После того как 23 января 2019 г. депутаты Татьяна Чорновол и Игорь Лапин зарегистрировали законопроект №9502 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины о защите экономической конкуренции в деятельности, связанной с использованием объектов права интеллектуальной собственности", появился шанс освободить граждан Украины от рабства площадок для регистрации отчетов по оценке в единой базе при осуществлении договоров купли-продажи недвижимости.
Этот законопроект направлен на отмену поправок, внесенных в бюджетную ночь в Закон Украины "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторых других законодательных актов Украины об улучшении администрирования и пересмотре ставок отдельных налогов и сборов" №2628-VIII от 23.11.2018 г.
Внесение этих изменений в Налоговый кодекс стало результатом договоренности между народными депутатами по принципу "ты - мне, я - тебе". То есть если фракция "Відродження" голосует за бюджет, остальные депутаты соглашались на сделку - проголосовать за поправки, которые фактически закрепляли монополию посредников-площадок при осуществлении соглашений купли-продажи недвижимости и другого имущества гражданами Украины и юридическими лицами, о чем мы уже писали в статье "Подарили миллиард". Эти одиозные поправки требовали отстранить Антимонопольный комитет Украины при расследованиях дел, связанных с интеллектуальной собственностью, а также предусматривали при авторизации (предоставлении разрешения на работу) новой площадки согласовывать это с уже существующими посредниками. Только представьте на минуточку, что вам надо спросить конкурента: можно, я тебе составлю конкуренцию? Что он сделает? Покрутит пальцем у виска...
При том, что уже на стадии изучения ситуации АМКУ сделал вывод о полном отсутствии конкуренции между существующими площадками и зафиксировал схожесть их документов и действий. При этом площадки почему-то прячутся от АМКУ (догадываетесь, почему?) и не подают информацию.
Вместо того чтобы остановить нарушителей, ФГИУ, дающий площадкам разрешение на деятельность, продолжает ничего "не замечать", как те три обезьянки: ничего не вижу, ничего не слышу, ничего не скажу. Феерически!
А вот авторы "площадочной схемы" решили не ожидать завершения расследования АМКУ, а попытались вообще отстранить АМКУ от процессов расследования, предложив народным депутатам внести бестолковые поправки в бюджетную ночь и фактически с помощью шантажа смогли их внести.
В Объяснительной записке к законопроекту №9502 об отмене этих печально известных поправок сказано, что поскольку деятельность АМКУ регулируется не Налоговым кодексом, а специальным законодательством, проголосованные поправки противоречат не только действующему законодательству Украины, но и Соглашению об ассоциации между Украиной, с одной стороны, и Европейским Союзом, Европейским сообществом по атомной энергии и их государствами-членами - с другой.
Следует отметить, что деятельность АМКУ регулируется такими законами Украины:
1) "Об Антимонопольном комитете Украины";
2) "О защите экономической конкуренции";
3) "О защите от недобросовестной конкуренции".
Эти законы являются "специальными законами в сфере защиты экономической конкуренции на территории Украины". Конечно, они имеют преимущество в отношении полномочий органов Антимонопольного комитета, поскольку органы АМКУ в своей деятельности руководствуются исключительно специальными законами, а устанавливать какие-либо особенности применения этого законодательства можно исключительно при обязательном внесении изменений непосредственно в специальное законодательство. То есть изменения в Налоговый кодекс не затрагивают деятельность АМКУ и могут им игнорироваться.
Кто-то, возможно, скажет: так пусть АМКУ и не обращает внимания на эту поправочку. Однако есть нюанс - Фонд государственного имущества уже направил письмо АМКУ об отстранении его от проведения расследований и исключил его из членов Рабочей группы по урегулированию скандальной ситуации с площадками, назначенной первым вице-премьер-министром Степаном Кубивом.
В ответ АМКУ вежливо "послал" Фонд на основании приведенного выше. И, поскольку мы живем в странное время, когда орган государственной власти пытается толковать законодательство вопреки Конституции, внесение соответствующих изменений, предложенных народными депутатами Чорновол и Лапиным, вполне уместны, чтобы не сказать больше: они просто необходимы, чтобы навести порядок в законодательстве, которым авторы схемы крутят в последнее время, как цыган солнцем.
