Погода по заказу, операторы прогнозируют 25—30-процентный рост продаж бытовых и полупромышленных кондиционеров

02 июля, 2004, 00:00 Распечатать Выпуск № 26, 2 июля-9 июля 2004г.
Отправить
Отправить

Украинцы давно перестали считать кондиционер роскошью, доступной лишь счастливчикам с кругленькой суммой в швейцарском банке...

Украинцы давно перестали считать кондиционер роскошью, доступной лишь счастливчикам с кругленькой суммой в швейцарском банке. Аудитория потребителей климатической техники значительно расширилась — оснастить свою квартиру кондиционером уже вполне по карману не только людям с высоким уровнем дохода, но и тем, кто составляет основу так называемого среднего класса. В результате, по данным аналитиков, Украина уже занимает седьмое место в Европе по годовым объемам продаж кондиционеров.

Рынок растет, продажи падают?..

Специалисты отмечают, что украинский рынок кондиционеров в целом повторяет путь развития многих европейских рынков климатической техники: сначала — всплеск продаж оконных кондиционеров; затем — замещение «оконников» сплит-системами, которые, в свою очередь, будут вытеснены мультизональными кондиционерами. По мнению маркетологов, сегодня в Украине завершается этап замещения оконных кондиционеров сплит-системами. Так, в 2001 году доля рынка, занимаемая кондиционерами этого типа, оценивалась специалистами в 55—60% (в физическом выражении), а в 2003 году — уже в 65—70%. Одновременно с ростом продаж сплит-систем наблюдалось некоторое снижение объемов продаж оконных кондиционеров: с 10—15% в 2001 году до 5% — в 2003-м.

По оценкам аналитиков, в минувшем году в Украине было продано порядка 150 тыс. различных кондиционеров, что на 10—15% больше объемов реализации 2002 года. Однако, несмотря на прирост рынка, большинство компаний, занимающихся реализацией климатической техники, зафиксировали снижение объемов продаж кондиционеров приблизительно на 15—20% (по сравнению с 2002 годом). Подобный «парадокс» вызван несколькими причинами.

Во-первых, в 2003 году значительно возросло число компаний, работающих на данном рынке, что привело к снижению количества потенциальных покупателей у каждого отдельно взятого торговца климатической техникой. Во-вторых, в минувшем году на украинский рынок буквально ворвалась относительно дешевая китайская продукция и, естественно, «перетянула на себя» часть потенциальных покупателей климатической техники у уже известных в Украине брэндов. И, в-третьих, погода, определяющая уровень спроса на недорогие бытовые кондиционеры, в минувшем году была явно не на стороне климатических компаний. Прохладное лето и, как следствие, невысокий спрос на бытовые кондиционеры привели к тому, что многие компании завершили сезон со значительными остатками оборудования на складах.

Подорожание отменяется

В Европе наметилась тенденция подорожания климатической техники из-за общемирового роста цен на металл и перехода производителей климатической техники на новые фреоны. Но Украину, по мнению аналитиков, эта тенденция пока обойдет стороной: на отечественном рынке цены на кондиционеры останутся на уровне прошлого года. Подобный прогноз объясняется неудачным сезоном 2003 года — у многих компаний с прошлого года осталось на складах значительное количество нереализованной техники, что и послужит барьером к повышению розничных цен на кондиционеры. Однако специалисты считают, что в ближайшее время следует ожидать роста цен на расходные материалы и монтаж климатической техники — приблизительно на 5—15% по сравнению с ценами прошлого года. Эта тенденция связана, в основном, с повышением мировых цен на медь, которая составляет львиную долю стоимости силовых и управляющих кабелей, а также медной трубки, использующейся при монтаже кондиционеров.

«Купуйте українське»

Специалисты отмечают, что отечественная продукция занимает на украинском рынке бытовой климатической техники отнюдь не лидирующие позиции. Они оценивают долю рынка, занимаемую отечественной продукцией, в 5—8% от общего объема продаж (в физическом выражении). Однако вполне вероятно, что в нынешнем сезоне отечественная продукция сможет несколько потеснить «иностранцев». Так, по информации операторов рынка, крупнейший (и единственный) украинский производитель климатической техники — компания «Норд» планирует в нынешнем году реализовать в Украине около 30 тыс. единиц своих кондиционеров. Кстати, о растущей активности отечественного производителя косвенно свидетельствует и масштабная рекламная кампания, развернутая в поддержку кондиционеров «Норд».

Из импортной продукции в Украине представлены практически все известные мировые кондиционерные брэнды. Причем к нынешнему сезону на рынке кондиционеров четко сформировались четыре ценовых класса климатической техники: высокий, средний, бюджетный и эконом-класс.

К продукции высокого класса специалисты относят кондиционеры японских, европейских и израильских производителей (Daikin, Mitsubishi Неavi, Panasonic, General и др.). По оценкам аналитиков, продукция этой ценовой категории занимает порядка 10% украинского рынка кондиционеров (в физическом выражении). К продукции среднего класса относится климатическая техника итальянских и американских брэндов (York, Tadiran, Funai и др.). Доля рынка, занимаемая кондиционерами этого класса, составляет порядка 15%.

Продукция бюджетного класса сформирована в основном за счет техники корейских и некоторых китайских производителей (Samsung, LG, Gree, Akira, Dekker, Midea, Haier и др.). Доля рынка, занимаемая продукцией этого класса, составляет порядка 55%. И наконец, продукция эконом-класса — это техника малоизвестных китайских брэндов.

По мнению специалистов, в ближайшем сезоне на украинском рынке будет наблюдаться активная экспансия недорогого китайского климатического оборудования. Аналитики также прогнозируют, что в нынешнем сезоне основная конкурентная борьба развернется в сегментах бюджетного и эконом-класса. Причем, по всей вероятности, «битва» будет вестись на два фронта: как между брэндами одного класса, так и между продукцией бюджетного и эконом-класса.

Импорт: сферы влияния разделены

Торговля климатическим оборудованием — бизнес, кажущийся на первый взгляд довольно выгодным и перспективным, поэтому многие компании решают попробовать свои силы в этой сфере деятельности. Так, по наблюдениям экспертов, ежегодно в Украине появляется около 20 новых компаний, занимающихся реализацией и монтажом кондиционеров.

По данным специалистов, сегодня на украинском рынке кондиционеров работает свыше тысячи операторов — крупных, средних и небольших фирм. Из них крупных импортеров — около 30.

Компании, импортирующие в Украину кондиционеры, довольно четко делятся на следующие категории:

1) специализированные компании, занимающиеся поставками, реализацией и монтажом исключительно климатического оборудования;

2) торговые дома, предлагающие потребителям полный ассортимент бытовой техники, в том числе — и кондиционеры.

Поставками в Украину исключительно климатической техники сегодня занимаются порядка 20 крупных импортеров (как правило, это дистрибьюторы, торговые партнеры и представители производителей кондиционеров). Из основных специализированных поставщиков климатической техники в Украину можно отметить компании: «КиевКлимат», «Электромек», «Евротрейд», «Петроспек», «Ликонд», «Лига-Нова», «Ивик», «Ост Вест», «АЕК», «Мир кондиционеров», «Степ», «Евродизайн», «АБВ-Техника», «ГРЕСА», «Цеппелин» и др. Практически у всех импортеров уже сформирована своя дилерская сеть, в которую зачастую входят и магазины розничной торговли бытовой техникой. Такие компании обеспечивают порядка 30% общего объема импорта.

Большую часть кондиционеров ввозят в Украину торговые дома, специализирующиеся на поставках разнообразной бытовой техники (начиная от микроволновок и заканчивая стиральными машинами). Они обеспечивают примерно 60—70% всего импорта. Наиболее крупные среди них — «Фокстрот», «Нью-Винд» и др.

Интересно, что на рынке наблюдается довольно четкое разделение сфер влияния между компаниями-импортерами. Так, торговые дома предпочитают реализовывать оконные и сплит-системы, а компании-импортеры стараются продвигать более сложную технику — мультизональные сплит-системы и др.

Сезонность в «бытовом» сегменте

В разных сегментах отечественного рынка кондиционеров сезонный фактор проявляется по-разному. Продавцы сложной климатической техники высокого класса практически не зависят от сезонных колебаний спроса и активно продают оборудование в течение всего года. В сегменте же недорогих бытовых кондиционеров сезонность продаж носит ярко выраженный характер, а объемы продаж напрямую зависят от погодных условий: жаркое лето — объемы продаж кондиционеров растут, холодное — снижаются. По словам специалистов, основной сезон торговли бытовыми кондиционерами начинается в мае и заканчивается в августе-сентябре. Однако, по наблюдениям продавцов климатической техники, наиболее активный спрос на бытовые кондиционеры наступает тогда, когда среднесуточная температура воздуха поднимается выше отметки +300 С. При этом наблюдается интересная тенденция: корпоративные клиенты активнее приобретают кондиционеры при высоком уровне дневной температуры воздуха, а частные потребители — ночной.

Прогноз-2004

В нынешнем году объем продаж кондиционеров в Украине перешагнет отметку в 200 тыс. штук (конечно, при благоприятных погодных условиях), а емкость рынка превысит 100 млн. долл.

Специалисты считают, что тенденции, обозначившиеся на украинском рынке кондиционеров в минувшем году, будут наблюдаться и в этом сезоне. Ожидается ужесточение конкуренции между брэндами недорогой ценовой категории, что может привести к дальнейшему снижению цен на продукцию бюджетного и эконом-классов.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК