Информационная революция и, как следствие, возникновение информационного общества и его следующей фазы — общества знаний — начинают кардинально изменять не только мировую и национальные экономики, но и жизнь людей и способ обустройства современного мира. Поэтому данная проблема стала одной из главных для большинства международных организаций, научных и просвещенских сообществ, деловых кругов и практически всех образованных людей.
Для выработки новой экономической и общественной парадигмы готовятся Мировые саммиты по проблемам информационного общества и общества знаний, которые состоятся в г. Женеве (Швейцария), в декабре 2003 года и в 2005 году в Тунисе.
Для этого в мире проведен целый ряд подготовительных международных конференций. Так, конференции ЮНЕСКО состоялись в июне 2002 года в г. Майнц (Германия), две конференции прошли в марте 2003 года в Париже, состоялся саммит ЮНИДО — в Будапеште (Венгрия) в апреле 2003 года и другие. В начале апреля с.г. проведен международный конгресс по этой проблематике и в Украине.
Обратившись к истории развития человечества, можно увидеть несколько качественно отличных фаз его эволюции. Первая и самая длинная имеет четкие признаки доаграрного и аграрного общества. Эта фаза продолжалась несколько десятков тысячелетий. Она ознаменовалась осуществлением аграрной революции, в результате которой люди селекционировали и отобрали для своих нужд группы продуктов растительного и животного происхождения и изобрели технологии их переработки.
Создание паровой машины, первых видов механизированного транспорта и открытие электричества символизировали переход человечества к индустриальному обществу. Продолжительность этой фазы — чуть больше двух столетий. Осуществив техническую революцию, признаками которой является овладение новыми видами энергии, разработка материалов с программируемыми свойствами, создание сверхскоростного транспорта, завоевание космоса и др., индустриальное общество приблизилось к кризису.
Его парадигма, заключавшаяся в том, что развитие сверхмощной техники и технологий в полной мере было сбалансировано с энергетическими и природными ресурсами Земли, перестала срабатывать. В конце XX века человечество осознало, что запасы органических видов топлива, жизненно важных полезных ископаемых и экологических ресурсов планеты не безграничны. Поэтому продолжение предыдущих тенденций развития уже через несколько десятилетий безальтернативно приведет к коллапсу. Поиск новой парадигмы устройства мира, нуждающейся в глобализации знаний и научных достижений, и стал предпосылкой возникновения следующей фазы развития человечества, связанной с появлением информационного общества и его наиболее совершенной формы — общества знаний. Хотя начало этой фазы можно условно причислить к середине прошлого века, когда был изобретен первый компьютер, ее бурное развитие состоялось лишь на протяжении последних пятнадцати лет с появлением глобальных информационных сетей, средств телекоммуникации и Интернета. Это явление уже получило название информационной революции.
Главные черты общества знаний
и информации
В XV веке человек овладел искусством книгопечатания, и это привело к первому радикальному «прорыву» в сфере сохранения, распространения и передачи знаний. На протяжении шести веков достигнутый уровень оставался без принципиальных изменений, даже несмотря на появление телефонной связи, радио и телевидения. Современная информационная революция стала возможной лишь благодаря совпадению нескольких факторов:
— появлению цифровых средств обработки информации; бурному развитию электроники;
— овладению человеком космоса и созданию спутниковых технологий связи;
— разработке информационных сетевых технологий и созданию Интернета.
Это позволило накапливать и передавать в любые уголки мира огромные объемы информации с колоссальными, незаметными для человека скоростями и с очень низкими затратами. Например, сейчас передача 45 Гбит информации в секунду в расчете на километр оптоволоконной линии связи стоит лишь 0,01 цента, а еще 15 лет назад это стоило в 10 тысяч раз дороже. По данным саммита ЮНИДО по технологическому предвидению в 2003 г., ежегодный прирост мирового рынка информационно-телекоммуникационных технологий на протяжении последних десяти лет представлял в среднем 6—8%, а в таких странах мира, как Китай, Вьетнам, Польша, он достигал 25—27%. Распределение этого рынка между различными регионами мира довольно неравномерно, что соответствует общему уровню их экономического развития. Так, на США приходится 34% мирового рынка, на Европу — 29%, Японию — 12% и на остальные страны мира — 25%.
Знания превратились в важнейший фактор общественного развития. Для группы развитых стран, входящих в организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), темпы базового долгосрочного роста экономики зависят от поддержки и расширения глобальной базы знаний, ставших возможными в условиях информационного общества. Сегодня эти страны развивают свои экономики, базирующиеся на знаниях, создавая миллионы рабочих мест, связанных с использованием новейших знаний по группам неожиданно открытых новых направлений и дисциплин. По данным Всемирного банка, в большинстве стран ОЭСР на протяжении последних пятнадцати лет рост добавочной стоимости в областях, базирующихся на знаниях, в среднем составлял 3%, стабильно превышая темпы общего экономического роста, не поднимавшиеся выше 2,3%. Доля этих отраслей в совокупной добавочной стоимости увеличилась в Германии с 51 до 60%, в Великобритании — с 45 до 51%, в Финляндии — с 34 до 42%.
Процесс глобализации ускоряет эти тенденции. Сравнительные преимущества национальных экономик уже в меньшей мере определяются богатством природных ресурсов или дешевой рабочей силой и все больше — конкурентным применением знаний и научными инновациями. Общественный прогресс сегодня определяется прежде всего процессом накопления знаний, что в результате обеспечивает накопление капитала. В странах ОЭСР объемы капиталовложений в нематериальные активы, формирующие национальные базы знаний, в частности в профессиональную подготовку кадров, научные исследования, патентование и лицензирование, программное обеспечение для вычислительных систем, маркетинг, равны капиталовложениям в основные фонды, а иногда и превышают последние.
К сожалению, развивающиеся страны и страны с переходной экономикой, к которым относится и Украина, еще не в полной мере используют все преимущества и потенциальные выгоды, предоставляемые информационным обществом. Генерирование и использование знаний, инвестиции в науку и образование ради обеспечения постоянного развития и повышения уровня жизни в различных странах существенным образом различаются. По данным Всемирного банка, 85% совокупных мировых инвестиций в науку осуществляют страны—члены ОЭСР, 11% — Индия, Китай и Бразилия и новые промышленно развитые страны Восточной Азии и только 4% — остальные страны мира, к которым принадлежит и Украина. Поэтому страны с передовой экономикой создали для себя благодатный замкнутый круг, когда результаты научных исследований и качественной подготовки кадров обеспечивают создание новых богатств, служащих основой для дальнейшей поддержки собственной науки и образования.
Информационное общество и рынок телекоммуникаций в Украине
Украина с 48-миллионным населением имеет один из самых высоких в мире индексов образованности (98%) и огромный потенциал, но остается страной с низкотехнологичной промышленностью и слаборазвитой инфраструктурой.
Этот фактор наталкивает на печальные размышления, ведь именно Украина смогла в 1952 г. создать третий в мире компьютер после США и Великобритании, именно Украина сформировала всемирно известную школу в области кибернетики и вычислительной техники во главе с академиками С.Лебедевым и В.Глушковым. Еще в 70—80-е годы прошлого века академик Глушков сформулировал ряд очень важных идей, связанных с информатизацией общества, в частности с внедрением электронных денег, разработкой государственных АСУ и т.п., которые в сочетании дают возможность говорить о формировании информационного общества.
Академики В.Михалевич, И.Сергиенко, О.Кухтенко, О.Ивахненко и др. подняли эти идеи на высокий уровень, чем прославили украинскую школу кибернетики в мире. Особенностью украинского подхода была значительная доля интеллектуализации информационного общества. Разработанные украинской школой направления, такие, как искусственный интеллект, новые подходы к разработке ЭВМ и т.п., характеризовались как новый качественный рубеж в мировой кибернетике. Они были наиболее перспективными и базировались на воспроизведении механизма деятельности мозга человека.
Эти концепции легли в основу Национальной программы информатизации, принятой Верховной Радой Украины в 1998 г.
К величайшему сожалению, сегодня выполнение Национальной программы информатизации утратило интеллектуальную составляющую и свелось преимущественно к внедрению систем транспортировки информации, то есть систем связи. Решать данный вопрос необходимо, но это не главное. Ведь если свести все к этому, нам останется роль обычных, определенным образом зависимых пользователей, а не идеологов и разработчиков информационных систем.
