Не долго радовались автолюбители, потирая руки и пряча заначку, в надежде, что ввозимые в Украину автомобили будут обложены 10-процентной пошлиной вместо 25%. 3 июня Верховная Рада Украины подавляющим большинством голосов (оказывается, могут договориться) приняла изменения в Закон «О Таможенном тарифе Украины». В результате снижение до 10% пошлины на автомобили с объемом двигателя от 1 до 2,2 литра, уже состоявшееся 16 мая 2008 года, будет перенесено на 1 января 2009 года.
Таким образом, автомобильное «счастье» в виде 10-процентной пошлины длилось совсем недолго. Ах, какой сладкой была реклама от крупнейших автоимпортеров: «Поздравляем со вступлением в ВТО!». И все это сопровождалось информацией о снижении цен.
А теперь, что уж поделаешь. Хотя, конечно, негоже «брать купеческое слово назад», возвращая цены к апрельскому уровню. Но кому же охота терять свои деньги? Между прочим, по статистике, автомобили с объемом двигателя от 1 до 2,2 литра составляют 80% продаж.
В результате сложилась интересная ситуация. С одной стороны, в силе письмо Гостаможслужбы, согласно которому действуют ВТОшные пошлины в 10%. С другой стороны, указанные изменения в Закон «О Таможенном тарифе Украины» приняты Верховной Радой и ожидают подписи президента. В течение 15 дней он может рассматривать вопрос — ставить подпись или ветировать данное начинание. Причем очень вероятно, что парламенту таки придется преодолевать президентское вето. И тогда, если это не удастся сделать до 11 июля, до начала новой сессии (до 2 сентября) будет действовать письмо Гостаможслужбы — о 10-процентной пошлине. В случае же если нардепы преодолеют вероятное президентское вето, не исключена возможность продолжения рассмотрения вопроса в Конституционном суде.
Несмотря на все эти законодательные перипетии, за первые пять месяцев 2008 года рост автомобильного рынка составил 50%. Кстати, 11 июня руководители крупнейших компаний-автоимпортеров провели пресс-конференцию, на которой обсудили ситуацию с переменчивыми пошлинами и возможные последствия для рынка Украины.
По мнению автоимпортеров, снижение пошлин (стабильное) привело бы к активизации рынка и последующему росту отчислений в бюджет уже в этом году, а при сохранении тенденций развития рынка рост был бы заметен и в 2009-м. Они также считают, что возврат к старым пошлинам негативно скажется на имидже Украины, которая только вступила в ВТО. Что же касается цен, то в связи с принятием указанных изменений на снижение цен можно не рассчитывать. Даже тем импортерам, которые успели снизить цены, придется вернуться на исходные позиции. Ценовой компромисс будет зависеть от количества ввезенных автомобилей по 10-процентной пошлине (то есть до вступления в силу новых изменений). Правда, такого мнения придерживаются не все автоимпортеры. Поэтому вполне вероятно ожидать, что автомобили с 2-литровым двигателем будут стоить дороже, чем автомобили с двигателем объемом 2,4 литра (не попадающие под возвращающуюся
25-процентную ставку).
А как быть покупателям, которых уже один раз обрадовали снижением цен? Какой процент потенциальных автолюбителей проявит терпение и отложит покупку железного коня до 1 января 2009 года? Как такая реакция скажется на доходах автодилеров? Реклама по телевидению еще идет. Рынок мгновенно не отреагирует: лето — сезон отпусков, выпускных и вступительных экзаменов. А к осени, глядишь, и вето будет «лежать на законе».