Извините, но Молдова, со своим крохотным экономическим потенциалом уже пятый год пользуется второй редакцией закона об акционерных обществах. (И, между прочим, юристы уверяют, что его качество сопоставимо с лучшими образцами европейского законодательства.) У нас же до сих пор в строю архаичный Закон «О хозяйственных обществах» начала 90-х прошлого столетия, который из-за своего несовершенства несет в себе меньше пользы, чем проблем, касающихся в первую очередь акционерных обществ. Депутаты явно не спешат исправлять свои ошибки. Стыдно сказать, но за семь лет с начала работы над первым законопроектом «Об акционерных обществах» парламент не принял ни один его вариант даже в первом чтении. Не помогли разорвать бесконечную череду пустых разговоров ни указ Президента «О мероприятиях по развитию корпоративного управления в акционерных обществах» от 21.03.02 г., ни распоряжение правительства «Об утверждении мероприятий по реализации приоритетных направлений развития корпоративного управления в акционерных обществах» от 18.02.03 г., в плане мероприятий на 2003—2004 годы которого предусматривалось принятие парламентом закона «Об акционерных обществах».
Непонятно, как можно дальше затягивать, если отступать просто некуда, о чем свидетельствуют результаты октябрьских слушаний в комитетах ВР по вопросам промышленной политики и предпринимательства и по вопросам экономической политики, управления народным хозяйством, собственности и инвестиций. Ведь к снежному кому бородатых проблем добавились совсем свежие.
Тянут-потянут…
На свою голову
Не спешат голосовать депутаты. Похоже, боятся нарушить деятельность подконтрольных им акционерных обществ (АО), а то и, как пугают журналистов закостенелые противники изменений, вовсе «подорвать весь корпоративный сектор». А зря. Быть абсолютно гарантированным от неприятностей, которыми пестрит фондовый рынок, никто из них не может. Наверное, стоит вспомнить Николаевский глиноземный завод, в результате беспрецедентной деноминации акций которого количество этих самых акций сократилось в 38 млн. раз (!) — десятки тысяч акционеров в одночасье лишились права собственности. А еще — кавалерийские методы мажоритарных акционеров Нижнеднепровского трубного завода, которые провели дополнительную эмиссию (на сумму 300 млн. грн.) акций по номинальной стоимости, которая в 28 раз ниже рыночной. В сентябре их рекорд сразу на порядок собирались перекрыть на ВАТ «Укрнафта». Сумма эмиссии — почти 1,8 млрд. грн., размещение акций — по цене в 280 раз ниже рыночной.
За фиговым листом дряхлого законодательства
Все перечисленные события произошли в 2004 году. И ошибаются те, кто все еще надеется, прикрывшись старым законом о хозяйственных обществах, сохранить свой статус-кво. Не получится. Ныне юридически грамотных возможностей и схем для лишения кого-либо его корпоративных прав более чем достаточно. После введения в 2004-м Гражданского и Хозяйственного кодексов, у любителей играть по собственным правилам появились новые возможности для использования законодательных коллизий. Увы, закон-старичок не дает ответов на вопросы, которые следуют из кодексов. Судебная же практика красноречиво свидетельствует, что с успехом обкатываются более дерзкие механизмы нарушения чужих прав и злоупотребления неполноценностью законодательства.
Недаром в более чем 90% акционерных обществ проверки выявляют нарушения действующего законодательства по вопросам корпоративного управления. Наиболее типичными являются:
— нарушение права на участие в распределении прибыли общества (невыплата дивидендов);
— «розмывание» доли собственности акционеров через дополнительный выпуск акций;
— выведение активов из собственности общества;
— нарушение прав акционеров на участие в собрании акционеров;
— отсутствие у наблюдательных советов АО защищенных законодательством полномочий для осуществления эффективного надзора за деятельностью менеджмента в интересах акционеров.
Стоит ли народным избранникам после этого лукавить, повторяя заученное, мол, рано еще что-то менять? Не так уж много смысла для них рисковать уже имеющимся в надежде и на финише большой приватизации не упустить ни единого кусочка некогда общенародной собственности.
А может, хватит?.. Пора побеспокоиться не только о беззащитных миноритариях, которые не то что дивидендов, не могут получить даже минимальных сведений о хозяйственной деятельности предприятий, собственниками которых они формально являются, но и о себе. Ведь в условиях дырявого законодательства неуязвимыми не могут себя считать ни мелкие, ни самые крупные акционеры, включая государство.
Да и производственный ресурс не безграничен. Основные фонды большинства предприятий изношены на 50—60%. И очень скоро откуда-то надо будет брать дешевые средства (причем в огромных количествах), необходимые для модернизации оборудования и расширения производства. Их не заменят ни собственные средства, ни банковские кредиты. Можно, конечно, в очередной раз поставить под большой вопрос будущее пенсионеров и прочих рядовых граждан, правдами, а скорее, неправдами привлекая деньги вкладчиков нынче создаваемых институтов совместного инвестирования (ИСИ) и негосударственных пенсионных фондов. Но, во-первых, согласитесь, это уже явный перебор. А во-вторых, даже для создания карманных фондов придется сделать структуру корпоративного управления предприятия более публичной и прозрачной.