Вместе с тем такие важные задачи, как разработка стратегии развития Украины, разработка государственного бюджета и другие вопросы государственного строительства, — это составляющие интеллектуальных кибернетических проблем. Именно этой составляющей в нынешней государственной политике информатизации мы не видим, тогда как значительный интеллектуальный потенциал НАНУ и университетов Украины в этой сфере не используется.
Очень важными элементами информатизации страны являются принятая Министерством образования и науки программа информатизации средней школы, разработка Верховной Радой Украины проектов законов «О деятельности в сфере информатизации», «О концепции национальной информационной политики», «Об электронной цифровой подписи», «О внесении изменений в действующий Закон «Об информации» и др., всего 32 проекта законов.
Но, несмотря на принимаемые важные решения, технический уровень и масштабы применения информационных технологий в Украине остаются значительно более низкими по сравнению с европейскими показателями.
В частности, уровень охвата достигает: фиксированными телефонными линиями связи в Украине — 30%, в Европе — 40%; мобильной телефонией в Украине — 5,5%, в Европе — 50%; Интернетом — в Украине — 4,5%, в Европе — 36% (см. табл.).
Следует отметить, что по темпам годового прироста всех видов информационных ресурсов Украина значительно опережает страны Европы в связи с существенной ненасыщенностью отечественного рынка этими технологиями. Кроме того, за последние пять лет этот рынок стал самым прибыльным в Украине. Так, по данным Госкомстата Украины, совокупный доход от услуг всех видов связи и телекоммуникаций в 2002 г. составлял 10,7 млрд. грн, а в первом квартале 2003 г. — 2,875 млрд. грн. Видим, что годовые прибыли от этой деятельности равны пятой части бюджета страны. Динамика изменения прибылей на этом рынке и его структура приведена на рис. 1.
Особенностью рынка телекоммуникаций Украины является его значительная монополизация компаниями «Укртелеком» и УТЕЛ (100% последней принадлежит «Укртелекому»), которые фактически полностью контролируют предоставление всех видов междугородной, международной и местной телефонной связи. Этим прежде всего объясняется отсутствие гибкости в тарифной системе для этих видов связи и завышенные цены на них, по сравнению с международными показателями.
Именно эти сектора характеризуются самыми высокими доходами, достигшими в 2002 г. 6,4 млрд. грн. Поэтому грядущая приватизация «Укртелекома» вызывает огромный интерес у иностранных инвесторов, прежде всего у российских.
Второй по прибыльности — сектор мобильной телефонной связи. В 2002 г. он дал 2,7 млрд. грн. доходов. Бесспорные лидеры на этом рынке — два оператора КиевСтар GSM и UMC. Этим компаниям принадлежат практически равные части рынка. Благодаря конкурентной борьбе между ними становятся более заметными расширение номенклатуры услуг, повышение их качества и постепенное снижение тарифов.
Развитие украинского сегмента компьютерной связи, в частности Интернета, на протяжении последних пяти лет характеризуется стабильным ростом. Прирост доходов в 2002 г. составлял 164%, что даже превысило прибыльность от мобильной телефонной связи. Количество провайдеров на этом рынке приблизилось к 300. Но крупнейший среди них — «Укртелеком». Созданный в ноябре 2002 г. Украинский сетевой информационный центр (UANIC) объединил представителей всех негосударственных интернет-сообществ и представителей государства с целью координации деятельности провайдеров, развития Интернета в Украине и в перспективе — администрирования национального домена UA.
Цифровое неравенство
Использование знаний и информации как определяющей продуктивной силы в пользу преимущественно развитых стран и крупнейших транснациональных компаний приводит к тому, что во всем мире, как внутри отдельных стран, так и между ними, увеличивается неравенство прибылей. Так, в 1973 г. разрыв в прибылях между самыми богатыми и беднейшими странами определялся соотношением 44:1, а сейчас — 72:1 (Всемирный банк).
Сегодня половина жителей планеты живет менее чем на 2 доллара в день. К сожалению, доходы большинства населения Украины также не превышают этого уровня. Причем 4,5 млрд. из 6,1 млрд. людей проживают в развивающихся странах. Блага цивилизации для этой группы остаются недостижимыми.
