Оскудевшие животом. Дубль два

12 декабря, 2008, 16:34 Распечатать Выпуск № 47, 12 декабря-19 декабря 2008г.
Отправить
Отправить

Юбилеи можно отмечать по-разному. Пока наш президент задумался об истории Конотопской битвы, украинские застройщики вдохновились 360-летием установления на Руси крепостного права...

Юбилеи можно отмечать по-разному. Пока наш президент задумался об истории Конотопской битвы, украинские застройщики вдохновились 360-летием установления на Руси крепостного права.

Сей действенный инструмент они совсем не прочь возродить в Украине. Во всяком случае, в новом, альтернативном, законопроекте «Об антикризисных мерах в строительстве жилья» народных депутатов И.Лысова, В. Поляченко, Н.Мхитаряна и др. (№3354-1) полезности оного посвящена целая статья.

В ней скромно говорится, что на период действия закона, т.е. до конца 2010-го, следует «установить мораторий на расторжение физическими и юридическими лицами любых договоров, результатом которых является передача застройщиками завершенного объекта (части объекта) жилищного строительства при условии, что по таким договорам осуществлена оплата 100% стоимости объекта (части объекта) жилищного строительства, кроме случаев по соглашению сторон».

Что в переводе на нормальный язык — если вы сдуру полностью заплатили за объект, а застройщик решил, что строить его не будет, он вам все минимум на два года прощает.

А если вы прокредитовали девелопера не на всю сумму, он вам ее вернет. Но только «после последующей реализации такого объекта». Ну, а если недострой не продастся, значит, именно вам, а не ему, не повезло. Потому что вас таких много, а он один.

Естественно, ни о каких штрафных санкциях к доблестным хозяевам стройфирм и думать не моги. А если какой-то хам все же осмелится, то его законопроектом по рукам, по рукам! В документе строго оговаривается, что «начисление и выплата застройщиком штрафных санкций, предусмотренных договорами, взыскание средств, предусмотренных статьей 625 Гражданского кодекса Украины в период и за срок действия данного закона не осуществляется». Аминь.

Вообще-то законодательные «хотелки» — чудная вещь. Они показывают, что реально думают люди о «любимых соинвесторах».

Оказывается, соинвестор — это такой лох, у которого просто грех не взять деньги, крутить их, как вздумается, а через два года вернуть (если будет, конечно, желание) без каких-либо санкций. Даже предельно толерантное к депутатским изысканиям юридическое управление Верховной Рады отметило, что данный пункт — прямая дорога к злоупотреблениям.

Честно говоря, впечатление от прочтения опуса №3354-1 создается грустное. Восемь лет строительного подъема, когда можно было без труда продать дом не то что с треснувшей стяжкой, но и с кривыми стенами, если не сорвали крышу, то явно оторвали строителей от реальности.

Они напрочь забыли, что работают на чужих деньгах. Если в 1996 году, в период предыдущего строительного кризиса, тот же «Киевгорстрой» в первых своих домах предусматривал жесточайшие штрафные санкции к себе, любимому, и низкие цены, то нынче ВСЕ предлагаемые законопроекты посвящены тому, чтобы избавить застройщика от малейшей ответственности перед людьми.

Какой, скажем помягче, энтузиаст (слово «дурак» заменено из соображений морали) тогда им даст ресурс, осталось за кадром. Поэтому оным субъектом предлагается назначить родное государство и местные органы власти. Причем в этом пункте удивительную солидарность проявляют и авторы кабминовского законопроекта, и альтернативщики. Городские общины не только лишают любых доходов от деятельности строителей, но еще обязывают проложить им инфраструктуру и дать строить, фактически наплевав на генпланы.

Кстати, в альтернативном законопроекте «хотелки» покруче. У них препятствием для доступа к вожделенному ресурсу не является даже то, что строитель оный город уже однажды «кинул». Как было мудро указано в ст. 7, «наличие задолженности по взносам и платежам не может быть основанием для отзыва или отказа в выдаче органами исполнительной власти субъектам застройщикам согласовательных, разрешительных и других документов относительно объектов жилищного строительства».

Заодно авторы освободили на пару лет всех строителей жилья, в том числе, разумеется, и элитки, от обязательных платежей и отчислений в государственный и местные бюджеты (т.е. платы за землю, паевых взносов на развитие социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры). Без пени, разумеется. А доступное жилье освободили от местных сборов вообще.

Впрочем, чем больше читаешь не слишком длинную бумагу, тем меньше понимаешь — а зачем вообще строить?

