Столица реально превращается в большую вещевую свалку
Не само по себе явление перепродажи уже бывших в употреблении вещей - плохое. Наоборот, в его "плюсах" - рабочие места и возможность приодеться задешево для неимущих. Плохо то, что растущее количество точек по продаже секонд-хенда, вещевых "развалов", барахолок и "блошиных" рынков угрожает превратить нашу страну в одну большую тряпичную клоаку…
Не дно, а днище?
Вещевых "развалов" в столице нынче множество. Что делать: уровень нашей жизни настолько "улучшился", что стремление низверженных на дно нищеты людей хоть как-то заработать вполне объяснимо и уже давно никого не удивляет. Однако если мы уже привыкли (и даже относились с сочувствием и пониманием) к старушкам с самовязами" или к обнищавшим "ботаникам" с довоенными ридикюлями "а ля 30-е", то после девальвации гривни и роста тарифов ЖКХ некоторые столичные вещевые раскладки попросту пугают.
Киевляне в шоке: столица реально превращается в большую вещевую свалку. И тот, кто считает, что это -преувеличение, явно не видел "развала" поблизости метро "Харьковская". Там, где автобусы делают "петлю", чтобы развернуться (отчего здешний асфальт давно напоминает лунный пейзаж с глубокими "кратерами", почти постоянно заполненными мутной жидкостью, накапливающейся после дождей и прочих стоков), местными жителями зафиксирован торговый Аргамеддон. Сказать, что здесь "торгуют с рук", - ничего не сказать. Скорее, "с ног", ведь вещи разложены попросту на асфальте, и желающие ознакомиться с ассортиментом, лавируя среди луж, роются в нем, нагнувшись или присев.
Вот наблюдаемая картина: на расположенной поблизости автобусной остановке к вполне прилично одетому мужчине подошла неопрятно одетая женщина с упакованным в целлофановый кулек цветным одеялом. Заговорщицки подмигнув, она шепнула на ухо потенциальному покупателю цену, тот торопливо отсчитал деньги и получил свой товар. Очевидно, в виде бонуса торговка-конспираторша пообещала: "Обращайся, вынесу с рынка все, что захочешь".
"Вынесу"? "С рынка"? Ну вот и дожили! Это как же надо поставить свой бизнес, чтобы уже и с подобных "развалов" стали что-то выносить? И я углубилась в нестройные ряды этого вещевого ноу-хау… Вот пожилая женщина перебирает на картонке, брошенной на асфальт… гору нижнего белья. Поймав удивленный взгляд, словно оправдываясь, говорит: "Такая дешевка на дороге не валяется, правда?". Выходит, все-таки валяется, во всех смыслах… Подняв одно из изделий, изучаю этикетку: слово, написанное латинскими буквами. Данные о составе материала, размере и производителе отсутствуют. Интересуюсь у девушки-продавца: "Откуда бельишко?". Ее лицо тут же теряет следы минимума обязательной благожелательности, превратившись в злую маску - девушка предпочитает игнорировать и вопрос, и меня.
Идем дальше. Вот - куча (!) свадебных платьев. Правда, желающих примерить или хотя бы прицениться к белым символам девичьей невинности увидеть не удается. Ведь мое изучение этого рыночного явления решительно пресекается делового вида мужчиной с чеканным профилем. Судя по виду, он явно "бригадир" этого "развала":
- Эй, зачем тут ходишь? Почему ничего не покупаешь, а только высматриваешь да выспрашиваешь? Зачем лезешь в наш маленький бизнес?
"Смотрящий" явно намекал, что мне надо убраться с контролируемой им территории. И пазлы увиденного начали складываться: торгующие на здешнем "развале" - никакие не мелкие предприниматели, а наемные работники, реализующие нехитрый товар, некоторые экземпляры которого, возможно, даже краденые. "Рабы" трудятся за скромный процент под строгим контролем "смотрящего". Тот - тоже не конечная инстанция, за ним - высшие покровители, наживающиеся на горах барахла. Иначе откуда бы в столице взяться столь ужасающему "развалу"? Неужто это возможно без "крыши"?