Вместе с тем распорядителями подавляющего большинства благ являются лишь 100 млн. людей на Земле, имеющих годовую прибыль в 20 тыс. долл. и более (В.Фортов, ВВШ, № 1, 2001).
Разрыв между этими двумя группами по уровню жизни на протяжении последних двадцати лет возрос почти в десять раз. Тенденция весьма тревожная с точки зрения увеличения количества конфликтов в мире, роста коррупции, терроризма, преступности, ухудшения экологии и медицинского обеспечения людей. Такие диспропорции создают огромные проблемы для развития новой экономики.
В начале XXI века 80% людей в мире ни разу не пользовались телефоном и 93% не использовали компьютер. Увеличивается разрыв в сфере развития и использования информационных технологий между развитыми странами и остальным миром, между различными слоями населения внутри стран — богатыми и бедными, молодыми и пожилыми людьми, здоровыми и инвалидами и т.п. Это явление известно как цифровое распределение (Digital Divide), или цифровое неравенство. Цифровое неравенство определяет способность стран или отдельных слоев населения в соответствующих пределах использовать, адаптировать, генерировать и распространять знания.
Цифровое неравенство имеет несколько измерений.
В глобальном масштабе распределение интернет-узлов по регионам мира, в сравнении с распределением численности населения, иллюстрируется на рис. 2. Такое все более усугубляющееся различие становится препятствием для дальнейшего развития международного сотрудничества, торговли и вообще экономического и политического развития планеты.
Еще одно измерение цифрового неравенства заключается в том, что 80% объема информационного и программного продукта в мире сегодня создается на английском языке, но 75% населения Земли его не знает. Это вызывает острую потребность в формулировании в большинстве стран или регионов мира собственных информационных сред, при условии их совместимости. За счет этого доступ к глобальным информационным ресурсам для значительного количества населения мира значительно расширится. В последнее время, вопреки общим глобализационным тенденциям, очень активизировался процесс формирования крупных групп людей, общающихся в Интернете на одном языке, несмотря на их принадлежность к той или иной стране. Мировое распределение пользователей Интернета по языковому признаку приведено на рис. 3 (www.global-reach.bizglobstats). К сожалению, в этом распределении нет большой этнической группы людей, которая бы могла и хотела общаться в Интернете на украинском языке. Поэтому имеется потребность в как можно скорейшем воспроизведении на украинском языке операционной системы Windows и других программных продуктов компании Microsoft.
Информационное неравенство существует и внутри отдельных стран, определяя его последующее измерение. Технологические изменения приводят к тому, что некоторые группы населения, которые и так были лишены современных возможностей цивилизации, отделяются от элитной части населения еще больше, а доля первых в большинстве стран мира, включая страны ОЭСР, постоянно возрастает. К этой группе людей прежде всего относятся семьи с небольшим благосостоянием, крестьяне, люди преклонного возраста, инвалиды, а в некоторых странах — еще и представители этнических меньшинств и женщины.
Информационное неравенство в большой мере имеется и в Украине. С одной стороны, наша страна принадлежит к группе пятидесяти крупнейших стран по количеству населения и по площади территории, но по индексу телекоммуникационной подготовленности (Network Readiness Index) она занимает только лишь 70-е место среди 80 стран, оцененных по этому критерию (www.weforum.org/gitr). С другой стороны, в нашей стране информационные ресурсы и их потребители распределены очень неравномерно.
Так, в 2002 г. уровень охвата населения фиксированной телефонной связью достиг 30 линий на 100 человек. В Киеве он превышает 46%, в крупнейших областных центрах Украины колеблется от 35% до 45%. Но в сельской местности, особенно в Западной Украине, телефонизацией обеспечены 2—3% населения. Более 3 млн. украинцев стоят в очереди на подключение к телефонной связи. Что касается охвата Интернетом, то Киев составляет 55% украинских потребителей, еще одна треть (29%) находится в городах Одессе, Днепропетровске, Донецке, Харькове, Львове, Запорожье. К сожалению, этой возможности еще практически не имеют жители сельской местности, малообеспеченные семьи, инвалиды, люди преклонного возраста и даже часть обедневшей интеллигенции, то есть всего 46 млн., или 95,5% населения Украины. Это является одной из причин глубокого социально-экономического кризиса общества, поскольку его подавляющее большинство отделено от актуальных мировых знаний и информации и их генерирования. Воодушевляет лишь то обстоятельство, что пользователями Интернета и других информационных технологий преимущественно является молодежь, которая и должна стать проводником будущих преобразований.