К примеру, согласно альтернативному законопроекту, строителям должны «на шарик» подбросить земельки (да еще хотя бы пообещать оную инженерно оборудовать). Взамен обещано, что «строительно-монтажные и проектные работы на таких земельных участках должны начаться не позднее чем через три года с момента получения разрешения». Другими словами, за пределами действия предполагаемого закона.

Вопрос — а с какой радости им тогда вообще давать землю бесплатно? Кто выживет, тот потом купит. На аукционе. А люди шарахаются от слова «аукцион» — деньга на карман «государевым людям» и естественнее, и роднее.

Но слямзить кусочек земли под обещания через три года начать на нем проектные работы — это так приятно…

Впрочем, повторимся, благост­ные картинки грядущего распила земли, с дальнейшей ее посткризисной реализацией, — это одно. Но деньги-то нужны сейчас.

А с этим все не так просто. Банки будут упорно требовать оценки залогов и прочего. Энтузиазм местных властей (да и их реальные возможности) выдавать деньги на покупку «доступных» квартир общеизвестны. Тем более что цену выкупа по-прежнему предлагается определять по бессмертной формуле «как договоритесь».

Четко написать — «по ценам не выше опосредованных цен, устанавливаемых Минстроем» (для Киева — это порядка 800 долл.) — не судьба в обоих законопроектах. Просто рука не поднимается!

Уже понятно, что покупателей, готовых выкупать квартиры без отделки по цене эквивалентной «от 2000 долл. и выше», со сдачей «когда-нибудь», в Киеве, мягко говоря, все меньше. Можно, конечно, предложить государству доплатить разницу (что, собственно говоря, с похвальным упорством и делается), но в казне нет денег...

С полунищих городских советов — даже при горячем желании — много не возьмешь: платежи за газ будут для них куда более приоритетными.

Идея, что на падающем рынке надо двигаться вниз по цене, строителей пока явно не озаряет. Люди предпочитают замораживать стройки и шантажировать власти массовыми увольнениями. В общем, пока что в головах страх борется с жадностью. Последняя пока побеждает.

А ведь «государевых» денег будет мало, и всех страждущих не вытянут. Альтернативщики честно написали, что объекты со степенью готовности менее 70% не получат ничего. Правительство любезно соглашается и на готовность 50%. А какая разница, если денег все равно нет?

Строители — вовсе не единственные, кто рвется к госпомощи, что и продемонстрировала прошлая неделя. Толпы страждущих из других отраслей, перебегая дорожку и расталкивая друг друга локтями, тащили свои законопроекты. Так что кому-то предстоит утонуть...

Кстати говоря, в качестве условия предоставления господдержки не мешало бы поставить согласие на проведение в компании комплексного аудита финансовых потоков годика этак за три. Любопытно все же посмотреть на списки посредников, благополучно «отсосавших» всю прибыль отрасли. Умудриться почти разорить отрасль с таким запасом реальной рентабельности — это надо уметь.

Самое смешное — это чтение стенограммы ВР за 11 декабря с.г. с обсуждением строительно-спасательных законопроектов. Длилось оно аж час, так как Рада, трудившаяся в ноябре целых восемь часов, сейчас поставила штамповку антикризисных законопроектов прямо на поток. О качестве лучше промолчать.

В итоге одновременно презентовали правительственный №3354 (о нем «ЗН» уже писало 29 ноября с.г.) и альтернативный №3354-1 (тот, что с крепостным правом). Вряд ли депутаты в этой мешанине поняли, за что проголосовали. Тем более что, судя по выступлениям, и сами авторы законопроектов в их содержании «плавали».

Впрочем, нардепам отводилась лишь функция кнопкодавов: проголосовать в первом чтении — строго как сказала фракция. Любопытно, что правительственный законопроект поддержали и коммунисты.

Предстоящая неделя будет штормовая — кабминовский законопроект срочно доработают ко второму чтению. И тоже, надо думать, проголосуют. Это там, на Западе, документы подобного уровня обсуждают месяцами. А нам эта маета зачем? Документ ведь принимается в основном для «галочки» и как бревно для открывания нужным людям нужных дверей.

Уже ясно, что часть девелоперов покинет нас навсегда. С одной стороны, это неплохо: людям стоит напомнить, что рынок предполагает ответственность обеих сторон. С другой — пострадают десятки тысяч вкладчиков. Договора и «докризисного периода» были предельно кабальными, так что вернуть деньги будет очень сложно. А у большинства это был последний реальный шанс на собственное жилье.

Увы, о людях сейчас, по существу, никто не думает — спасают в основном владельцев фирм. Наверное, самый ценный для Украины капитал.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК