Рост акцизного налогообложения обычно критически воспринимают причастные к нему отрасли, ведь это не только повышение цены продукции, но еще и активизация «тени». Но сейчас, во время войны, государству крайне нужны значительные дополнительные средства. В первую очередь на защиту от агрессии. И в этой критической ситуации все остальное выглядит второстепенным.
Пропасть в госбюджете
Уже более двух лет наше государство не живет за свой счет. Но если в прошлом году Украина получала немалые и регулярные валютные вливания, в том числе непосредственно в бюджет, то в этом году ситуация принципиально другая. Так, для балансирования госбюджета в 2023 году страна получила от зарубежных партнеров 43 млрд долл., а внешние потребности на текущий год Минфин сократил до 37 млрд.
Но и последней цифры достичь не так легко. (Недаром с таким пристальным вниманием украинцы следят за перипетиями в Конгрессе США.) Так что над балансом 2024-го еще придется хорошенько поработать, не только надеясь на щедрость зарубежных партнеров, но и отыскивая внутренние резервы.
Ведь рассчитывать как на резерв, например, на замороженные российские активы или проценты от них тоже можно, но это очень ненадежная позиция, которая не только зависит от политической конъюнктуры в Европе, но еще и требует продолжительных юридических согласований с зарубежными партнерами. Хотя и выглядит как немалая добавка, которая бы значительно облегчила наши финансовые проблемы.
В связи с этим совсем не случайно правительство приняло Национальную стратегию доходов до 2030 года. К тому же существует обновленный Меморандум между МВФ и Украиной, включающий 12 новых требований. Одно из основных — нашей стране необходимо найти источники для увеличения собственных поступлений в бюджет на 0,5% ВВП как минимум (ориентировочно около 38 млрд грн).
Необязательно быть пророком, чтобы предсказать, что страну ожидают чрезвычайные меры. И большинство из них непопулярны.
Конечно, можно говорить о росте тарифов для населения, новом подоходном налоге для работающих, увеличении выпуска ОВГЗ, налоге на некритичный импорт, частичном демонтаже упрощенной системы налогообложения... В случае форс-мажора в арсенале правительства также ускорение работы печатного станка, девальвация гривни, секвестр госбюджета.
И, судя по всему, начнут с обычных акцизов. То есть с того, чем традиционно пользовались, когда были критически необходимые дополнительные поступления в госбюджет.
Акцизные резервы
Словом, большая потребность в бюджетных расходах во время широкомасштабной войны вместе с необходимостью быстро адаптировать требования отечественного законодательства к требованиям европейского (условие вступления в ЕС) и это все на фоне явных проблем с внешним финансированием бюджетных потребностей заставляют правительство уже конкретно браться за аккумуляцию внутренних резервов страны.
Конечно, не все знают о повестках дня заседаний правительства, но о Национальной стратегии доходов до 2030 года слышали едва ли не все. В ней говорится о повышении акцизов на горючее, алкогольные напитки и табачные изделия до минимальных ставок ЕС.
При этом прогнозируемое влияние оценено в 1,5–2,2% ВВП. Согласитесь, ожидания от этих сфер экономики немалые, особенно с учетом сегодняшних чрезвычайных условий работы.
И уже 15 марта правительство одобрило проект закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины о пересмотре ставок акцизного налога на табачные изделия». А 18 марта его зарегистрировали в парламенте под №11090.
22 марта был одобрен Кабмином проект закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины о приближении законодательства Украины к законодательству Европейского Союза в части акцизного налога». В нем как раз и уделено внимание акцизному налогообложению алкоголя и моторного горючего.
Алкоголь и горючее: плюс 1,6 млрд грн в месяц
Повышение акцизов на алкоголь имеет целью гармонизацию с нормами Директивы Совета ЕС № 92/83/ЕС по классификации алкогольных напитков в части, касающейся определения термина «промежуточные продукты». Это вина и другие сброженные напитки, отнесенные к кодам 2204, 2205, 2206 согласно Украинской классификации товаров внешнеэкономической деятельности. Правительство предлагает увеличить размер ставки акцизного налога для промежуточных продуктов с 8,42 до 12,23 грн за литр (на 3,81 грн), то есть до уровня действующей ставки на вина игристые и вина газированные. Таким образом, кроме получения дополнительных поступлений в госбюджет, правительство надеется также обезопасить рынок алкоголя от злоупотреблений, в частности, от минимизации субъектами хозяйствования налоговых обязательств по акцизному налогу путем декларирования при ввозе алкогольных напитков на таможенную территорию Украины других кодов согласно УКТ ВЭД с меньшей ставкой акцизного налога.
К 2028 году правительство планирует гармонизировать ставки на горючее до уровня ЕС. Для этого предлагается увеличить ставки акцизного налога на горючее до минимального их уровня, предусмотренного Директивой Совета №2003/96/ЕС от 27.10.2003 года. В ЕС минимальные ставки акцизного налога для горючего установлены на этилированный бензин — 359 евро за 1000 л и на газойли (дизельное топливо) — 330 евро за 1000 л.
Результатом проведенной работы в акцизном секторе алкоголя и горючего станут дополнительные поступления в госбюджет уже со второго полугодия 2024 года. С учетом объемов реализации промежуточных продуктов ожидаются дополнительные 4,5 млн грн/месяц от акцизного налога. От операций по реализации горючего рассчитано увеличение на 1,6 млрд грн/месяц, из них 1,3 млрд от акцизного налога и 292 млн от налога на добавленную стоимость.
Табачные изделия: 0,6 млрд грн в 2025 году
С 2018 года в Украине работает план повышения акциза на табачные изделия на 20% ежегодно, который должен был уже в 2025-м обеспечить выполнение требований Директивы ЕС о минимальном акцизном налоговом обязательстве — не менее 90 евро за 1000 шт. сигарет. Но война значительно ускорила девальвацию национальной денежной единицы. В результате в лучшем случае акциз на сигареты достигнет в 2025 году всего лишь примерно 70 евро.
Поэтому правительство предлагает новый график — уже до 2028 года, но он позволит гарантированно достичь минимального уровня акцизного налогообложения, установленного в ЕС. Девальвация уже не будет оказывать влияния, ведь новые ставки предлагают установить в евро, как это и предусмотрено Национальной стратегией доходов и рекомендовано МВФ в рамках программы Механизма расширенного финансирования (The Extended Fund Facility, EFF).
Вместе с тем согласно европейской тенденции правительство предлагает установить уменьшенный по сравнению с сигаретами размер акцизов для табакосодержащих изделий для электрического нагревания (ТИЭН). Ведь, по данным исследований и Минфина, средняя акцизная нагрузка на ТИЭНы в странах — членах ЕС в 2023 году была в 2,5 раза меньше по сравнению с сигаретами, что базируется на подходах потенциально сниженного риска потребления такой продукции для здоровья человека.
По расчетам Минфина, в целом за четыре года действия евроакциза дополнительные поступления от табачной отрасли в госбюджет достигнут 29 млрд грн.
***
Таким образом, акцизные отрасли уже знают свои перспективы по наполнению государственного бюджета на четыре года вперед. Вряд ли стоит ожидать радикальных изменений во время принятия таких нужных правительству законопроектов. Другим отраслям, да и средним гражданам тоже следует готовиться — всем придется защищать свое государство и его экономику. И за все это платить.