Неевропейский стандарт «налог» на тару, отмененный госкомпредпринимательством, и ныне здравствует, а список его плательщиков стремительно расширяется

09 июля, 2004, 00:00 Распечатать Выпуск № 27, 9 июля-16 июля 2004г.
Автор
Отправить
Отправить

Теперь уже ясно, даже предприятиям, напрямую не связанным с производством тары и упаковки или товара в таре и упаковке, не удастся отсидеться в окопах...

Автор

Теперь уже ясно, даже предприятиям, напрямую не связанным с производством тары и упаковки или товара в таре и упаковке, не удастся отсидеться в окопах. Ведь правительственные «борцы» за чистоту окружающей среды «налогом» на тару себя не ограничивают. А зачем, если эксплуатация идеи защиты экологии приносит немалые дивиденды? В общем, после вступления в действие постановления КМУ №324 от 17.03.04г. «Некоторые вопросы в отношении использования отдельных видов отходов как вторичного сырья» платить обязали еще и производителей (импортеров) моторных, трансмиссионных, тормозных и прочих масел, всевозможных шин и аккумуляторов, а также изделий из натуральной кожи.

Можете не сомневаться, список полезных отходов будет расширяться по мере появления интереса к ним со стороны государственной компании «Укрэкокомресурсы», созданной при Кабмине и являющейся правопреемником ГК «Укртарапереработка». Кажется, уже можно «поздравить» металлургов, энергетиков и химиков — подходит и их очередь. Специалисты КМУ по отходам считают, что с них тоже причитается за производство всевозможных шламов, шлаков, золы, отходов обогащения, переработки шлаков, щелочных отходов, смазочно-охлаждающих жидкостей для обработки металлов и пластмасс...

А воз и ныне там

Чудес не бывает. Жизнь полна двойных стандартов. И законодательство отнюдь не исключение. Не зря говорят: закон, что дышло... Тем не менее не перестаешь удивляться как белое и пушистое превращают в черное и наоборот. Был бы подходящий лозунг.

Толку-то, что осенью прошлого года Госкомпредпринимательства набрался мужества («ЗН» №36 от 20 сентября 2003 г.) и предложил Минэкономики и Гостаможслужбе отменить совместный приказ №304/793 от 10.12.01г. «Об утверждении Порядка контроля за тарой (упаковкой), в которой поступают импортные товары, подлежащие таможенному оформлению в режиме выпуска в свободный оборот на территории Украины». Быстро улетучилась и эйфория импортеров по поводу отмены дискриминирующей их платы за предоставление виртуальных услуг по 100-процентному сбору, сортировке, транспортировке, переработке и утилизации использованной тары. Увы, «таросбор» как был, так и остался. Разве что выросло количество его плательщиков и тарифы.

Правда, теперь к решению проблемы, помимо объединений отечественных предприятий подключились Европейская бизнес ассоциация и Американская торговая палата в Украине. Соответствующие обращения уже направлены премьер-министру Виктору Януковичу, секретарю Совета национальной безопасности и обороны Владимиру Радченко, председателю Госкомпредпринимательства Юрию Авксентьеву, председателю Антимонопольного комитета Алексею Костусеву.

Формально приказ за двумя подписями и последующие изменения к нему появились во исполнение постановления правительства №915 «О внедрении системы сбора, сортировки, транспортировки, переработки и утилизации отходов как вторичного сырья» от 26.07.01 г. и Закона «Об отходах». Но на деле их авторы вместо разработки требующегося «порядка осуществления таможенного оформления импорта в таре и упаковке» осчастливили предпринимателей «порядком контроля за тарой и упаковкой, в которой поступают импортные товары». Вместо того чтобы просто обязать предпринимателей предусматривать в своих договорах на поставку пункт об утилизации или вывозе из Украины использованных тары и упаковки (как это предусматривал закон) озадачили их так называемым листом об упаковывании. Последним импортер обязан засвидетельствовать наличие соглашения с ГК «Укрэкокомресурсы» о предоставлении услуг или, на худой конец, другой специализированной компанией, либо взять на себя обязательства самостоятельного сбора и вывоза использованной упаковки.

Приказ и изменения к нему были проведены «без шума и пыли» — о подготовке документов не был поставлен в известность даже Госкомпредпринимательства, хотя регуляторные акты полагается выносить на обсуждение.