Например, постановлением Кабинета министров предполагалась бесплатная регистрация отчетов по оценке в единой базе, но ты смотри, Михалыч, как оно все получилось: изменения в постановление 358 внесены не были вплоть до 21 ноября 2018 г., а деньги брали. Если же внесли изменения и отменили бесплатную регистрацию только 21 ноября, а деньги за внесение в единую базу собирали с 18 июля 2018-го, то их же собирали все-таки незаконно? Почему за это никто не отвечает? Почему никто не требует от площадок вернуть незаконно полученные средства налогоплательщикам или хотя бы изъять их в бюджет?
Инициативу двух депутатов, которые отважились подать эти поправки, не может не поддерживать общественность, особенно учитывая то, что другие парламентарии, позиционирующие себя как демократы и евроинтеграторы, сначала согласились, а потом отказались подавать поправки об отмене площадок-посредников. Не будем называть их "героических" имен, они об этом знают, просто отметим деятельность тех, кто, несмотря на давление схемщиков, отважился подать разумный законопроект.
Его разумность показывает и другую сторону медали: требование публиковать единую базу отчетов автоматически, в интерактивном режиме. Как ни странно, но никакие "площадки" или "модули" (читайте "Ай да модуль, ай да сукин сын!" в ZN.UA) не понадобились бы, если бы Фонд уже давно открыл доступ к единой базе отчетов в автоматическом интерактивном режиме.
Несмотря на то, что Налоговый кодекс требует оглашать всю информацию из единой базы, Фонд госимущества это делает выборочно, по собственному усмотрению, ссылаясь на защиту неизвестно каких персональных данных, которых в базе нет и никогда не было. То есть прикрываясь ссылками на конфиденциальную информацию, Фонд делает достоянием гласности на сайте выборочную информацию из единой базы отчетов, что не позволяет в полной мере анализировать фальсификаторов оценки. Почему он так делает? Хороший вопрос.
А еще Фонд госимущества недавно даже обратился к потребителям оценок со словами: "В случае выявления в процессе мониторинга Единой базы информации о стоимости объекта недвижимости, не отвечающей рыночной, Фонд государственного имущества в пределах компетенции будет принимать меры к оценщикам и субъектам оценочной деятельности и передавать такую информацию в Государственную фискальную службу и правоохранительные органы для соответствующего реагирования".
Интересное заявление, особенно если учесть многочисленные победные реляции Фонда о чудо-модуле, который якобы не пропускает заниженных оценок. Возникает вопрос: если модуль по проверке оценочной стоимости не пропускает фальсификата, то зачем предупреждать потребителей? Неужели регистрация отчета не означает его автоматического признания? Или, возможно, существуют какие-то другие пути регистрации отчетов в обход публикуемых данных?
Неужели есть другие пути доступа к базе? Наверное, да, ведь связанными между собой лицами являются не просто площадки-посредники, как установлено АМКУ, но и компания "Медирент" - разработчик программного обеспечения единой базы, и все они взаимодействуют на основе патентов на интеллектуальную собственность, которая, по мнению экспертов, непатентоспособна, но все же способна обдирать средних граждан!
Известно, что, с одной стороны, патенты дают их владельцам защиту интеллектуальной собственности от противоправных действий третьих лиц, а с другой - создают монополию по использованию субъектами таких прав.
То есть патент на объект права интеллектуальной собственности или деятельности, связанной с ее использованием, является, по сути, легальной формой монополии, и лишь в компетенции Антимонопольного комитета Украины расследовать основания возникновения монопольных прав и исследовать, не имеет ли места факт злоупотребления монопольным доминирующим положением.
Как свидетельствует практика, в Украине не всегда речь идет об "изобретении/инновации" при регистрации патентов, часто случается патентование "процессов", "средств", "способов", не несущих ничего нового. Такое давно практикуется в Украине (мире), это "патентование" лишь для искусственного ограничения конкуренции в той или иной сфере, ради получения доходов в ничем не ограниченных размерах, ведь речь идет о монополии.
