По деловой активности, в частности, количеству юридических и физических лиц-предпринимателей, Украина быстро приближается к мировым стандартам. Скажем, во Львове на почти 800 тысяч жителей приходится 34 тысячи юридических лиц и приблизительно столько же физических лиц-предпринимателей. Количество их продолжает расти. Так, в течение 2011 года во Львове были зарегистрированы 1333 юрлица и более трех тысяч физических лиц-предпринимателей. Сказать, что здесь господствуют особые условия для функционирования бизнеса, - не сказать ничего. Бизнесу сейчас сложно везде, а особенно - в Западной Украине.
«К счастью, пока что не приходилось закрывать предприятие, но такой вопрос актуален вот уже второй год. За последнее время численность работников сократил больше чем втрое. Доходов фирмы едва хватает на выплату заработной платы», - говорит владелец одного из производственных предприятий...
Эффект замкнутого круга
Ситуация типичная для западного региона. Туризм, на который сделала ставку местная власть, себя не оправдал. Поэтому над большинством предприятий дамокловым мечом висит закрытие бизнеса.
По мнению начальника управления регистрации Львовского горсовета Владимира Дуды, прекращение деятельности предприятий сдерживает как надежды на улучшение ситуации в стране, так и сложность процедуры.
И действительно, легко проститься с предпринимательством не получается. Не удивительно, что Интернет переполнен просьбами о помощи в закрытии дела.
Законодатели неоднократно пытались упорядочить эту ситуацию. Еще 1 июля 2010 года Верховная Рада приняла Закон №2390-VI «О внесении изменений в Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей», которым введена упрощенная процедура государственной регистрации прекращения юридического лица путем ликвидации и прекращения предпринимательской деятельности физического лица-предпринимателя, вступивший в силу 10 февраля 2011 года.
Добавленная статья 38-1 Закона «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей» предусматривает, что упрощенная процедура государственной регистрации прекращения юридического лица путем его ликвидации проводится государственным регистратором на основании судебного решения:
- об отмене (признании недействительной) государственной регистрации юридического лица в случаях, предусмотренных законом, если такое решение принято судом до 1 июля 2004 года, кроме судебного решения относительно признания юридического лица банкротом;
- о прекращении юридического лица, не связанном с банкротством юридического лица, если такое решение принято судом после 1 июля 2004 года и в случае, если председатель ликвидационной комиссии лица или ликвидатор юрлица на протяжении трех лет от даты опубликования в специализированном печатном СМИ объявления о вынесении судебного решения относительно прекращения юридического лица, не связанного с банкротством юридического лица, не предоставил государственному регистратору документы, перечень которых предусмотрен частью 1 ст. 36 этого закона.
При наличии этих оснований государственный регистратор начинает процесс проведения упрощенной процедуры государственной регистрации прекращения такого юридического лица.
По мнению львовского адвоката Василия Тыбинки, установленные законом №2390-VI положения, мягко говоря, не поражают своим качеством и нуждаются в основательной доработке и изменениях, учитывая обстоятельства, возникающие при применении этих норм на практике.
При наличии задолженности или сообщения кредиторов государственный регистратор останавливает упрощенную ликвидацию на основании соответствующих возражений заинтересованных лиц. Повторно начать упрощенную процедуру прекращения позволяют два условия: снятие возражений лицами, их подававшими, или непрекращение субъектов хозяйствования в течение года от даты внесения записи о начале процедуры. Таким образом, если задолженность не погашена или предприятия (предприниматели) не закрылись в течение года, повторная процедура прекращения автоматически превращается в повторную остановку процедуры прекращения на срок до одного года.
В отдельных случаях, когда субъекты хозяйствования оставлены своими владельцами на произвол судьбы, такие изменения, скорее всего, послужат причиной эффекта замкнутого круга. Упрощенная процедура начнется, кредиторы заявят о долгах, должники проигнорируют кредиторов, долги не будут возвращены, и процедура начнется сначала. Сегодня разорвать такой «круг» можно лишь списанием долгов.
Ликвидационная бездеятельность
Таким образом, наличие судебного решения об отмене государственной регистрации юридического лица в порядке, предусмотренном Законом №2390-VI, еще не дает гарантии, что субъект хозяйствования все-таки будет ликвидирован.
Положения Закона №2390-VI предусматривают направление государственным регистратором в фонды социального страхования и налоговой инспекции сообщения о начале упрощенной процедуры ликвидации. В месячный срок указанные государственные органы направляют госрегистратору справку об отсутствии или списании задолженности юридического лица или сообщение о наличии долга по уплате сборов и невозможности проведения упрощенной процедуры государственной регистрации прекращения юридического лица.
Именно на этой стадии можно ожидать значительных осложнений, ведь если представители юридического лица не смогли обратиться к госрегистратору для представления документов на прекращение и не предоставили отчетность в другие государственные органы, это приведет к начислению немалых штрафных санкций. Надеяться, что налоговая инспекция или Пенсионный фонд спишут эти долги, - гиблое дело.
Закон №2390-VI призванный прежде всего упростить процедуру внесения в ЕГР записи о прекращении юридических лиц, которые не совершают действий, предусмотренных в процессе прекращения, и способствовать отображению в ЕГР достоверной информации о юридических лицах.
Вместе с тем следует отметить, что Закон №2390-VI устанавливает трехлетний срок для инициирования государственными регистраторами упрощенной процедуры государственной регистрации прекращения юридического лица путем его ликвидации, который считается от даты публикации сообщения о пребывании юридического лица в состоянии прекращения.
Таким образом, несмотря на то, что Закон №2390-VI вводит положительные изменения, государственная регистрация прекращения бездействующих юридических лиц будет проходить исключительно по окончании трехлетнего срока и, соответственно, станет известной заинтересованным лицам тоже по окончании указанного срока.
Как видим, новый упрощенный порядок государственной регистрации прекращения субъектов хозяйствования не распространяется на юридических лиц и физических лиц-предпринимателей, которые приняли собственное решение о ликвидации, однако по разным причинам не проводят ликвидационной деятельности. Это, разумеется, довольно значительный недостаток, поскольку такие субъекты хозяйствования в дальнейшем продолжат свое призрачное существование, добавляя лишние хлопоты прежде всего органам налоговой службы.
По принципу молчаливого согласия
Тем временем в конце 2011 года предприниматели получили новогодний подарок от законодателей в виде закона под названием «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения процедур прекращения юридических лиц и предпринимательской деятельности физических лиц-предпринимателей по их решению» (№3384-VI). Закон об упрощении закрытия бизнеса предусматривает возможность прекращения юридического лица или предпринимательской деятельности физическим лицом-предпринимателем по принципу молчаливого согласия. Если в определенный период ликвидации Государственная налоговая служба, Пенсионный фонд не предоставили справку об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов, единого социального взноса и страховых средств или решения об отказе в ее выдаче, председатель ликвидационной комиссии или физлицо-предприниматель через десять рабочих дней после окончания срока закрытия может подавать документы для государственной регистрации прекращения.
Как новые положения будут действовать на практике, пока что неизвестно. Во всяком случае, реальный механизм еще не отработан. Так что проблема предприятий-призраков (субъектов хозяйственной деятельности, которые значатся в ЕГРПОУ, но реально не осуществляют деятельность) в Украине и в дальнейшем будет стоять довольно остро.