Никто не станет спорить с тем, что столичный рынок товаров и услуг — крупнейший в Украине. Его клиентами являются не только все без исключения киевляне, но и множество гостей столицы, ежедневно прибывающих сюда как из регионов, так и стран ближнего и дальнего зарубежья. С первых шагов по киевской земле они моментально приобретают статус столичного потребителя. И ответственность за то, как вся эта многомиллионная масса будет обеспечена качественными товарами и услугами, всецело лежит на городской власти.
О том, что делается в столице для обеспечения конституционных прав потребителей, рассказывает начальник Главного Киевского городского управления по делам защиты прав потребителей Анатолий Гудзий.
— Анатолий Андреевич, 15 января 2002 года решением сессии Киевского городского совета утверждена Программа мер по защите прав потребителей г. Киева на 2002—2004 годы. Как выполняется эта программа с учетом изменений и дополнений в связи с указом Президента от 11 декабря прошлого года?
— Программа состоит из четырех разделов по направлениям деятельности Главного управления. Это контроль за обеспечением надлежащего качества товаров, правозащитная и информационно-просветительская работа, защита прав потребителей на рынках и в мелкорозничной сети, а также в сфере быта и услуг.
Во исполнение указа Президента «О Программе защиты прав потребителей на 2003—2005 годы» киевский городской голова Александр Омельченко 30 января с.г. издал распоряжение о создании рабочей группы, которой поручена подготовка предложений по внесению изменений и дополнений в действующую городскую программу. Главному горуправлению по делам защиты прав потребителей поручено представить эти выводы на рассмотрение сессии Киеврады в марте. И надо сказать, что от райгосадминистраций, общественных организаций поступило немало дельных предложений.
— Если коротко, в чем они состоят?
— Что касается качества товаров, то здесь, на мой взгляд, очень важное предложение — обеспечить действенный контроль качества изделий детского ассортимента, в том числе продуктов детского питания при их производстве и реализации. В сфере правозащитной и информационно-просветительской предлагается усилить работу по своевременному и качественному рассмотрению обращений, заявлений и жалоб потребителей, создав соответствующее структурное подразделение при Главном городском управлении по делам защиты прав потребителей; содействовать созданию в органах местного самоуправления подразделений по вопросам защиты прав потребителей, повысить эффективность применения законодательных рычагов защиты прав потребителей, согласовав действия органов контроля и надзора, правоохранительных органов и местных властей. Чтобы лучше защищать права потребителей на рынках и в мелкорозничной торговле, предлагается усилить контроль за соблюдением требований статьи 155-2 Кодекса Украины об административных правонарушениях, которой предусмотрена административная ответственность за обман покупателя или заказчика — обмер, обвес, обсчет…
— А что предлагается в плане защиты прав потребителей в сфере быта и услуг?
— Здесь все еще остается довольно широкое поле для нашей деятельности. Прежде всего необходимо обеспечить безусловное соблюдение правил предоставления услуг населению по тепло- и водоснабжению, а также водоотводу. Нуждается в усилении контроль за соблюдением требований нормативно-правовых актов, регулирующих взаимоотношения между гражданами и жилищно-коммунальными службами. Предлагается также систематически контролировать предоставление услуг в медицинской, косметологической и фармацевтической сферах, жестче проверять качество услуг по изготовлению и ремонту товаров социально-бытового назначения.
— Однако, вероятно, проверок и на сегодняшний день немало?
— Вы правы: в течение года специалисты нашего управления проверили 6759 субъектов хозяйственной деятельности. Но ведь нарушения выявлены в 6228 случаях! А это, как нетрудно подсчитать, — 92 процента.
По статистике, на каждом из проверенных предприятий выявлено 11 нарушений действующего законодательства. Это обман покупателей, производство и реализация товаров, не соответствующих требованиям нормативных документов, продажа товаров без соответствующих сопроводительных документов, отсутствие своевременной и полной информации о товаре. Следовательно, рано говорить о том, что проверочную деятельность надо сворачивать, дескать, все наши производители товаров и услуг осознали, что потребитель — их главный арбитр и инвестор. К тем, кто не осознал, приходится применять воспитательные меры воздействия.
— В чем они заключались?
— Нами было проверено качество товаров, работ и услуг на сумму 11269 тыс. гривен. Из них забраковано и снято с реализации, иными словами, не допущено к потребителям, товаров общей стоимостью 3220 тыс. Приходилось также запрещать производство, отгрузку, продажу таких товаров, работ и услуг. За 2002 год специалисты Главного управления забраковали по физико-химическим, химико-токсикологическим и микробиологическим показателям 884 образца — 23 процента проверенных.
