Широко распространено мнение, будто упрощение регистрации предприятий на основе механизма «единого» окна есть безусловное благо, которое весьма желательно для улучшения бизнес-климата в нашей стране и последующего расцвета облегченно-регистрируемых юридических лиц. Хотелось бы высказать в этой связи и альтернативное мнение.
Проблема упрощения госрегистрации — надуманная, высосанная из пальца. Общеизвестно: существуют фирмы, которые за несчастных 200 долларов (серьезные столичные юрфирмы берут за регистрацию от 500 долларов. — Ред.) зарегистрируют под ключ и ликвидируют под ключ. Все документы, причем составленные достаточно качественно, вам принесут на дом или в офис очень быстро. И речь идет, стало быть, об облегчении судьбы только тех регистрирующихся, у которых нет таких денег, как нет и терпения, необходимого для прохождения безденежной регистрации. Подобные выводы, как правило, их задевают. За что, дескать, нас обижают…
А как еще относиться к тем, кто регистрирует свое предприятие (именно предприятие, а не частного предпринимателя без образования юрлица), но не имеет при этом денег даже на легализованную взятку за ускорение этой самой регистрации?! Это из тех, кто формирует «уставный фонд» в размере 100 гривен, а если создается хозобщество, где такое недопустимо, вносит некий «интеллектуальный вклад» — как раз в размере, необходимом для формирования минимального уставного фонда, реальных же денег у таких учредителей-соучредителей нет и не предвидится.
Так каким, интересно, образом они собираются начинать свою деятельность? Платить зарплату, закупать сырье, материалы или товары, по первой же отгрузке платить налоги — на еще не оплаченную им покупателями добавленную стоимость и на еще не полученную ими от этих покупателей будущую прибыль?
Если на фоне таких обязательных трат эквивалент 200 долларов продолжает сохранять некую значимость, то о чем вообще можно тут говорить, о каком еще бизнесе?
Не порождаем ли мы тех, кто достаточно быстро — вольно или невольно — подведет и кредиторов (если еще их найдет), и собственных работников, и своих поставщиков, и любимую Родину? (Последняя, впрочем, сама на такое напрашивается). Не их ли мы вскармливаем, облегчая регистрацию?
Взяточники-бюрократы-чиновники, подобно санитарам леса, сегодня хоть в какой-то степени оберегают социум — если не от всех «предпринимателей», которые вместо собирания бутылок регистрируют на себя предприятия, то хотя бы от тех из них, кто одновременно и нищий, и нетерпеливый, и лодырь, и тупой (иначе смог бы сам составить учредительные документы и с ними потихоньку провести-таки свою регистрацию). Причем регистрировать фирмы эти люди норовят не как подставные лица (это было бы еще полбеды), а реально собираясь вести собственный бизнес, о котором понимают лишь то, что вычитали в какой-нибудь дешевой зарубежной книжке.
Если убрать сегодня полностью (а не на словах, как пока, к счастью, делается) последние преграды, то у нас будет бизнес-обстановка начала 90-х, когда беспредел царил не столько из-за чьего-то желания творить беспредел, сколько из-за уверенности тысяч хронических лентяев в том, что заниматься бизнесом проще, чем работать (это выучили уже, конечно, не по чужим книжкам, а по советским карикатурам). Тогда любой пацан, если помните, был чего-нибудь директором, а его бабушка — бухгалтером…
Приведу пример более «научный»: чтобы получить книгу в серьезной общественной библиотеке, нужно (особенно в первый раз) заполнить столько листочков и в каждом из них столько всяких ненужностей, что тот, кто пришел туда не по делу, а просто от скуки, быстро «отлипнет» от наукохранилища и пойдет спокойно хулиганить. Вот так же и мир бизнеса должен оберегать себя от тех, кто будет его засорять, кто будет, нарушая правила, писаные и неписаные, провоцировать тем самым недоверие народа к бизнесу вообще и к конкретным предприятиям в частности.
Ну почему никто не может сказать прямо и громко: «бизнесмен» с психологией бомжа, с изначальным менталитетом «помоги/дай» — это худший враг предпринимательства в этой стране, почище даже самого государства (со всеми его, государства, несметными санитарами)!
Если этот поток в самом деле хлынет, где искать от него спасения, чтобы в нем не захлебнуться? Как обезопасить себя от нашествия тех, кто менеджменту учился у 400-гривенных (столько они стоят) преподавателей менеджмента, а маркетинг называют «маркеНтинг»?
Конечно, тягомотинный бюрократ — не панацея и от прилива «бизнесменов». Но в сочетании с просачивающейся то тут, то там информацией о варварских налогах, о злобных санэпидемпожарных, о всевозможных защитах прав потребителей, покупателей и инвалидов, о дисциплине цен и всего остального, о братках, рэкетирах и налоговой милиции уже пустяковая трудность с регистрацией отобьет у слабонервных охоту лезть не в свое дело.
А не слабонервный — пробьется в любом случае и закрытость недооткрытых окон его не остановит. Что ж, это его дорога, лишь бы облегченно-прошедшие не путались под ногами.
Тот, кому нужно помогать уже при рождении, зажигая искусственный зеленый свет вместо принятия естественных тяжелых родов, все равно конкурировать с родившимися нормально никогда не сможет. Но при этом он еще подведет кучу невинного народа, купившегося на марку юрлица.
Так зачем нашему бизнесу столько счастья сразу? Упрощать нужно (в первую очередь — налоги) для тех, кто уже работает и зарабатывает. А вовсе не для тех, кто, не имея ничего, кроме обещанных ему кредитов, только собирается родиться (как бизнесмен), но не знает как.