны интересы входящих в нее стран и невелики полномочия. Единственно, что было достигнуто, — это тендер на проведение работ по расчистке Дуная. Возлагались надежды на визит в Украину премьер-министра Югославии, в ходе которого одним из главных должен был стать вопрос о льготном режиме прохода украинского флота по Дунаю, но визит пока не состоялся.
Ну а пока что украинские судоходные компании продолжают нести убытки. Сегодня Украинское Дунайское пароходство перевозит только 60% от тех объемов грузов, которые перевозило в 1998 году. Хотя обладает 25% тоннажа речного флота, имеющегося на Дунае. В основном это грузы украинских горно-обогатительных комбинатов. Чтобы удержать клиентуру, пароходство даже вынуждено было участвовать в организации их доставки по железной дороге. И сегодня, спасая свое главное — австрийское — направление, УДП, начиная с июня, уже начало увеличивать объемы перевозок.
Но если пароходство, несмотря на все сложности, сумело сохранить потенциал речного флота, то с морским — дела плохи. Два года как практически исчез транзит, шедший по реке из Югославии, Венгрии, Австрии и далее морем в Тунис, Египет и другие страны. В итоге морской флот оказался не у дел. И был вынужден уйти в свободное плавание. Однако на рынке морских перевозок его, разумеется, никто не ждет. Флот УДП сегодня является неконкурентоспособным. Небольшие старые суденышки, способные перевозить мелкие партии от 1,5 до 5,5 тысячи тонн, уже не могут соперничать с крупнотоннажным иностранным флотом.
«Мы сегодня, — говорил г-н Суворов, — вынуждены побираться на рынке. Пристраиваемся к чужой грузовой базе, подхватывая остатки. В таком режиме можно продержаться некоторое время, но если с этого года не начнем строительство новых судов, то в перспективе надеяться нам будет не на что». Однако проблема пополнения флота, ставшая уже хронической, по-прежнему практически не решается.
Ну есть и приятные новости. Наконец-то КМ принял положение о национальном перевозчике. Этого решения дунайцы добивались два года. Дело в том, что в последнее время на Дунае появилось много частных судовладельцев, работающих под флагами чужих стран, с которыми УДП стало сложно конкурировать. Однако получив статус государственного перевозчика украинских грузов на Дунае, пароходство сможет сохранить грузовую базу и, что важно, удержать стратегические позиции компании в Придунавье.
Но предоставление статуса затягивается. Согласно постановлению Кабмина, оно должно осуществляться на конкурсной основе. К сожалению, до сих пор не утвержден состав тендерного комитета. А предоставление данного статуса вне тендера, как пояснили дунайцам в Киеве, противоречит антимонопольному законодательству...