Наука и образование в обществе знаний
и информации
Новые возможности, которые несет с собой информационная революция, создают вызов традиционным системам генерирования, распространения и передачи знаний, то есть системам науки и образования. Мощные базы данных и знаний играют роль гигантских «хранилищ» для бесконечных фактов и базовых данных во всех сферах человеческой деятельности, а глобальные компьютерные сети становятся мощными инструментами для высокоскоростного доступа к этой информации из любого уголка мира.
В связи с этим существенно возрастает роль методологических, системных, междисциплинарных знаний человека, необходимых для рационального и осмысленного оперирования по различным знаниям и данным с целью решения новых, нестандартных проблем. В этой новой парадигме самое главное место отводится аналитическим способностям ученого или педагога, то есть его способности искать и находить необходимую информацию, точно формулировать проблемы и гипотезы, усматривать в совокупностях данных определенные закономерности, находить решение сложных междисциплинарных задач.
Эти обстоятельства создают новые возможности, но и вносят новые проблемы в методологию и организационные основы современной науки и образования. Наука становится капиталовложением в мировой общественный интерес. Посредством исследования и образования ученые как участники глобального информационного процесса способствуют созданию и распространению знаний. Это в большой мере влияет как на благосостояние отдельного народа, так и на мировые экономики в целом.
Научный прогресс опирается на полный и открытый доступ к данным, отражающим общие факты природы или общественного развития. Этот принцип привел к прорывам в научном познании, а также к экономическим и общественным вознаграждениям. Но в течение последнего времени свободный доступ ученых к общеестественным и общественным данным становится все более ограниченным, вызывая острые дискуссии в мировом научном сообществе. При этом в пользу открытого доступа к данным приводятся следующие аргументы:
Данные, полученные в результате государственно-финансовых исследований, являются всенародным достоянием, добытым в интересах всего народа. Они должны быть максимально открытыми и доступными. Доступность может в разумных пределах ограничиваться только лишь интересами национальной безопасности, защитой конфиденциальности, прав интеллектуальной собственности и эксклюзивными правами основных разработчиков, действующих ограниченное время.
Ученые являются как пользователями, так и производителями баз данных в конкретных разделах знаний. Но научные базы данных нечасто являются статичными. В ходе своих исследований ученые часто обращаются к различным базам данных с целью создания новой базы, предназначенной для нужд конкретных исследований. Синтез данных, полученных из различных источников, дает возможность нового взгляда и прогресса в понимании природы и является существенной составляющей научного процесса. История науки богата примерами, когда сбор данных сыграл решающую роль в научной революции, имеющей, в свою очередь, большое влияние на общество. Можно отметить, что данные в самом деле являются живительными соками науки.
Рыночная модель доступа к данным неприемлема для исследований и образования. В науке более важны принципы кооперативности, в отличие от принципов конкурентности. Ни один человек, организация или даже страна не могут самостоятельно собрать все данные, необходимые для целостного рассмотрения сложных научных проблем. Таким образом, подходы, способствующие обмену данными, необходимы для прогресса науки и для достижения в результате этого социальных вознаграждений. Если данные формально доступны для научных целей, но плата за доступ к ним непомерно высока, то отрицательное влияние на науку будет таким же, как и при закрытом доступе к данным. Это особенно касается ученых в развивающихся странах.
Публикация данных много значит для научных исследований и распространения знаний. Достоверность результатов исследований зависит от открытой публикации данных, на которые опираются эти исследования и которые дают возможность воспроизведения полученных результатов разными учеными. Ограничение в отношении публикации данных и требование к коллегам повторно собирать данные из оригинальных источников подрывают возможность ученых распространять знания.
Интересы владельцев баз данных должны быть сбалансированы с потребностью общества в открытом обмене идеями. Учитывая большие инвестиции в сбор данных и их актуальность для общества, важно, чтобы данные использовались в максимальном объеме. Данные, собранные для различных целей, всегда будут полезными для науки. Юридические основания и общественные отношения должны способствовать созданию баланса между индивидуальными правами на данные и общественной выгодой от обмена ими.
