Продавцы искусственного климата

12 октября, 2007, 14:41 Распечатать
Выпуск № 38, 12 октября-19 октября 2007г.
Отправить
Отправить

Бытует мнение, что с наступлением осени спрос на климатическую технику падает до ноля. Специалист...

Бытует мнение, что с наступлением осени спрос на климатическую технику падает до ноля. Специалисты же утверждают обратное: с приходом холодов свободную нишу кондиционеров с успехом занимают увлажнители, очистители и ионизаторы воздуха, а также главные «законодатели мод» зимнего сезона — обогреватели.

Появилась и новая тенденция — предусмотрительные покупатели начали приобретать кондиционеры впрок, благо, новые импортные модели обладают обогревательной и противовирусной функциями. Некоторые игроки рынка объясняют это ростом доходов покупателей: несколько лет назад покупка кондиционера была исключительно привилегией обеспеченных людей. Сейчас продажи стали массовыми, а планка покупательной способности опустилась до граждан со среднестатистическими доходами, как это случилось несколько лет назад с мобильной связью. Противники этой версии утверждают, что виновником повышенного интереса к кондиционерам стали климатические аномалии, которые привели к ажиотажному спросу на кондиционеры этим летом. В результате фирмы-изготовители и продавцы оказались не готовыми удовлетворить его.

Но самым правдоподобным объяснением внесезонного интереса к кондиционерам стали колоссальные очереди на установку и монтаж климатической техники, которые растянулись этим летом чуть ли не на месяц вперед. Около полутора десятков онлайновых магазинов и около десятка их реальных специализированных собратьев так и не смогли обеспечить жителей Киева вожделенной прохладой…

Загадочный успех универмага в Детройте

Первое упоминание о кондиционерах относится к 1815 году, когда француз Жанн Шабаннес получил британский патент на метод «кондиционирования воздуха и регулирования температуры в жилищах и других зданиях».

Эта идея была воплощена в жизнь только в 1902 году американским инженером-изобретателем Уиллисом Каррие­ром, который собрал промышленную холодильную машину для типографии Бруклина в Нью-Йорке. Однако этот прообраз первого кондиционера создавался вовсе не для комфортного климата, а как средство борьбы с влажностью, пагубно влиявшей на качество печати.

Через год в Кельне произошло весьма примечательное событие: путешествующие аристократы буквально ломились в небольшой театр города, где даже в самые знойные дни царил непривычный приятный холодок. Первая охлаждающая техника произвела фурор среди европейцев. Не менее ошеломляющим был поток посетителей в один из универмагов Детройта, где в 1924 году впервые была установлена система кондиционирования. Оборот магазина в считанные дни вырос в три раза!

На протяжении десятилетий лидерами в области разработок систем вентиляции и кондиционирования воздуха были американские компании. В конце 50-х годов ситуация изменилась коренным образом — инициатива перешла к японским производителям, которые до сих пор удерживают первенство в данной индустрии.

В Украине на прилавках магазинов из отечественной техники можно встретить разве что ионизаторы воздуха, а об отечественных кондиционерах ничего не слышали даже продавцы.

«Наш интернет-магазин климатической техники «Холодок» открылся в 2005 году, — рассказывает его директор Евгений Целковский. — Кондиционеры в Интернете тогда никто не продавал, эта ниша была совершенно пустой. Мы стали пионерами в этом деле, и время показало, что идея была верной. Уже через год появилось много последователей, сейчас таких магазинов в стране более десяти, не считая множества частных предпринимателей. Минусы возросшей конкуренции заключаются не в борьбе за покупателей — их пока хватает на всех, а в заимствовании идей, рекламы и текстов…

Бороться с нечестными соперниками какими-то правовыми методами бесполезно: в нашем законодательстве о защите авторских прав — полная неразбериха. Да и что возьмешь с маленькой конторы, где сидят два студента? Мы пошли иным путем — разместили на своем сайте обширную статью о тех, кто нечестно играет.

Сегодня в нашем бизнесе еще можно начинать с ноля — многие так и делают. Но опыт подсказывает, что большинство магазинов, которые живут за счет небольшой наценки на товар, быстро закрываются. Магазины off-line выживают за счет обслуживания локальных районов, а в интернет-магазины заходят все — здесь необходимо выделиться, иметь свое лицо. Но чтобы показать свой бренд, необходимо все время рекламироваться, а это связано с расходами».

Еще одна особенность: среди украинских продавцов климатической техники очень мало тех, кто работает качественно. Если сегодня на рынок придут компании, которые предоставят сервис высокого класса, они быстро потеснят существующие. Ниша еще есть, но только для тех, кто готов вкладывать в дело не только деньги, но знания и умение.