Каким образом лист об упаковывании, не упоминающийся ни в Таможенном кодексе, ни в Законе «Об отходах», ни в постановлениях Кабмина, стал основанием для таможенного оформления товаров? И почему один экземпляр этого пресловутого листика передается ГК «Укрэкокомресурсы»? Ведь компания, хотя и подконтрольная Кабмину, не является органом исполнительной власти, стало быть, не имеет права контроля субъектов предпринимательской деятельности, тем более являющихся ее прямыми конкурентами в сфере хозяйственной деятельности. В результате импортеры вынуждены платить и верить на слово, что их деньги используются по назначению.

Разделяй,.. но не властвуй

Уважаемый читатель, вы где-нибудь видели в Украине реализацию идеи раздельного сбора вторсырья? Чур, пилотные проекты не в счет. Смотрим устав компании «Укрэкокомресурсы». Первый же пункт предмета ее деятельности декларирует создание и обеспечение надежного функционирования системы сбора, сортировки, транспортировки, переработки и утилизации отходов как вторичного сырья, ее постоянное совершенствование. Кстати о совершенствовании за шесть лет совместной работы ГК «Укртарапереработка» и «Укрэкокомресурсы» пока нет и намека на какую-то систему раздельного сбора. Компания ни разу не отчиталась перед плательщиками даже о количестве собранного вторсырья. Если ее достижениями считаются те девять тыс. тонн вторсырья, собранных за пять месяцев текущего года (цифра промелькнула в интервью), то это, скорее, означает, что деньги потрачены по меньшей мере неэффективно. Как говорится, почувствуйте разницу: за то же время, например, негосударственное объединение «Укрвторма» собрало почти 200 тыс. тонн и денег из бюджета или от предпринимателей ему не понадобилось. Наоборот, населению за этот самый сбор платили пункты приема.

Почему так? Ответ можно обнаружить в проекте концепции Государственной целевой программы переработки и утилизации отходов как вторичного сырья на период до 2025 года, разработкой которой занимается «Укрэкокомресурсы». Реализация только первого этапа программы (2005—2009 гг.) потребует больше миллиарда гривен. Из них всего 8% будут направлены на организацию системы сбора отходов. Зато 80% средств пойдут на организацию мощностей по переработке и утилизации. Хотя специалисты постоянно уверяют, что проблемы с переработкой не существует. Предприятий-переработчиков в принципе достаточно, они даже платят поставщикам вторсырья. Проблема состоит в том, чтобы его собрать и разделить, а создание мощностей по переработке — это дело бизнеса.

Мышеловка захлопнулась

Импортеры недолго были в гордом одиночестве. Вслед за приказами Минэкономики и Гостаможслужбы последовало постановление правительства №1844 от 26.11.2003 г. «О внесении изменений в некоторые постановления Кабмина», а следом и №324 от 17.03.04г. «Некоторые вопросы в отношении использования отдельных видов отходов как вторичного сырья». В результате 100-процентными плательщиками нового «налога» стали и производственные предприятия, номенклатура отходов вышла за пределы вторсырья от использованной тары, а тарифы выросли. Так, в 2004 году по сравнению с 2003-м расходы предприятий за услуги утилизации увеличились в 10 раз.

О какой конкурентоспособности предприятий может идти речь, если они платят за услуги в десять раз больше, чем в Европе? И зачем такая система сбора, которая декларирует 100-процентный сбор отходов, а на деле проигрывает даже традиционным пунктам приема вторсырья? Вопросов масса. Ответов нет. Но их ждут тысячи предприятий и работников (между прочим, без пяти минут избирателей), входящих в объединения «Укрвторма», «СОВАТ», Союз молочных предприятий, «Укрпиво», Клуб упаковщиков Украины, Лига производителей пищевых продуктов, «Укркондитер», УкрПЕК, «Укртютюн», и не только.

В Европу на своем велосипеде?