Законодатели должны учитывать, какое влияние имеют законы об интеллектуальной собственности на научные исследования и образование. Баланс, достигнутый в действующих законах развитых стран об интеллектуальной собственности, хоть и не совершенный, но способствовал расцвету науки. Потому любые новые законы в этой сфере, особенно для стран, формирующих свои законодательные пространства, не должны нарушать установленный баланс в обеспечении полного и открытого доступа к данным, необходимым для научных исследований и образования.
Реакцией мировой научной общественности на ограничение открытого доступа к данным со стороны частного сектора экономики была мощная общественная активность большого количества специалистов в области информационных технологий, направленная на общее решение актуальных проблем дня нынешнего и обеспечение нужд общества в информации. Эта распределенная добровольная деятельность привела к появлению открытой информационной среды, в которой были установлены общие правила и стандарты для всех проектов, рассматриваемых учеными, и созданы мощные общественные информационные домены, открытые для свободного доступа. В этой среде стало возможным выполнение глобальных научных и просвещенских проектов, в которых одновременно участвуют тысячи исследователей — профессоров и студентов из различных стран мира. В науке и образовании возникли новые явления под названием «наука без границ» и «образование без границ», функционирующие в форме так называемых виртуальных лабораторий и виртуальных или дистанционных университетов соответственно.
Так, на добровольных началах в режиме виртуальной лаборатории была разработана широко известная система «Линокс». Все большее значение приобретает проект «Гуттенберг», заключающийся в «конвертации» книжных текстов с целью их доступности в Интернете. Большой популярностью среди русскоязычного населения планеты пользуется аналогичный проект электронной библиотеки Максима Мошкова.
Чрезвычайно интересным оказался проект НАСА, связанный с построением карты кратеров вулканов на планете Марс. На сайте НАСА был выставлен начальный вариант карты. Всех желающих исследователей из различных стран мира пригласили к обсуждению этой карты и внесению корректив в нее. В результате на основе консенсуса появился вариант карты, официально считающийся наиболее точным.
Уникальным стал проект Калифорнийского университета, получивший название «Домашние сети». Согласно этому проекту, тысячи добровольцев подключили свои домашние компьютеры к общей сети в соответствии с установленными протоколами. В результате был сформирован гигантский распределенный суперкомпьютер с непревзойденными вычислительными возможностями.
Таким образом, одной из важнейших качественных черт явления «наука без границ» стала распределенная добровольная деятельность ученых, направленная на создание нового социального капитала и общественное производство информации.
Общество знаний и информации вносит существенные качественные изменения и в методологию современного образования. В связи с ликвидацией барьеров, обусловленных физическими расстояниями, наиболее развитые университеты мира активно входят в географические пространства других стран, где успешно конкурируют с местными учебными заведениями, имея доступ к студентам в любой стране мира через Интернет и каналы спутниковой связи. Это дистанционное обучение часто рассматривается не как альтернативное традиционному, а в качестве дополняющего последнее новыми возможностями, не присущими человеку. Прежде всего оно обеспечивает непревзойденную скорость обновления знаний, выбирающихся из мировых информационных ресурсов. Оно позволяет без ограничений расширить аудиторию преподавателя, игнорируя при этом географические границы. Эта форма позволяет максимально приблизиться к специальным нуждам инвалидов при получении ими образования. Страны, владеющие более прогрессивными дистанционными технологиями и методологиями обучения, привлекают студентов, независимо от места их проживания, и получают за это огромные финансовые ресурсы, но самое главное — они «привязывают» к себе высококачественный человеческий капитал.
По данным Всемирного банка, только в США функционирует свыше 3 тыс. учебных заведений, специализирующихся на профессиональном обучении в диалоговом режиме. В 33 штатах США созданы виртуальные университеты, 85% всех местных колледжей предлагают дистанционные курсы в режиме он-лайн. Виртуальный университет г. Монтеррея (Мексика) предлагает 15 программ подготовки магистров посредством системы телеконференций и Интернета. Эти программы охватывают 50 тыс. студентов по всей Латинской Америке. В Южной Корее насчитывается 15 виртуальных университетов, предлагающих 66 программ подготовки бакалавров и охватывающих 14 550 студентов своего региона. Несколько сотен дистанционных программ предлагают различные университеты Европы, активно начинает действовать в этой сфере Россия.