Поэтому-то и отошла торговка одеялом аж к остановке, чтобы подальше от "бригадира" "заныкать" пару-тройку десяток "сверху"… Сколько по такой же методе "заныкает" для себя "смотрящий" от своих высоких покровителей - неизвестно. Но судя по тому, как он активно пресекает все попытки что-то разузнать, в накладе тоже не останется. На вершине этой "пирамиды" - конечные выгодополучатели барахольного проекта, прикрывающие и обеспечивающие его жизнедеятельность…
Мифы и реальность
Нам внушали: вот, мол, какая хорошая штука -секонд-хенд. Ведь там, если постараться, можно найти добротные вещи, одеться стильно и недорого. И народ поверил настолько, что нынче трудно встретить нашего соотечественника, который хотя бы раз не был в такого рода торговой точке, хоть это и не принято особо афишировать.
Но беспощадная действительность подбрасывает все новые дилеммы, которые становятся порой безальтернативными. Ведь чтобы хоть как-то выжить, украинцам приходится определяться: тратить скудные средства на одежду или на еду? Закономерно, что выбирают питание. Мы становимся свидетелями того, что у подавляющего числа сограждан хронически не хватает денег, они вынуждены покупать только самое необходимое, "урезая" свои траты. И нынче мы вступаем в опасное состояние общества, когда весомой части потребителей уже не по карману даже покупки в магазинах б/у вещей…
Как результат, объемы продаж в большинстве секондов, по самым скромным подсчетам, рухнули на 30% (а по некоторым оценкам - на все 60-70%). Уже есть примеры того, как закрываются некоторые такие точки. Например, по соседству с нашим домом закрылся довольно неплохой секонд-хенд - хозяева сетовали, что "не давал" выторга. Так что миф о торговле б/у вещами, как о благополучном и безоблачном бизнесе, рушится. Впрочем, и "хоронить" его (при нынешнем, запредельном уровне количества тех, кто не может себе позволить покупку новых вещей в бутиках) пока все-таки рано. Опять же, оставим за скобками тот факт, что все большему числу людей уже не по карману даже поношенные вещи. Вот круг и замкнулся…
Тем не менее, сетевые магазины б/у вещей нынче присутствуют практически везде, и ни о каком массовом "сворачивании" этого бизнеса речь пока не идет. Наоборот, секонд - одно из немногих мест, где на фоне общего высокого уровня безработицы по стране можно без особых проблем все же трудоустроиться. Государству, попросту вышвырнувшему еще с начала 90-х ставших "ненужными" инженеров, учителей, рабочих на улицы, все недосуг обеспечить таких людей возможностью заработков. А как-никак этот бизнес обеспечивает рабочими местами более миллиона наших соотечественников. В системе секондов имеются "в свободном доступе" вакансии: сортировщиков вещей, кассиров, уборщиц, продавцов и проч. Причем, что немаловажно - с официальным оформлением.
Некоторые из секондов обустроены даже с размахом: несколько помещений, а то и этажей, где вещи рассортированы на две категории - подороже и подешевле. Стоимость первых может снижаться разве что в дни распродаж, а на вторые скидки случаются достаточно часто. Еще совсем недавно в таких точках можно было услышать столь желаемые многими покупателями объявления: "В течение 30 минут все вещи - с 30-процентной скидкой!". Правда, сейчас что-то не слыхать. Зато вездесущая инфляция проявляет себя и здесь: если раньше в последние дни перед завозом вещи распродавали от 5-6 грн, то теперь - вдвое (и даже более) дороже.
Постоянные клиенты из таких магазинов тоже никуда не делись. Это показательно в первые дни завоза новых коллекций. Только не думайте, что все стоящие в очередях, чтобы оценить новый "завоз", - это те, кто мечтает одеться дешево и красиво. Этот миф уже давно не выдерживает критики. Весомая часть таких покупателей - это представители т.н. "бизнеса на… бизнесе". Так же, как днище любого водного транспортного средства со временем обзаводится различными "наростами", так и эти люди нашли свою нишу в своеобразном бизнесе… на чужом бизнесе. Транспортные затраты, возня с оптовыми закупками больших мешков импортного шмотья, а главное - очень финансово рисковая игра в своеобразную лотерею "а окупится ли такой мешок?" этим людям не по плечу (или не по нраву). А вот прийти к открытию, отобрать мало-мальски приличную вещь, чтобы дома привести ее в надлежащий вид и выставить для продажи в Интернете как свою, - на такой нехитрый мини-бизнес желающих находится все больше.
В принципе, миф о том, что в секондах можно найти "фирменные" шмотки, - всего лишь миф. Достаточно проанализировать интервью не только владельцев бизнеса на б/у вещах, но даже рядовых реализаторов такого товара. Все они единодушно хвалятся, что не только сами, но и их родные, близкие поголовно одеты в "фирму", выуженную из секонда. Если же вы считаете, что после столь тщательных ревизий и вам что-то останется, то продолжайте заблуждаться. В лучшем случае вашим "уловом" может стать заношенная вещичка с затертым фирменным знаком…
"Изобилие" навыворот
Нынешний затянувшийся экономический кризис в корне поменял отношение наших соотечественников к товарам из "вторых рук". А как прикажете выживать, если цены в магазинах на подобные товары (в том числе и те, что предлагает отечественная легкая промышленность) не соответствуют большинству скромным семейным бюджетам? Привольно развернувшийся богатый рынок бывших в употреблении вещей в его сегодняшнем, гипертрофированном виде - это, пожалуй, самый точный индикатор нашей, хронически больной, экономики.
Само по себе постоянное, все более увеличивающееся в количестве, присутствие в нашей жизни различного рода секонд-хендов, "блошиных рынков", барахолок, вещевых "развалов", ломбардов и даже сайтов по торговле товарами, бывшими в употреблении, сколь бы убедительные и даже разумные аргументы в их необходимости и полезности не приводились, является, увы, свидетельством лишь одного - стремительного обнищания населения нашей страны.
Нельзя забывать и о том, что чем меньше работы будет у наших соотечественников (а сегодня тенденция довольно угрожающая, и на этом фоне мантры о предстоящем поднятии минимального уровня зарплат как о потенциальном супер-лекарстве от бедности украинцев на деле могут привести еще к большему числу безработных, которых попросту вышвырнут с занимаемых вакансий из-за невозможности им заплатить), тем большее число "клиентов" появится у дилеров подержанных товаров из Европы. Таким образом, однозначно плохая новость в том, что растущий, словно раковая опухоль, рынок б/у товаров в Украине становится уже не экономической, а социальной проблемой, которая требует разумного решения, пока мы не окончательно потонули в тоннах поношенного тряпья.
Последнее - отнюдь не гипербола. Ведь согласно статистике, на территорию Украины ежегодно завозится более 100 тыс. т б/у товаров. Ясное дело, что цифра эта весьма приблизительная, поскольку отражает только то, что официально "засветилось" на таможне. А сколько тряпья проскользнуло мимо таможенной статистики - остается только догадываться. Ну, предположим, что еще как минимум половина. Суммарно получается в год около 150 тыс. т, и налицо все признаки того, что такая тенденция будет не только продолжаться, но и нарастать…
По итогу, как минимум более 60% наших соотечественников носят одежду с чужого плеча, поскольку не могут позволить купить себе новую. Зайдите, например, в метро и внимательно присмотритесь: на людях - одежда старых фасонов и выгоревших цветов. В подавляющем большинстве наши дети, молодежь, пенсионеры, домохозяйки - все поголовно одеты в то, что недвусмысленно свидетельствует о "вторых руках". Словом, картина неутешительная.
Да и "старожилы" бизнеса на секонд-хенде настроены нынче, как никогда, пессимистично:
- Ведь ясно же, что за "щедрым" обещанием нашего правительства повышения минимального уровня зарплат вскоре последует жесточайшая инфляция, - комментирует ситуацию владелица одного из магазинов секонд-хенд, частный предприниматель Тамара С. - Сколько себя помню, всю жизнь работала в торговле, при СССР "доросла" до заведующей магазином хозяйственных товаров. В Украине, опираясь на свой богатый опыт, решила заняться частным бизнесом, открыть секонд-хенд. И дело, несмотря на первичный трудный период становления, все же пошло. Вот, хотела передать хорошо налаженный бизнес своей дочери. А теперь - что передавать? Валютный курс, по которому мы закупаем товар, нестабилен и постоянно рвется вверх. Помню, как раньше средняя цена, по которой я закупала товар и с которой платила налоги, была 2,9 долл. за кг (минимальная партия - 120-150 кг). Сегодня - почти вдвое дороже. Думаю, что ситуация с валютой, а значит, и с закупками подержанного товара, будет только ухудшаться.
Некоторые предприниматели, долгие годы строившие свой бизнес на секонд-хенде, сегодня остерегаются, что и обещанная Ассоциация с ЕС по итогу может стать причиной сворачивания их бизнеса из-за непосильного налогового пресса. Ведь затраты у них уже сейчас прогнозируемо увеличатся, а вот поднять цены на свой "бэушный" товар еще выше они уже не смогут, поскольку по нынешним расценкам он уже и так не всегда доступен беднейшей части населения.