— Какие товары чаще всего приходилось браковать?
— Именно те, которые относятся к категории первой необходимости: хлебобулочные изделия, мясные продукты, масложировая продукция, продукты детского питания. Сегодня вопросы качества и безопасности продовольственной группы товаров наиболее важны не только для Киева, но и для всей Украины. По результатам лабораторных исследований только в столице забраковано и снято с реализации 28 процентов продовольственных товаров.
Из товаров промышленной группы наиболее часто браковались одежда, обувь, бытовая техника, мебель…
— Люди как-то реагируют на такое положение дел? Или, как говорил классик, «народ безмолвствует»?
— В течение года нами получено свыше 3600 заявлений и жалоб потребителей. Это на тысячу с лишним больше, чем в 2001-м. Чаще всего обращаться за защитой своих прав потребителей побуждают плохое качество товаров и услуг, нарушение законодательства в сферах бытового и жилищно-коммунального обслуживания, нарушения правил обслуживания в торговле и общественном питании. Стоит ли удивляться тому, что за 2002 год, благодаря вмешательству Главного управления по рассмотрению заявлений и жалоб, потребителям за некачественные товары и услуги было возмещено свыше 614 тыс. гривен? А об эффективности работы юридического отдела Главного управления красноречиво говорит то, что судами по искам о защите прав потребителей в пользу последних взыскано почти 660 тыс. в качестве возмещения материального и морального ущерба.
— Как относится ваше ведомство к коммерческой рекламе? По-вашему, отечественная реклама — действительно двигатель торговли?
— Сегодня реклама прочно вошла в нашу жизнь. Видим и слышим ее везде, она необходима, чтобы информировать потребителей о новых товарах и услугах. Иной вопрос — каковы это товары и услуги?
По мере увеличения объемов рекламы все больше растут сомнения в объективности и достоверности информации о реальных потребительских свойствах продовольственных и промышленных товаров, работ и услуг. Согласно статьи 7 Закона Украины «О рекламе», основные принципы рекламной деятельности — законность, точность, достоверность, использование форм и способов рекламирования, не наносящих потребителю морального, физического или психологического вреда. Но эти нормы, к сожалению, соблюдаются не всегда. Реклама нередко напичкана подтекстами, недомолвками, а то и двусмысленностями. Например, рекламируя лечебные препараты, замалчивают об их побочном действии. Наблюдаются случаи размещения рекламы алкогольных и табачных изделий на рекламоносителях, установленных менее чем за 200 метров от школ и других детских учреждений, порой предпринимательская деятельность, подлежащая обязательному лицензированию, рекламируется без ссылок на номер лицензии и орган, который ее выдал.
Давление со стороны рекламы идет уже на психологическом уровне. Предлагаются подарки к купленному товару, огромные скидки — до 80 процентов. И мало кто при этом вспоминает, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Ведь ни один хозяин магазина не будет работать себе в убыток!
Один лишь пример. Уже несколько лет тянется дело с «Пост-Шопингом». Из-за тонко продуманной, хитрой рекламы множество людей попало в сети этой организации, осуществляющей доставку товаров по почте. Столько жалоб не поступало еще ни на одно предприятие! Только в прошлом году на «Пост-Шопинг» жаловались 347 раз. По результатам рассмотрения жалоб потребителям возвращено 263 тыс. гривен.
— И последний вопрос. Вне всякого сомнения, потребитель нуждается в защите. Однако предоставление помощи — тоже услуга. Вашим «подзащитным» она предоставляется бесплатно. Но каждый труд должен быть оплачен. Насколько тяжело бремя защиты прав потребителей для бюджета?
— Говорить о том, что Главное Киевское городское управление по делам защиты прав потребителей тяжким бременем лежит на государственном бюджете, нет никаких оснований. В прошлом году на его содержание было выделено 1005,3 тыс. гривен бюджетных средств. В то же время в виде экономических и административных санкций в госбюджет поступило 2758,5 тыс. Таким образом, отдача каждого сотрудника Главного городского управления превысила затраты на его содержание в 2,7 раза.
Выводы можете сделать сами. А мы и дальше готовы предоставлять действенную помощь всем тем, кто нуждается в защите своих прав потребителя.