Украина, имея несколько центров дистанционного обучения, уже сделала первые важные шаги. Это обучение определено как отдельная форма в Законе Украины «О высшем образовании», разработана и утверждена «Концепция развития дистанционного обучения в Украине», Кабинету министров Украины предоставлена программа развития этой новой формы. Но предстоит провести еще значительную работу по аккредитации дистанционных программ и государственного признания дипломов, полученных по подобной форме обучения.
Инновации в сфере информационных и телекоммуникационных технологий ставят новые непростые задачи. Они касаются педагогики, методики, административного управления и финансирования, обеспечения качества обучения, прав интеллектуальной собственности и т.п. В контексте радикальных преобразований высшего образования, вызванного появлением общества знаний и информации, имеется несколько важных аспектов.
Во-первых. Учебные программы должны обеспечивать студентов базовыми знаниями и навыками, необходимыми для развития у всех учащихся возможностей и потребностей обновлять свои знания в течение всей жизни.
Во-вторых. Учебные заведения должны предлагать более широкий выбор программ для различных категорий людей с различными мотивациями и целями. Должны учитываться нужды людей, независимо от их возраста, желающих изменить профессию, получить второе образование, повысить свой профессиональный уровень и квалификацию за счет краткосрочного обучения.
В-третьих. С целью удовлетворения быстро меняющихся нужд отраслей экономики необходимо иметь эффективные механизмы взаимодействия с рынком труда, например, важно наладить постоянную систему мониторинга работы выпускников по месту трудоустройства, проводить регулярные консультации с работодателями и выпускниками и по этим результатам осуществлять коррекцию учебных программ. Эта задача становится возможной для выполнения, если она осуществляется с применением Интернета в асинхронном режиме или в режиме он-лайн.
В-четвертых. Проблема оценки качества обучения в виртуальных или дистанционных университетах очень сложна не только для нашей страны, но и для специалистов в этом секторе образования со всего мира. Дабы общество могло убедиться в том, что курсы, программы и дипломы, предлагаемые в рамках дистанционного обучения, соответствуют необходимым стандартам, нужны надежные, прозрачные и понятные процедуры оценки качества обучения, отличные от традиционных. Видимо, оцениваться должны не столько материальная база, профессорско-преподавательский состав, методическое обеспечение и т.п., поскольку эти составляющие в условиях виртуальных университетов теряют свой обычный смысл, а квалификация, способности и знания выпускников.
В-пятых. В ответ на появление новых сфер науки и технологий требуют изменений традиционные университетские дисциплины. Возникает необходимость отхода от классических подходов, основанных на конкретных дисциплинах, и приближения к проблемно ориентированным методам формирования знаний, а также уменьшения дистанции между фундаментальными и прикладными исследованиями. Профессиональная подготовка и исследования в новых сферах знаний требуют интеграции целого ряда дисциплин, считавшихся ранее самостоятельными и не связанными между собой. В результате возникают междисциплинарные и мультидисциплинарные программы обучения. Новые формы генерирования знаний нуждаются не только в реконфигурации университетских кафедр и факультетов, но и в реорганизации научных исследований и подготовке специалистов, ориентированных на решение сложных междисциплинарных проблем.
И последнее. Внедрение новых педагогических подходов, базирующихся на альтернативных механизмах передачи знаний, является еще одной возможностью общества знаний и информации. Одновременное использование мультимедийных средств, компьютеров и Интернета позволяет сделать процесс обучения более интенсивным и интерактивным. По заключению Всемирного банка, наилучший результат достигается путем применения таких методов, как взаимное обучение, самоорганизация, эмпирическое обучение, обучение в условиях, приближенных к реальным, обучение с использованием ресурсов и проблемно ориентированное обучение, рефлексия, критический самоанализ, а также сочетание этих методов в любых вариантах.
Таким образом, общество знаний и информации несет человечеству новые вызовы и огромные возможности для решения его главных проблем, а также обеспечение дальнейшего развития. Но оно требует активного участия всего мирового сообщества в осмыслении и воплощении в жизнь новой парадигмы. Поэтому очень важно, чтобы наша страна не отставала от этих мировых процессов и в полной мере воспользовалась благами цивилизации XXI века.