В качестве примера: в 2004 г. Общественная организация "Центр тендерных процедур и бизнес-планирование" и ООО "Центр тендерных процедур" получили пять патентов: на "Способ автоматизированного осуществления государственных закупок, товаров, работ и услуг", патент №61042 от 16 февраля 2004 г.; "Способ обработки информации при проведении торгов", патент №61043 от 16 февраля 2004 г.; "Способ осуществления электронных закупок за государственные средства", патент №62907 от 15 марта 2004 г.; "Процесс преобразования данных при электронном оповещении, размещении, периодическом обновлении документов об осуществлении закупок товаров, работ и услуг", патент №7097 от 15 октября 2004 г.; "Процесс преобразования данных при отображении электронного документооборота об осуществлении закупок товаров, работ и услуг", патент №70908 от 15 октября 2004 г.
И хотя эти "процессы" и "способы" весьма сомнительны с точки зрения новизны, несколько лет подряд вся система государственных закупок была в заложниках у одного человека, - наверное, многим понятно, о ком речь идет. Ее частные структуры в рамках антиконкурентной процедуры устанавливали размер платы за участие в тендерах, подачу тендерных документов и взимали ее у всех участников государственных тендеров.
Действия владельцев таких прав интеллектуальной собственности являются предметом расследований и исследований Антимонопольного комитета как государственного органа со специальным статусом, цель деятельности которого - обеспечить государственную защиту конкуренции в предпринимательской деятельности и в сфере государственных закупок, поэтому экономическая конкуренция при отстранении АМКУ в таких расследованиях оказалась под серьезной угрозой из-за изъятия из-под действия законодательства о защите экономической конкуренции деятельности, связанной с использованием объектов права интеллектуальной собственности, а также правоотношений, возникающих в процессе любого использования объектов права интеллектуальной собственности.
Поправку в Налоговый кодекс Украины, которая требует согласовывать с существующими площадками возможность авторизации (то есть возможности работать) новой площадки, законопроект предлагает просто отменить полностью. Браво!
Следует отметить общественную позицию авторов законопроекта. И напомнить, что Татьяна Чорновол уже второй раз выступает в защиту экономической конкуренции в оценке имущества. Впервые это произошло в августе 2014 г., когда было упразднено постановление Кабинета министров №231 "Некоторые вопросы проведения оценки для целей налогообложения и начисления и уплаты других обязательных платежей, взыскиваемых в соответствии с законодательством", которую позже в судебном порядке признали преступной, а схему - самой коррупционной в истории Украины. Кабмин тогда даже сначала снял с рассмотрения изменения, поскольку Татьяна в тот момент хоронила своего мужчину, трагически убитого в АТО. Но она нашла в себе мужество и силы настоять на отмене одного постановления Кабмина и принятии другого.
К сожалению, после этого авторов "схемы под номером 231" не наказали, и они протолкнули в законодательство новую, площадочную, схему. Сначала в декабре 2017-го ввели площадки-посредники, а потом, в ноябре 2018-го, добились отстранения АМКУ от расследования таких дел. Поэтому схема и держится восьмой месяц подряд, ведь она плотно вписана в законодательство и позволяет перетекать в карманы схемщиков до миллиарда гривен в год.
При этом накануне Нового года площадки вдвое подняли цену за регистрацию отчетов - почти до 1400 грн за одну оценку! При том, что вся услуга площадок заключается в банальной передаче данных от оценщика в единую базу.
Досадно, что, например, по мнению заместителя министра экономики г-на Максима Нефёдова, площадки "зацементированы" в законодательстве. Поэтому он считает, что убрать их из процесса регистрации договоров купли-продажи не получится. Беспомощность правительства в этой ситуации просто поражает: если не способны сделать, то что делать? Неужели и дальше будут тратить наши налоги и танцевать с бубнами?
Хочется напомнить господину Нефёдову, что в XIX в., когда Америка воевала за отмену рабства, многие тоже говорили, что рабство зацементировано в законодательстве Америки. Но нашлись люди, и прежде всего это был президент Линкольн, который сказал: это же наши законы, мы их и должны менить. Сказал - и изменил. И отменил рабство. Рабство, Карл, а не какие-то там площадки-посредники!
Площадки единой базы - это своеобразное рабство, которое заключается в невозможности выбирать тех, кто предоставляет услугу, и вынужденности пользоваться этими услугами - типичные признаки монополизма, как их понимают во всем мире.
Именно поэтому общественность и оценочное сообщество высоко оценили законопроект, представленный Татьяной Чорновол и Игорем Лапиным, и очень надеется, что остальные народные депутаты поддержат этот законопроект в сессионном зале и в ближайшее время освободят страну от площадочного рабства.