Международная научная конференция «Проблемы экономической интеграции Украины в Европейский Союз: европейские сравнительные студии», организованная Университетом имени И.-В.Гете (Франкфурт-на-Майне, Германия), Университетом им. Эразмуса (Роттердам, Нидерланды), Университетом им.Люмьера (Лион, Франция) и Тернопольской академией народного хозяйства при финансовой поддержке проекта Европейской комиссии Tempus — TACIS, состоялась уже в шестой раз. Научный диалог по проблемам евроинтеграции Украины начался еще тогда, когда эта тема в политических и научных кругах звучала от случая к случаю. Важное направление украинской внешней политики длительное время было подменено понятием многовекторности.
Директор Института региональных исследований НАН Украины академик Марьян Долишний (Львов) совсем не лукавил, заявляя: «Предыдущие конференции подтолкнули украинскую власть заглянуть в Европу, они сыграли важную роль в проведении саммитов Украина—ЕС».
Нынче не вызывают сомнений преимущества, которые получит Украина по крайней мере от более тесного сближения с Европейским Союзом, не говоря уже о завершенной евроинтеграции. Бесспорно, принятие принципов и ценностей европейской жизни повышает авторитет государства, дает ему возможность стать неотъемлемой частью большого экономического, культурного и информационного пространства, использовать преимущества международной кооперации и специализации. Восточноевропейские государства, в частности Польша и Венгрия, подали заявки на вступление в ЕС еще в 1994 году, Чехия — в 1996-м. Украина же три года назад на заседании Совета по вопросам сотрудничества между Украиной и ЕС в Люксембурге заявила лишь о попытке получить статус ассоциированного члена.
Нынешняя конференция во многом была не похожа на предыдущие, поскольку о достижениях на пути продвижения Украины в ЕС речь шла между прочим. Доклады и дискуссии в основном касались нерешенных вопросов двустороннего сотрудничества. Хотя подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и ЕС, принята Концепция сотрудничества, созданы рабочие органы сотрудничества — совет, комитет, а недавно и специальные управления в Министерстве экономики и секретариате Кабинета министров, а в МИДе появился специальный госсекретарь по вопросам европейской интеграции, тем не менее Украина от европейского дома еще весьма далека. И все же...
Положительные сдвиги имели место, убежден начальник управления европейской и атлантической интеграции Министерства экономики и европейской интеграции Украины Вячеслав Медведев. Достигнут определенный рост в торговле с европейскими странами. Ведь если за первое полугодие весь объем внешней торговли Украины увеличился на 12,4 процента, то со странами ЕС — на 32. Можно считать прогрессом и заключение нового Соглашения о торговле текстильными изделиями, не предусматривающего количественных ограничений на экспорт текстиля из Украины. Определен ряд перспективных направлений сотрудничества Украины и ЕС, в частности, в сфере торговли, энергетики, юстиции, транспорта, защиты окружающей среды. На недавнем саммите в Ялте украинская сторона предложила европейским странам создать международный консорциум по эксплуатации газотранспортной сети Украины, принять участие в достройке и эксплуатации нефтепровода Одесса—Броды. Сейчас зарубежные эксперты изучают эти предложения.
В отличие от явно недостаточного финансирования под эгидой ЕБРР строительства компенсирующих мощностей Чернобыльской станции — достройки двух блоков на Хмельницкой и Ривненской АЭС, ЕС все-таки предоставляет помощь в закупке топлива для тепловых электростанций. Украина уже получила грант в размере 25 млн. евро, со следующего года Европейский Союз выделит еще 40 млн. Разработаны программы сотрудничества в сфере возобновляемой энергетики, в частности биоэнергетики. Тем не менее Украине остается выполнить чуть не самую большую работу — пересмотреть около тысячи законодательных норм в сфере налогообложения, развития предпринимательства, защиты инвестиций, интеллектуальной собственности, технических правил и стандартов и тому подобного и согласовать их с положениями европейского права. Мнение ученых было в целом таково — не хватает и специалистов, и желания.
Ульрих Дренкельфорд, юрист, профессор Технического университета в Дрездене, приглашенный профессор ТАНХа, в дипломатичной форме порекомендовал Украине определиться, куда идти:
— Прежде чем вкладывать деньги, зарубежные инвесторы изучают тип законодательства в принимающей стране. Если вы действительно желаете стать европейским государством, то должны создать новый, постоянный Гражданский кодекс, кодифицировать общие нормы, возможно, не все до мелочей, как это делают, например, американцы или британцы. Украина делает неправильно, заимствуя одни правила ведения бизнеса из Европы, а другие — из России.
Еще более недвусмысленно высказался профессор, преподаватель ТАНХа Вильфрид Трилленберг:
— Вашему государству наконец-то следует понять, что инвестор — не благодетель. Вкладывая средства за границей, он рассчитывает получить прибыль большую, нежели имел бы банковский процент или доход от государственных облигаций у себя дома. В случае неудачи западный бизнесмен хочет, как минимум, беспрепятственно репатриировать инвестицию. А оптимальный вариант — получить залог на вложенный капитал со стороны государства — земельный участок, недвижимость и тому подобное. Инвесторам нужна минимальная зарегулированность экономики и возможность заработать больше, чем в других странах. Если вы это осознаете, то тем самым приблизитесь к Европе.
Но позиции зарубежных и украинских ученых заметно расходились в вопросе, насколько Европа сама откроет двери для Украины. Европейский Союз несмотря ни на что надежно защищает свой рынок. И даже вступление Украины во Всемирную организацию торговли еще не гарантирует украинским товарам беспрепятственный путь к западному потребителю. В своих выступлениях ученые-экономисты из Германии, Нидерландов, Франции основой экспортного потенциала Украины называли наукоемкие технологии, сырье и полуфабрикаты, биологически чистые продукты питания. Вместе с тем их украинские коллеги высказывали тревогу по поводу блокирования Европой таких чувствительных товаров, как текстиль и металлопродукция, составляющие пока что основу украинского экспорта. Повод для опасений имеется. Ведь квоты для украинского металла в Европе каждый раз сужаются. Представитель Минэкономики Вячеслав Медведев отметил, что в новом соглашении между Украиной и ЕС, которое вступит в силу со следующего года, было бы достижением по крайней мере неуменьшение квот на экспорт металлопродукции. Ведь жесткие ограничения на поставки готового проката заставляют украинских металлургов переориентироваться на экспорт сырьевых материалов. Ныне часть лома, чугуна, полуфабрикатов в экспорте металлопродукции в Европу достигла 80 процентов. А практика антидемпинговых расследований, введение соответствующих таможенных пошлин и даже наложение санкций являются непривлекательным спутником в торговых отношениях между Украиной и европейскими государствами, о чем также не стоит забывать.
Конференция недвусмысленно порекомендовала правительственным чиновникам и законодателям максимально либерализировать торговлю со странами ЕС, в частности, отказаться от практики экспортных таможенных пошлин, снизить тарифы на импорт многих видов товаров, пересмотреть режим лицензирования импорта, расширить сотрудничество в правоохранительной сфере, углубить пограничное сотрудничество. Но пожелания ученых для украинской власти — это такая вещь, которую можно рассматривать в последнюю очередь...
Скорее всего, Украину и Европу пока сближают не экономики, а студенты и молодые специалисты. Тернопольская академия народного хозяйства намерена привлечь к упомянутому проекту еще 15 украинских вузов, чтобы прежде всего студенты смогли адаптироваться к европейскому сообществу, к европейскому стилю жизни. Ибо если старую элиту в целом удовлетворяет роль Украины как буферной зоны, то молодежь смотрит вперед и думает иначе.