Кстати, самые развитые страны мира 7—10 лет шли к 45—65-процентному сбору использованной тары. На сегодняшний день это максимум. Стоит ли говорить, что ста процентов достичь не только невозможно, но даже, с точки зрения «зеленых», экологически вредно. Смысла нет изобретать велосипед, набивая собственные шишки, если Европа, в которую мы стремимся, нашла компромиссное решение. Разработана директива Европарламента, действует международная организация Pro Europe, в каждой отдельной стране предпринимателями созданы обслуживающие их негосударственные неприбыльные предприятия, занимающиеся вторсырьем и отчитывающиеся за эффективно потраченные средства.

Как это ни странно, но от вопросов, связанных с мусором в наших городах и их окрестностях, тоже зависит, как скоро примут нас в Европу. Судя же по тому, что к вопросу подключились европейские и американские бизнес-ассоциации, то и рыночный статус Украины тоже ждет того, каким будет решение проблемы отходов.

P.S. Пока статья готовилась к печати, подоспел проект еще одного «Порядка...», регламентирующего функционирование системы сбора, заготовки и утилизации изношенных аккумуляторов, отработанных масел, отходов кожи. Теперь даже Государственной инспекции безопасности дорожного движения придется контролировать наличие соответствующих договоров, и в первую очередь с ГК «Укрэкокомресурсы». Физическим лицам отвертеться тоже не удастся…

Комментарии экспертов

Бйорн Маркстедт,

президент Европейской бизнес ассоциации

— В Украине наблюдается ситуация, когда рядом регуляторных актов созданы условия для монополизации рынка отходов одним субъектом хозяйствования, ГК «Укрэкокомресурсы», деятельность которой не контролируется обществом. Компания заинтересована в установлении как можно более высоких тарифов. В то же время не решается основная проблема — уменьшения влияния отходов упаковки на окружающую среду.

Хорхе Зукоски,

президент Американской торговой палаты

в Украине

— Компании—члены Американской торговой палаты столкнулись с чрезмерной регуляцией рынка со стороны правительства. Некоторые компании, предоставляющие услуги в сфере обращения с отходами тары и упаковки, считаются «более равными» среди равных, не имея при этом никаких видимых преимуществ, достижений или заслуг.

Недавно Министерство экономики проинформировало нас о том, что оно согласно с тем, что действующие тарифы должны рассматриваться как максимальные, а не обязательные. Мы и далее будем работать над тем, чтобы у бизнеса была свобода выбора операторов по утилизации отходов исходя из цены и качества услуг, которые представляются на открытом конкурентном рынке.

Геннадий Кузнецов,

директор Лиги производителей пищевых продуктов

— Учитывая опыт стран, успешно решивших проблемы утилизации отходов упаковки, Украине необходимо принять закон «Об упаковке и отходах упаковки». Документ и определит:

— равные условия для работы всех операторов рынка;

— нижние границы объемов утилизации тары и упаковки, а не размер тарифов;

— основные требования к компаниям, которые от имени производящих или торгующих товарами в таре и упаковке предприятий организовывают раздельный сбор отходов, — бесприбыльность, негосударственная форма собственности, прозрачность.

Валентина Хоменко,

и.о. генерального директора

ассоциации «Укртютюн»

— Может показаться, что предприятия под любым предлогом не хотят платить за сбор, сортировку, переработку и утилизацию использованной тары и упаковки. Но это совсем не так. Они хотят видеть результаты оплачиваемых ими услуг. Мы ратуем за прозрачную систему утилизации отходов тары и упаковки, создание неприбыльных организаций, работающих по европейским принципам в этой сфере, деятельность которых подконтрольна обществу.

Валерий Кривошей,

президент Клуба упаковщиков Украины

— Перерабатывать отходы упаковки без их раздельного сбора, сортировки и подготовки невозможно. Собираемые ГК «Укрэкокомресурсы» средства необходимы прежде всего для создания во всех регионах Украины системы раздельного сбора, а также для разъяснительной работы среди населения, которое должно быть вовлечено в эту работу.

Виктор Вихорев,

генеральный директор объединения «Укрвторма»

— Вместо создания системы по утилизации отходов на базе накопленного в Украине опыта ГК «Укрэкокомресурсы» стала на путь борьбы с действующей системой по сбору, заготовке, переработке и поставке отходов перерабатывающим предприятиям. Разрушая эту систему и вместе с тем не решая проблемы в сфере обращения с отходами, компания наносит вред как экономике, так и экологии Украины.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК