Для выполнения своих обязательств перед ВТО Украине предстоит принять еще 11 законов и несколько нормативных документов. Самым сладким моментов в этом процессе, по мнению автолюбителей, является снижение пошлины на импортные автомобили на 15%, а также снятие запрета на ввоз транспортных средств старше восьми лет. (Произойдет это, впрочем, не ранее 1 января 2009 года.)
С учетом сказанного, справедливо было бы ожидать снижения цен на 15%. Однако, не все так просто. Цены на отечественном авторынке — устоявшиеся, а смена ценовой политики для Украины существенно повлияет на другие рынки. Да и продавцам мало охоты снижать цены для рынка, который очень динамично растет.
Еще один важный момент влияет на ценоформирование — Межправительственное соглашение между Украиной и Россией о беспошлинной торговле. Вступление в ВТО означает, что теперь автомобили, ввозимые из России, будут облагаться 10-процентной пошлиной — условия, аналогичные для остальных стран-импортеров. Так как до настоящего времени АвтоВАЗ занимает 23,5% украинского рынка, то увеличение стоимости автомобилей ВАЗ «цепной реакцией» повлияет на рынок. Что, скорее всего, повлечет за собой увеличение цен у других автоконцернов, так сказать, для сохранения ценовой дистанции. Не исключено также введение ввозных пошлин Россией для украинских авто, что в свою очередь ударит по отечественному автопрому.
А с увеличением цен на российские автомобили окажутся «развязанными руки» у ЗАЗ, Daewoo, Chevrolet, которые, сдерживаемые российскими конкурентами, пока поднимали цены незначительно.
Сейчас Украина по объемам продаж автомобилей занимает седьмое место в Европе, обогнав Россию. По прогнозам, в 2008-м году в Украине будет продано около 700 тыс. новых автомобилей. Автодилеры закладывают в планы 30—70% увеличение продаж.
Снижение пошлины ужесточит конкуренцию на автомобильном рынке, что скорее всего негативно скажется на украинском автопроме. Станет невыгодной крупноузловая сборка, которая хороша как альтернатива импорту лишь при высоких ввозных налогах, но после вступления Украины в ВТО — этот аспект становится малопривлекательным.
На вторичном рынке сейчас заметно снизилась активность. В основном продаются автомобили ранее ввезенные в страну, ведь уже сейчас созданы условия, что ввозить б/у автомобили невыгодно. При первой постановке на учет следует заплатить 15% подоходного налога. Первичная постановка на учет автомобиля старше восьми лет объемом двигателя 1,8 литра обойдется владельцу в 1200 долларов.
Большое влияние на ценовую динамику оказывает инфляция и увеличение технологичности автомобилей: ужесточение требований к экологичности и безопасности приводит к тому, что новые модели автомобилей дороже своих предшественников на 10—12%
Основной же выигрыш Украины от вступления в ВТО — избавление от нелегальных поставок. Новые пошлины сделают нелегальный импорт невыгодным и бессмысленным.
Комментарий топ-менеджера крупной компании-импортера, пожелавшего сохранить свое инкогнито
— Делать прогнозы сейчас — неблагодарное занятие. Еще не приняты все необходимые нормативные документы. Получит ли развитие «польский вариант» (снижение цен) или наоборот отечественный (такое привычное потребителю, повышение цен) — утверждать пока рано. С определенной долей уверенности можно сказать, что после вступления Украины в ВТО цены на автомобили не изменятся. Это в лучшем случае. При этом большую опасность для автодилеров скорее всего будет представлять пассивность покупателей, которые ожидая снижения цен, в конце года (перед заветной датой 1 января 2009 г.) перестанут покупать автомобили.