Вот уже год, как парламент принял закон, ограничивающий до трех в месяц количество международных посылок (каждая стоимостью до 150 евро без уплаты налогов).
Целый год ГФС и почтовым операторам был отпущен на подготовку к этим законодательным новациям, вступающим в действие с 2019 г. Но, судя по заявлениям, ни ГФС, ни почтовый бизнес соответствующей работы не ведут. Создается впечатление, что они, мягко говоря, не заинтересованы в наведении порядка в этой сфере.
По мере приближения часа Х тема трансграничных электронных покупок (cross-border e-commerce) актуализируется. Ограничение беспошлинных лимитов на приобретения из-за рубежа стоит где-то в одном ряду с "евробляхами" и субсидиями в свете поднятия цены на газ. Украинский дискурс сводится к тезису: ограничивать нельзя потому, что мы бедные. Апеллируя к самому простому - нуждам и чувству ущемленности, - ловкие манипуляторы не дают мысли развиваться дальше в поиске иной информации, которая даст полную картину.
Общемировая проблема
Ежегодно трансграничная e-commerce растет на 12–17%. Этот стремительный рост сопровождается рисками и угрозами, которые пытаются решить правительства других стран, Еврокомисия, Организация экономического сотрудничества и развития, Всемирная таможенная организация... В мире дискуссия о кросс-бординге базируется на совершенно иных от Украины тезисах.
Речь идет о безопасности - через почтовые и экспресс-отправления в мире распространяются наркотики, оружие, токсические вещества, запрещенные лекарственные препараты, контрафакт. И о финансах - возрастает количество отправлений, декларируюемых под минимальное пороговое значение стоимости. В результате коммерческие партии дорогих товаров попадают в страны как дешевые посылки, не подлежащие налогообложению. ЕС оценил свои ежегодные потери от таких схем в 1 млрд евро.
А еще речь об институциональной способности государства и его органов контролировать и администрировать постоянно увеличивающиеся международные почтовые и экспресс-отправления (МПО и МЭО), обеспечив безопасность и уплату налогов, противодействуя схемам занижения стоимости посылок и безналоговому импорту под видом посылок для себя.
В Украине рост всего e-commerce в 2017 г. составил 30%. Растет и трансграничная торговля, увеличив количество МПО и МЭО в 7 раз с 2014 г. в штуках и в 5 раз согласно заявленной стоимости. При этом 99% - это посылки до порогового значения в 150 евро. Как отмечает Всемирная таможенная организация в своем отчете за 2017 г., существование пороговых значений на безналоговый ввоз почтовых и экспресс-отправлений приводит к занижению стоимости и дроблению коммерческих партий грузов. Так, в 2016 г. Республика Польша отправила в Украину 15,2 млн посылок, а , по данным ГФС, в Украину за этот же период их ввезено в три раза больше - 45,6 млн.
Игроки и игры
На украинском рынке МПО и МЭО ведут бизнес 28 игроков: 8 почтовых операторов и 20 экспресс-перевозчиков. При этом 92,3% всех МПО и МЭО (по результатам января-июня 2018 г.) перемещают пять компаний: ПАО "Укрпошта", ООО "СП Росан", ООО "Нова пошта інтернешнл", ООО "Преміум пакет ГМБХ енд Ко. Кг", ООО "Інтернешнл кур'єр сервіс".
За период январь-июнь 2018 г. на территорию Украины было перемещено почти 22 млн посылок. При этом безоговорочным лидером является "Укрпошта" с почти ¾ доли рынка..
В структуре МЭО лидирует ООО "Нова пошта інтернешнл" с долей 48%. ООО "Інтернешнл кур'єр сервіс" занимает долю 15%, ОАО "ДХЛ інтернешнл Україна" - 10%.
