Ставка подоходного налога с 1 января уменьшилась до 13%. Но автомобилистам нерадостно: при продаже транспортного средства им придется платить значительно больше, чем раньше.
Выбор есть
«Безлошадным» гражданам (то есть не владеющим автомобилем) вступление в силу нового Закона «О налоге с доходов физических лиц» приносит определенное облегчение. Еще бы: вместо сегодняшней прогрессивной шкалы налогообложения (чем больше зарабатываешь денег, тем выше налог) введена единая ставка налога. Причем существенно меньшая, чем была раньше — 13 вместо 20—40%. При этом государство защитило себя от уменьшения налоговых поступлений, расширив базу налогообложения — теперь подоходный налог придется платить практически с любого дохода, полученного украинским гражданином.
В первую очередь налоги увеличились для тех, кто продает дорогие вещи, например автомобили (норма закона, касающаяся недвижимости, вступит в силу через год). Причем налог со своего дохода физлицам надо платить от всей суммы реализованного движимого имущества. Например, продал за 10 тыс. грн. — поделись с казной 1,3 тыс. грн. Отдать деньги государству придется, даже если продавец ранее купил транспортное средство намного дороже, чем теперь продает. То есть не то что прибыли от торговли не получил, а несет убытки.
Впрочем, от уплаты 13% налога можно законно уйти, если оформить договор купли-продажи автомобиля у нотариуса. При этом кроме услуг нотариуса положено уплатить государственную пошлину в размере 5% от стоимости проданного транспортного средства (если машина продается родственнику — 1%). Такая «поблажка» в налогообложении предусмотрена статьей 12 Закона «О налоге с доходов физических лиц». Правда, действует она только при продаже легковых автомобилей, мотоциклов, мотороллеров или лодки (моторной либо парусной). В этот список движимого имущества не вошла сельскохозяйственная и коммерческая техника, автобусы и прицепы. Таким образом, продавец яхты при продаже будет платить 5% от ее стоимости, а трактора — 13%? Наверное, это не очень справедливое социальное решение, требующее доработки.
Впрочем, пятью процентами от стоимости автомобиля государство не ограничится. Бюджетом Украины на 2004 год в который раз продлен «временный» сбор в Пенсионный фонд с продавцов легковых автомобилей. Сумма этого сбора составляет 3% от стоимости продаваемого транспортного средства. Таким образом, общая сумма налогов, без которой машину не зарегистрируют в органах Госавтоинспекции, составит 8% от продажной цены автомобиля. Это не считая платы за регистрацию, выдачу номерных знаков, техосмотра и т.д…
Если учесть, что большинство покупок легковых автомобилей приходится на машины стоимостью 5—10 тыс. долл., то государство от каждого авто хочет забрать 400—800 долл. Нетрудно предположить, что продавцы автомобилей постараются переложить налоговый груз на плечи покупателей. То есть следует ожидать подорожания подержанных автомобилей на авторынках в среднем на 10%.
Нет — биржам, да — нотариусам
Впрочем, украинцы изменили бы своим жизненным принципам, если бы сразу после вступления в силу новых правил игры, придуманных государством, дружно пошли платить причитающиеся налоги. Безусловно, существуют несложные методы снижения налогового пресса на вполне законных основаниях. Конечно, народные депутаты постарались, чтобы число таких способов сократилось до минимума. Например, популярный до недавнего времени метод продажи автомобиля путем выписки покупателю генеральной доверенности (с правом продажи) стал невыгодным. Дело в том, что в одной из статей Закона «О налоге с доходов физических лиц» указано: оформление генеральной доверенности на транспортное средство влечет за собой уплату 13-процентного налога доверителем (то есть, по сути, продавцом). Гораздо дешевле заплатить 5-процентную госпошлину и оформить машину в полноправную собственность.
Заметьте, отказ автовладельцев от оформления генеральной доверенности не оставит нотариусов без работы. Ведь теперь более выгодный метод продаж — с уплатой 5-процентной пошлины — также осуществляется с помощью нотариуса. А вот функционирование других коммерческих формирований — товарных бирж (именно они ранее оформляли договоры купли-продажи подержанных автомобилей) — для автоторговли теряет смысл. Таким образом, целая сеть товарных бирж (многие из которых, правда, состояли из двух-трех человек), работавших возле пунктов регистрации автотранспорта, попросту прекратит существование. На их месте появятся нотариальные конторы.
Дружите с оценщиком
При расчете налогов очень важным моментом становится оценка автомобиля. Эта процедура осуществлялась и ранее — ведь в зависимости от цены машины уплачивается сбор в Пенсионный фонд. Но теперь стоимость автомобиля влияет еще и на сумму госпошлины. Оценивают автомобиль и выдают официальный документ дипломированные специалисты — оценщики. Чтобы правильно установить реальную стоимость автомобиля, они используют специализированные каталоги, в которых собрана средняя цена подержанных и новых машин на украинском рынке. При желании оценщик может существенно занизить декларируемую стоимость машины (по нескольким параметрам: большому пробегу, плохому техническому состоянию и т.д.). Впрочем, их работу несложно проверить, хотя это делается нечасто. Поэтому занижение реальной цены автомобиля со стороны оценщика — один из реальных способов уменьшить налоговые отчисления при продаже автомобиля.
Авторынок еще ответит…
Новая государственная налоговая политика существенно повлияет на украинский авторынок. В частности, эксперты прогнозируют определенные трудности при продаже автомобилей через автосалоны, комиссионные площадки или по системе «Трейд-ин» (обмен старой машины на новую с доплатой). Как уже говорилось, новый налоговый груз продавцы подержанных машин постараются переложить на покупателей. Но цены на подержанные автомобили и так достаточно высоки, так что рынок может отреагировать существенным сокращением количества операций. То есть автовладельцы будут воздерживаться от продажи своей машины из-за больших налогов. А покупатели не захотят переплачивать по той же причине. Таким образом, количество перепродаж автомобилей в стране уменьшится. Значит, государство недополучит запланированные от этих действий средства. Кроме того в ближайшее время наверняка будут генерироваться схемы продаж, при помощи которых дельцы от автобизнеса постараются проводить сделки без участия «интересов» государства.
Из-за сложностей реализации старых машин уменьшится и динамика роста продаж новых авто. Ради справедливости следует заметить, что повышение налога на доходы физических лиц приведет к подорожанию только подержанных автомобилей, которые продаются украинскими гражданами. Подорожание новых легковушек произойдет совсем по другим причинам…