Каждое новое правительство нашего государства начинает свою работу с заявлений о реформировании налоговой системы, часто в дальнейшем забывая о своих обещаниях.
Собственно, наиболее масштабной налоговой реформой до сих пор было принятие Налогового кодекса, по сути, на начальном этапе представлявшего собой, скорее, компиляцию прежнего законодательства, чем его качественное реформирование. Но принятие такого кодифицированного акта обозначило новую тенденцию в реформировании - так называемые быстрые реформы, когда на время новых изменений в налоговое законодательство налогоплательщики не успевали еще отойти от предыдущих "даров данайцев", а стабильность законодательства стала просто утопией.
К сожалению, последние предложения правительства по реформированию Налогового кодекса, которые были воплощены в проекте Закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс и некоторые другие Законы Украины (относительно налоговой реформы)", продемонстрировали, что наши чиновники, поддержав и превзойдя лучшие традиции своих предшественников, в погоне за быстрым наполнением бюджета пытаются внедрить систему "Большого брата" для физических лиц.
Речь идет о внедрении косвенных методов контроля над доходами физических лиц в виде предоставления налоговым органам права проводить новый вид документальных проверок - проверки с применением метода контроля за расходами и доходами.
Среди оснований для ее проведения будут: 1) наличие у налогового органа информации о том, что налогоплательщик владеет активами или осуществляет расходы, не имея документального подтверждения источников происхождения средств или имущества, использованных для приобретения таких активов или осуществления расходов; 2) выявление фактов недостоверности данных, сообщенных налогоплательщиком, об источниках происхождения средств, имущества или других активов; 3) наличие у налогоплательщика незадекларированных активов, доходов; 4) наличие у контрольного органа информации о превышении в отчетном периоде суммы затрат на приобретение активов налогоплательщиком - физическим лицом над суммой доходов, полученных таким налогоплательщиком в этом же отчетном периоде, на более чем сорок минимальных заработных плат, установленных законом на 1 января отчетного года.
Проверке будут подлежать доходы/расходы, полученные/понесенные не только в проверяемый, но и в предыдущие периоды. В то же время проект закона не содержит четких ограничений налоговых периодов, которые могут быть проверены. Это расширяет возможность для контрольных органов злоупотреблять правом и проверять любые периоды, в частности и те, проверки в отношении которых уже проводились, ведь привязки к срокам давности, установленные пунктом 392.10 статьи 392 НКУ, касаются исключительно определения доходов и/или объектов налогообложения и/или базы налогообложения, не распространяясь на периоды, за которые может быть проведена проверка
Уникальной "изюминкой" такой проверки будет предоставление налоговым органам права одновременно с проведением документальной проверки накладывать административный арест на все имущество плательщика. Предложив наделить налоговый орган такими фантастическими полномочиями, авторы законопроекта как-то забыли, что наложение административного ареста на все имущество налогоплательщика, без привязки к сумме потенциальных налоговых обязательств налогоплательщика, мягко говоря, не совсем соответствует принципам соразмерности, поскольку административный арест имущества (в том числе денежных средств) как средство обеспечения выполнения налогоплательщиком своих обязательств носит производный характер. И поэтому может касаться лишь того объема имущества (средств), который необходим для выполнения определенных обязательств налогоплательщика, в частности по погашению налогового долга.
Таким образом, с помощью безосновательных проверок физических лиц можно будет полностью заблокировать их возможность свободно распоряжаться своим имуществом, а налоговый инспектор станет роднее отца и матери.
Фактически указанные полномочия налогового органа не только будут нарушать принцип равенства всех налогоплательщиков перед законом, но и одновременно будут грубым нарушением ст. 1 Протокола №1 Европейской конвенции по правам человека (защита права собственности), создавая значительный перекос в разумной пропорциональности между вмешательством в права физического лица и интересами общества.
С целью обеспечения налоговых органов необходимой информацией законопроект предложил ввести новый вид отчетности о продаже в пользу физических лиц товаров (работ, услуг), стоимость которых превышает 10 минимальных заработных плат за неделимую единицу. В результате, обычные физические лица просто не смогут купить холодильник или телевизор без паспорта, что сделает довольно проблематичным продажу таких товаров через интернет-магазины. А вот покупатели "luxury" товаров всегда смогут договориться с продавцом, чтобы тот просто забыл о них в отчетности.
Итак, уровень теневой экономики в стране повысится, поскольку юридическим лицам будет дешевле платить штрафы за непредоставление соответствующей отчетности или внесение в нее ложных данных, чем соблюдать требования закона в этой части.
Следует отметить, что устанавливая такую, казалось бы, всеобъемлющую систему контроля над расходами физических лиц, законодатель сразу же предусматривает щель размером с туннель для обхода собственных жестких правил, а именно - используя термин "стоимость неделимой единицы" при определении измерителя. Если для товаров его еще кое-как можно определить, то для услуг или работ - проблематичнее, а потому всегда можно будет "разделить" одну большую услугу на несколько маленьких.
Самое интересное, что когда налоговый орган по результатам документальной проверки с использованием метода контроля над доходами и расходами все же поймает налогоплательщика на горячем, то платить налоги последнему придется по двойной ставке налога на доходы физических лиц в размере 30% или 34%, обычно дополнительно к штрафу в размере 25% заниженных налогов и пени за весь период занижения. В свете таких перспектив старая шутка "заплатите налоги и спите спокойно... в парке, на вокзале" приобретает для физических лиц реальные перспективы.
Следует все же заметить, что, желая сделать внедрение описанной системы менее болезненным, законодатель предложил наделить физических лица правом одноразового декларирования средств, имущества и валютных ценностей. Механизм следующий: с 1 января 2015 г. по 31 октября 2015 г. физическим лицам или их представителям будет дано право подать в контролирующий орган по месту своего налогового адреса разовую декларацию о средствах, имуществе и валютных ценностях, при этом они освобождаются от необходимости отмечать в декларации информацию об источниках происхождения объектов декларирования.
Если декларируются средства в виде наличных на сумму свыше
200 тыс. грн, то они должны быть предварительно внесены на счета банковских учреждений в Украине до дня подачи разовой декларации, кроме тех средств, которые находятся на счетах банковских учреждений за пределами Украины, и должны храниться на этих счетах до конца срока проведения разового декларирования.
В случае непредоставления разовой декларации государство, определяя обязательство по налогу на доходы физических лиц с применением метода контроля над расходами и доходами в будущие периоды, будет толерантно считать, что налогоплательщик априори владеет активами в размере 200 тыс. грн или активами, которые зарегистрированы в установленном законодательством порядке по состоянию на 1 января 2015 г.
При этом имеющиеся и незадекларированные активы не будут учитываться с целью подтверждения расходов или доходов при применении метода контроля за расходами и доходами.
Физическому лицу, которое подаст соответствующую разовую декларацию, государство будет гарантировать, что против него не будет возбуждаться уголовное дело, не будет начинаться производство в деле об административном правонарушении на основании нарушения налогового или другого законодательства в связи с получением задекларированных объектов, и освобождение от обязанности предоставить информацию об источниках получения задекларированных объектов.
На первый взгляд, предложенный механизм - настоящая налоговая амнистия, воспользовавшись которой физические лица смогут максимально обезопасить себя от такой нежелательной проверки с использованием метода контроля над доходами и расходами.
Но то ли специально, то ли просто по недосмотру, так получилось, что этим правом не смогут воспользоваться граждане Украины, уехавшие на заработки за границу, ведь субъекты одноразового декларирования - только резиденты Украины. Как следствие, им для подачи такой декларации сначала придется вернуться в Украину и пробыть в ней как минимум 185 дней, что вряд ли для всех приемлемо.
В целом, не возражая против идеи контроля над расходами определенных слоев населения, например, чиновников или членов их семей, считаем, что в то время как большинство заработных плат в Украине выплачивается в "конвертах", предложенный правительством механизм контроля над доходами физических лиц отдает некоторым цинизмом, ведь он, по сути, станет не механизмом контроля над доходами богатых, а прекрасным способом давления на бедных.