Любопытно, что среди компаний, ввозящих посылки, пять не осуществляют деятельность на экспорт: ООО "Транс-логістик-сервіс", ООО "Преміум пакет ГМБХ енд Ко. Кг", ООО "Східно-європейський експрес", ООО "Інтернешнл кур'єр сервіс", ООО "Полекс експрес". И, наверное, это не случайно. Иногда товар на таможне все же задерживают, проводя надлежащую проверку, в результате которой вскрываются факты несоответствия поставок статусу почтовых отправлений.
В частности, в октябре Delo.ua сообщило, что почтовый оператор ООО "Преміум пакет ГМБХ енд Ко. Кг" пытался завезти в Украину телефоны под видом посылок: "Через украинский пункт пропуска "Ягодин" пытались ввезти почти 3,5 тыс. мобильных телефонов общей стоимостью около 700 тыс. долл. Об этом написала в Facebook пресс-секретарь генерального прокурора Лариса Сарган…"
При этом ГФС заявляет, что ныне она не в силах администрировать возросший объем почтовых отправлений и не может идентифицировать получателя. Данные, получаемые ГФС от почтовых и экспресс-операторов, недостаточны и несвоевременны для оценки рисков, надлежащего таможенного контроля и составления базы получателей. И это стало формальной причиной, из-за которой ГФС не создала систему взаимодействия с почтовыми и экспресс-операторами для реализации норм Закона №2245-VIII "О внесении изменений в Налоговый кодекс и некоторые законодательные акты Украины об обеспечении сбалансированности бюджетных поступлений в 2018 г.", которые предусматривали борьбу с ввозом коммерческих партий товара под видом почтовых отправлений.
И это на фоне роста статистики: только за 9 месяцев 2018 г. посылок пришло больше чем за весь 2017-й. Естественно, без автоматизированного контроля уже не обойтись.
А ведь столь необходимый в борьбе с почтовой контрабандой IT-продукт для отслеживания каждого экспресс-отправления должен был быть разработан более 10 лет назад - во исполнение приказа Гостаможслужбы от 3 сентября 2007 г. №728.
Платят все
Банальное ограничение стоимости посылки в цивилизованном мире уже неактуально. Так, ЕС намерен отказаться от существующего ныне порогового лимита в 22 евро и с 2021 г. перейти на налогообложение всех посылок. Новая система One Stop Shop подразумевает уплату НДС в месте продажи для всех, кто импортирует в ЕС.
Автоматизация процессов работы между контролирующими органами и перевозчиками, разработка доступных, понятных, эффективных сервисов для уплаты налогов позволит обеспечить равный доступ и контроль. Все больше стран склоняются к модели, согласно которой обязанность собрать и уплатить налоги возлагается на продавца.
Украина же идет по архаичному пути снижения порога безналогового лимита: теперь со 150 до 100 евро. Но и это ей удается с трудом. Соответствующие изменения подготовлены в Налоговый кодекс, а вот соответствующие нормы в Таможенный опять "забыли", согласно нашим источникам в Кабмине, с легкой подачи министра инфраструктуры В.Омеляна, в подчинении которого находится ПАО "Укрпошта". А разработка IT-сервисов, автоматизация процессов, составление реестра получателей остаются для страны непосильной ношей, демонстрируя тем самым, что отставание от мировых тенденций - это не отсутствие инструментов, а, скорее, саботаж - из-за нежелания сделать рынок международных посылок прозрачным и безопасным.
Готовы ли чиновники отвечать за безопасность в условиях неконтролируемого потока импорта в страну? Или за недополученные налоги? Эти вопросы, наверное, стоит адресовать бывшему начальнику департамента организации таможенного контроля Гостаможенной службы С.Семке, который, в силу своих должностных обязанностей, в 2007 г. занимался реализацией приказа №728. А еще - нынешнему руководителю департамента таможенной политики Минфина А.Москаленко, и.о. директора департамента организации таможенного контроля и оформления ГФС А.Сербайло, директору департамента информационных технологий ГФС А.Ивашковичу. Список можно продолжить…