Государство-миноритарий нуждается в защите
Кроме того, кресло под куполом на Грушевского обязывает народных депутатов хотя бы изредка вспоминать о государственных интересах. Ведь прошли те времена, когда государственный аппарат закрывал глаза на корпоративные скандалы, конфликты и переделы собственности, будучи уверенным, что его-то сия чаша точно минует. Ан, нет. Добрались и до него. Из-за несовершенства законодательства государство теряет контроль над важными производственными объектами, в том числе искусственно доведенными до банкротства. Не секрет, что иногда гораздо легче приобрести активы государства через механизм банкротства, чем путем их приватизации.
Финансово-промышленные группы поставили государство перед фактом, что оно ничем не отличается от остальных акционеров. Соответственно и методы отстранения его от собственности особой оригинальностью не отличаются. Те же: «розмывание» доли дополнительными эмиссиями, недопущение представителей на собрания акционеров, вывод активов. Особенно дискомфортно государству в роли по сути бесправного миноритарного акционера со всеми вытекающими отсюда последствиями. Примеров более чем достаточно.
Уже никто никого не открывает
Так нужен ли специальный закон, который бы прекратил эту вакханалию, а взамен предложил бы баланс интересов государства, акционерных обществ, разных групп инвесторов, создав в стране правовую среду, способствующую экономическому развитию? Вряд ли наберется у оппонентов законопроекта достаточно веских аргументов, которые перевесят негативную сторону отсрочки его принятия? («Еще рано», и «как бы чего не вышло» уже не в счет.) Тем более что в последней, по мнению юристов, более чем компромиссной версии правительственного законопроекта убрали практически все моменты, вызывающие неприятие или настороженность. Уже никто не собирается принудительно открывать существующие на рынке закрытые АО. Причем количество акционеров в них не имеет в данном случае никакого значения. Запрещается и открытая продажа акций ЗАО. Детально прописан порядок их отчуждения.
Одновременно проект урегулировал наболевшие вопросы:
— выплаты дивидендов: установлен порядок, форма и граничный срок выплаты непосредственно акционерам, включая государство;
— реализации акционерами преимущественного права на приобретение акций дополнительных выпусков;
— закрепления права акционера требовать выкупа обществом принадлежащих ему акций;
— расширения круга вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания акционеров;
— усиления роли наблюдательного совета и обеспечения участия в нем представителей разных групп акционеров.
Элиту побреют и наденут ей бабочки
К слову, не забыли и об интересах крупных инвесторов. Во-первых, они смогут (если, конечно, потребуется) защищать свои права цивилизованными методами и будут меньше зависеть от конъюнктуры всех уровней власти.
Во-вторых, получат защиту от недружественных поглощений. Ожидаемый рост капитализации предприятий сделает такие приобретения дорогими и экономически невыгодными.
В-третьих, принципиально решится проблема привлечения дешевых и долгосрочных финансовых ресурсов. Это могут быть ресурсы инвесторов, права которых будет защищать закон, а не договор. А также — более дешевые (с учетом прозрачности системы управления предприятием) банковские кредиты и выпуски облигаций. Наконец, для предприятий станут доступными накопления пенсионных фондов и институтов совместного инвестирования, которые, между прочим, в расчете на это и создавались, стало быть просто-напросто не смогут выполнить возложенную на них миссию, если не будут вкладывать в акции и облигации отечественных предприятий.
Комментарии экспертов
Александр Онуфриенко,
директор департамента правового обеспечения компании
по управлению активами «Кінто»
— Принятие нового закона — это не вопрос перспективы, а потребность сегодняшнего дня. По-моему, запутанность сегодняшних корпоративных конфликтов — это самое главное следствие того, что в Украине корпоративные правоотношения вот уже более десяти лет регламентируются старым законом — нормативным актом, который очень хорошо отображает наивные взгляды 1991 года. Без принятия нового закона вопросы привлечения более широкого круга иностранных и отечественных инвесторов, построения вертикально-интегрированных холдинговых структур, а также вопросы о построении системы негосударственного пенсионного обеспечения можно рассматривать только в аспекте чисто теоретических дискуссий.
Александр Мартыненко,
партнер юридической фирмы «Бейкер энд МакКензи»
(из выступления на комитетских слушаниях)
— Если мы хотим ездить на автомобилях, а в хозяйственных отношениях АО — это «Мерседес» (не ослик и не лошадка с возом), то мы обязаны знать, что потребуются и дороги, и светофоры. И если в мире преимущественно ездят по принципам правостороннего движения с соответствующими правилами разъезда, то такую же систему необходимо ввести и у нас. Так что вопрос, принимать этот законопроект или нет, думаю, сам по себе абсурдный. Его нужно было принять уже давно. Я еще в 1998 году говорил, что он перезрел.