В России этот бизнес более развит, там существует ассоциация участников климатического рынка, лоббирующая их интересы. На сайтах российских интернет-магазинов размещены материалы ученых, изучающих эти проблемы.

В Украине такого вдумчивого подхода пока нет, надеюсь, что со временем мы тоже научимся относиться к этой проблеме серьезно…

В виртуальном магазине

Сегодня разброс цен на климатическую технику очень широкий: от самого дешевого мобильного кондиционера стоимостью около 300 долларов до самых дорогих бытовых кондиционеров стоимостью две-три тысячи условных единиц.

Продавцы утверждают, что наибольшим спросом пользуется дешевая техника, именно ее так трудно купить в разгар летнего сезона.

Только за прошедший год, по оценкам специалистов, объемы продаж кондиционеров выросли в два раза.

Что касается рентабельности, то она по-прежнему зависит от сезонного фактора — летом растет, зимой — снижается. Уровень прибыли во многом зависит и от стратегии продавцов — некоторые фирмы предпочитают ввозить импортную технику собственными силами, делая надбавки на товары более высокими. Другие (к ним относится и магазин «Холодок») предпочитают работать с представительствами фирм-изготовителей в Украине. Это позволяет расширить ассортимент, поскольку ясно, что ни одна украинская торговая компания не может самостоятельно ввозить такое большое количество наименований товаров климатической техники.

«Магазины off-line не могут себе позволить широкий выбор товаров подобного рода, — комментирует Евгений Целковский. — Обычно в таких торговых точках кондиционеры представлены двумя-тремя моделями. В Интернете можно выбрать любой, сравнить цены, заказать доставку — это преимущества онлайновой торговли. На нашем сайте представлено более 30 производителей климатической техники. Покупатели знают, что если у нас нет какого-то изделия, то его нельзя найти нигде.

Некоторые клиенты (особенно молодежь) считают, что в интернет-магазинах все происходит виртуально. На самом деле это такой же магазин, как и любой другой — с большим штатом сотрудников, бухгалтерией, службой доставки. Единственное, чем мы отличаемся от обычных магазинов, — у нас нет необходимости в большом складе. Кроме того, в обычных магазинах практикуется самовывоз товара, а мы доставляем абсолютно все. Соответственно, расходы на перевозку и переноску товара (лифты в многоэтажных домах не работают) у нас гораздо больше — наша техника довольно габаритная».

Продажи в интернет-магазинах отличаются в основном аудиторией покупателей. Согласно статистике, клиенты виртуальных магазинов — люди более образованные и обеспеченные.

Правда, до сих пор существует контингент людей, которые не знают о подобной торговле или бояться ею пользоваться — это, как правило, домохозяйки и пенсионеры…

Беспочвенные слухи о мошенничестве в интернет-торговле наносят достаточно ощутимый урон онлайновым магазинам. Продавцы этого рынка утверждают, что подобные случаи в нашей стране просто исключены — если в России, где развита торговля on-line по безналичному расчету, еще встречаются случаи несвоевременной доставки или невыполнения обязательств со стороны магазинов, то в Украине все происходит по наличному расчету.

Покупатель выбирает нужный товар на сайте, звонит в магазин, общается с менеджером и рассчитывается за покупку только после ее доставки и внимательного знакомства с соответствующими документами.

Кстати, характеристики и инструкции на климатическую технику стоит изучить досконально. Если они вызывают сомнение (например, написано, что влияние прибора на человека не изучено) от покупки лучше отказаться. Бывают и курьезные случаи, когда покупатели приобретают очиститель воздуха в подвальное помещение, где нет доступа для вентиляции, или устанавливают ионизаторы в бутиках подземных переходов — в надежде, что это улучшит картину. Продавцы пытаются объяснить незадачливым клиентам, что если поступление кислорода проблематично, покупать такую технику бессмысленно…

Кондиционер — против птичьего гриппа

Спрос на кондиционеры взаимосвязан с любой климатической техникой — тот, кто заботится о микроклимате в доме, обязательно покупает и другие приборы.

Увлажнители — второй по спросу товар, они востребованы круглый год, поскольку зимой влажность воздуха понижается естественным путем, а летом воздух сушит кондиционер, способный вытянуть за день из комнаты ведро воды!

Очистители, ионизаторы, фонтаны и ароматизаторы — спрос на тот или иной товар возникает спонтанно, и порой его трудно объяснить.

«Сегодня мы наблюдаем какую-то непонятную рекламную шумиху вокруг ионизаторов воздуха, — рассказывает Евгений Целковский. — Производители связывают их с именем Чижевского, хотя его так называемая люстра 50-х годов совершенно непохожа на современные ионизаторы. Лучше они или хуже — этот вопрос открыт, пока никто не предоставил в качестве доказательств выводы какой-либо экспертизы. Зато во всевозможных инструкциях о Чижевском написано много.

Вокруг климатической техники возникает множество мифов, например, утверждают, что кондиционеры способствуют распространению так называемой болезни легионеров — инфекции, поражающей легкие. Те, кто торгует кондиционерами, утверждают, что это относится только к системам централизованного кондиционирования, которые имеют большое количество труб и охватывают огромные площади. В бытовых же кондиционерах эта инфекция не развивается. Однако нет никаких документальных подтверждений той или иной версии.

Существует мнение, что кондиционеры якобы убивают отрицательные ионы, полезные для организма. Соединяясь в металлических частях кондиционеров с положительными ионами, они взаимоуничтожаются, в результате чего воздух становится нежилым. Но и тут находится опровержение: сетка, через которую проходит воздух в теплообменник кондиционера, настолько крупная, что отдельные ионы она просто не может задержать, поэтому никакого взаимоуничтожения не происходит.

Сегодня практически все модели кондиционеров оснащены двумя-тремя фильтрами — антибактериальными, антивирусными, увлажняющими. Трудно судить об их эффективности. На семинарах в Турции и Пуще-Водице нам рассказывали о каких-то плазменных генераторах, убивающих даже вирусы птичьего гриппа…»

Действительно, различные типы кондиционеров — настенные, подпотолочные, напольные, кассетные и канальные — обладают, судя по рекламе их производителей, многими несомненными качествами. Это пониженный уровень шума, который позволяет устанавливать кондиционер даже в детской, автоочистка от пыли, противоаллергенная и другая защита. Современные кондиционеры от ведущих японских производителей обогревают помещение, обогащают его кислородом и выполняют множество полезных функций.

Спасение от зноя — через суд

Минувшим летом Киев потряс небывалый скандал — очередь на установку кондиционеров растянулась на три-четыре недели вперед.

Возбужденные от жары покупатели штурмовали все имевшиеся в наличии магазины климатической техники, но ответ был один: «Ожидайте».

Оказалось, что разгадка этого явления, которое ударило и по доходам дилеров, — проблема сезонности. Монтажных бригад, которые обслуживают подобные магазины по схеме бригадного подряда, немного. Если бы спрос на кондиционеры был круглый год, монтажники не сидели бы без работы. А чем им заниматься зимой?

Заполнить пустующую нишу с наступлением лета пытаются всякого рода «шабашники», но солидные магазины не хотят иметь с ними дела: другая техника — куда ни шло, а вот работа кондиционеров на 70% зависит от качества монтажа. Отработает кондиционер свой срок или нет — это зависит от квалификации монтажников, а отвечать придется магазину…

«Сегодня мы работаем с представительствами иностранных фирм на условиях субподряда, — поясняет Евгений Целковский. — При объемах наших продаж просто невозможно содержать такое количество бригад. Это тем более актуально по той причине, что некоторые кондиционеры (особенно известных брендов) требуют чрезвычайно точного монтажа. У всех японских производителей есть свои сервис-центры. Непрофессиональный монтаж очень опасен для кондиционеров. Некоторые фирмы пытаются найти выход из положения с помощью монтажников другой специализации, т.е. летом — кондиционеры, зимой — обогреватели. Легче других приходится фирмам, которые в сфере своей деятельности имеют дело с промышленными кондиционерами — они устанавливаются не с наступлением жары, а когда идет реконструкция или строительство дома.

Но крупные заказы бывают далеко не всегда. Кроме того, эти бригады не взаимозаменяемы на 100%, ведь специфика бытового и промышленного кондиционеров — разная…

И производители, и продавцы кондиционеров с ужасом ждут наступления будущего лета — с каждым годом глобальное потепление дает о себе знать все сильней.

Многие вспоминают гуляющую по сайтам историю о том, как известный режиссер Никита Михалков заказал в свой дом систему кондиционирования, но то ли монтажники вовремя не смонтировали, то ли была другая причина — дело дошло до суда.

Суд обязал фирму выплатить неустойку за задержку обслуживания…

Чем же обернется для украинских продавцов искусственного климата следующий сезон?

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Энтер или кнопку ниже отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК