В советские времена профессия бухгалтера не слишком ценилась, а профессий финансиста и маркетолога не было вообще. Уважением пользовались инженеры и руководители производства. Надо признать, в этом был определенный смысл, ибо вся финансовая структура, какой бы она ни была, создает лишь стимулы к труду, но не конечный продукт.
Пришли другие времена. Платить за отвезенную в банк платежку стали существенно больше, чем за произведенную деталь, и в область финансов по такому поводу попало немало умов.
К концу 90-х бухгалтерам в большинстве своем платили достаточно много вовсе не за профессиональные навыки, а за умение минимизировать налоги и работать с государством так, «чтобы не трогали». К этому моменту финансовая часть любого предприятия разделилась на «темную» и «светлую» стороны, которые перестали зависеть друг от друга. Для малых предприятий это выглядело обычно и буднично как «наличная касса». Для крупных предприятий, любящих авторитетно заявить, что они могут работать только «по-белому», - как окружение центрального производственного звена своими структурами: поставщиками, оптовыми покупателями-посредниками. Появилось модное словосочетание «мы работаем через торговый дом», и никак иначе. Читай: только он уводит от налогов всю нашу прибыль. Все приспособились к минимальной налоговой нагрузке: вы делаете вид, что налоги собираете и делаете что-то для государства, а мы делаем вид, что платим.
Ситуация начала меняться в период экономического роста. С 2003 года в формуле «надо не меньше тратить, а больше зарабатывать» наблюдался явный крен в сторону «больше зарабатывать». Дошло до того, что человек, который предлагал что-либо сэкономить, рассматривался как «ретроград», «не имеющий масштабного мышления» и даже «предпринимательской чуйки». Ценить стали тех, кто любыми путями и под любые залоги «приведет деньги» для покрытия сегодняшних нужд. А дальше - заработаем.
Оставшиеся разумные люди начали прятаться в область официальной «белой» бухгалтерии, где соблюдались хоть какие-то «правила игры». Но не тут-то было. Грамотные головы и здесь стали не нужны. Это в 90-е модно было «судиться с налоговой», искать «налоговые лазейки» и «держаться в рамках». Через десять лет все стало просто и откровенно: «конверт» и «единый налог».
Потом закончились деньги. Когда начали собирать кредитные долги, продвинутое руководство добило бухгалтеров своей позицией, что «государство вообще подождет». Даже свою «минимальную налоговую нагрузку». Ибо у меня долги, у провластной «крыши» - свои долги… Оставалось лишь ходить по контролирующим структурам и писать объяснительные в стиле: «так получилось, товарищ капитан…», «конечно заплатим, уважаемый начальник…». Предприятия перестали даже легально закрывать - слишком дорого и сложно.
Сегодня дело уже в психологии. Ни один финансист на сегодня не объяснит своему «учредителю», что «так надо», пока он сам или кто-нибудь рядом не получит санкции «по полной программе». Психология - стойкая штука. Не так давно одно из родственных предприятий прошло комплексную налоговую проверку. Попало под нее «заслуженно». «Сошлось» на сумме штрафных санкций с инспектором. На несколько порядков ниже имеющихся за этот период нарушений. Пришлось пройти все причитающиеся формальности (беседы с руководителями налоговых органов и налоговой милиции с протоколами и объяснительными). Но даже после этого у «группы учредителей» осталось впечатление, что «нужно было найти кому дать, чтобы вообще ничего не было». То есть воспитательный процесс налогоплательщиков явно не закончен. Остается только гадать: то ли внизу, то ли на самом высоком государственном уровне. Поэтому не знаешь, радоваться или горевать по поводу нынешнего террора в области налога на добавленную стоимость. То ли радоваться тому, что восстанавливаются хоть какие-то правила игры, за которые будут уважать финансовый менеджмент, то ли горевать по поводу «электронной бюрократии», которой все это сопровождается.