МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА ЖЕЛАЕТ САТИСФАКЦИИ?

02 апреля, 2004, 00:00 Распечатать Выпуск № 13, 2 апреля-9 апреля 2004г.
Отправить
Отправить

Не так давно министр транспорта Украины Георгий Кирпа заявил, что строительство скоростной автомагистрали Киев—Одесса будет завершено до 24 августа текущего года, ко Дню Независимости Украины...

Не так давно министр транспорта Украины Георгий Кирпа заявил, что строительство скоростной автомагистрали Киев—Одесса будет завершено до 24 августа текущего года, ко Дню Независимости Украины. Многими это заявление было воспринято довольно скептически. Ведь не нужно перенапрягаться, чтобы припомнить его обещания открыть движение по новой автомагистрали к ноябрю, а затем к концу прошлого года, так и оставшиеся невыполненными. Следует полагать, что и Георгий Николаевич об этом не забыл. Но он пошел дальше и всего несколько дней спустя во всеуслышание уточнил: автобан будет сдан в эксплуатацию еще раньше, то есть до Дня Независимости! Трудно поверить, что Георгий Кирпа одержим стремлением к самодискредитации. Скорее, ему необходим реванш за прошлогодние невыполненные, пусть и по объективным причинам, обязательства. И, судя по всему, он твердо намерен его получить.

О пользе здоровых амбиций

В данном случае амбиции министра можно только приветствовать, так как они вполне отвечают государственным интересам. Напомним, что автомобильная дорога Киев—Одесса является отрезком 9-го международного транспортного коридора и транспортного коридора «Балтийское море — Черное море». Она обеспечивает сообщение между значительными промышленными, административными и культурными центрами Украины и морскими портами и зонами отдыха на побережье Черного моря, транзитные автотранспортные перевозки между балканскими странами, Россией, странами Балтии и Скандинавии. Но если на участках от Киева до Жашкова (138 км) и от Краснознаменки до Одессы (81 км) в свое время была проведена реконструкция под четырехполосное движение с соответствующим обустройством, то 235-километровый участок между Жашковым и Краснознаменкой оставался узким горлышком, в котором транспортный поток буквально застревал. Среднегодовая интенсивность движения здесь не превышала 34—40 тысяч автомобилей в сутки. А неудовлетворительные условия движения — снижение средней скорости до 30—50 километров в час, длинные затяжные уклоны продольного профиля дороги, перерасход горючего, усиленная амортизация подвижного состава и высокая аварийность — в значительной степени отвращают от этого маршрута транзитные перевозки. Ежегодные экономические потери вследствие этого составляют около 300 млн. гривен и имеют стойкую тенденцию к возрастанию.

В связи с этим назрела острая необходимость реконструкции существующей дороги. Настолько острая, что в мае прошлого года Верховной Радой Украины был принят Закон «О реконструкции и эксплуатации на платной основе автомобильной дороги Киев—Одесса на участке от Жашкова до Краснознаменки», предусматривающий выполнение работ с привлечением кредитных средств. Вслед за этим под патронатом Президента Украины началась разработка проекта реконструкции, а в июле того же года в соответствии с распоряжением Президента была создана Координационная комиссия по вопросам реконструкции упомянутого участка дороги. По ее поручению был разработан план организационных мероприятий по подготовке и проведению реконструкции, а Укравтодор, в свою очередь, создал рабочую группу по координации строительства и реконструкции и оперативный штаб. В Черкасской, Кировоградской, Николаевской и Одесской областях в соответствии с приказом Укравтодора создаются оперативные штабы по контролю за выполнением работ, использованием средств и т.п. Проектный институт «Укргипродор» в сжатые сроки и в полном объеме изготовил необходимую проектно-сметную документацию.

Как известно, распоряжением Кабинета министров Украины «Укрзалізниця» была уполномочена профинансировать реконструкцию и выступить ее подрядчиком на гражданско-правовых началах за счет привлеченных средств, в том числе путем выпуска облигаций, с компенсацией Укравтодором понесенных расходов до 2006 года. Во исполнение этого распоряжения в июне 2003 года между Укравтодором и «Укрзалізницею», службами автомобильных дорог в Черкасской, Кировоградской, Николаевской и Одесской областях (заказчик работ) и государственным территориально-отраслевым объединением «Юго-Западная железная дорога» (генеральный подрядчик) заключены договора на выполнение реконструкции объекта. На основании этого «Укрзалізниця» в 2003 году профинансировала за счет привлеченных средств и выполнила при участии субподрядных организаций работы по реконструкции автомагистрали на сумму 496 млн. гривен. Кроме того, уже в этом году ею профинансированы объемы работ еще на 165 млн.

По оперативным данным, за счет этих средств дорожно-строительные и специализированные мостостроительные организации выполнили общий объем работ на сумму 591,4 млн. гривен, что составляет 22% проектной стоимости объекта.

Берлускони нам поможет

По словам Георгия Кирпы, строительство четырехрядного автопути Киев—Одесса в прошлом году было попросту забюрократизировано. Поэтому отечественные банки из обещанного 1 млрд. гривен смогли предоставить только 500 млн., да и то лишь к концу года, когда из-за погодных условий темпы работ значительно снизились.

На строительстве наступило относительное затишье. Основное внимание было сконцентрировано на земляных работах, заготовке щебня. Продолжали работать мостостроители. А тем временем шли интенсивные поиски решения проблемы финансирования.

Во время своего официального визита в Украину глава итальянского правительства Сильвио Берлускони заверил Президента Украины в том, что его страна заинтересована в развитии наших дорог, следовательно, и в поддержке строительства автобана Киев—Одесса. Последовала командировка министра транспорта Украины в Италию, где переговоры были переведены в практическую плоскость. В результате осенью прошлого года Минтранс Украины и итальянская фирма Torno Internazionale Spa подписали рамочное соглашение, предусматривающее предоставление кредита в объеме 420 млн. евро. Согласно предварительно отработанной модели, 100 млн. будут привлечены за счет кредита правительства Италии на обсужденных условиях возвращения и 230 млн. — в виде кредитов коммерческих банков, которые будут погашаться за счет сборов от эксплуатации дороги.

Переговоры между обеими странами по привлечению кредитных ресурсов итальянских финансовых институтов на строительство автобана продолжаются и сейчас, поскольку сам процесс привлечения кредита довольно длительный. Итальянцы проводят аудит имущества, исследуют рынок, изучают наше законодательство. Условие кредита — предоставление скоростной автомагистрали в концессию. Речь идет о привлечении порядка 700 млн. евро. Но уже сейчас за счет итальянских инвестиций (проект финансируется тремя влиятельными банками Италии, которые должны выделить в общей сложности 420 млн. долл.) строительные работы возобновились в полном объеме на всем протяжении трассы.

В последний день марта стало известно о завершении переговоров Минтранса Украины с Европейским банком реконструкции и развития, результатом которых стала договоренность о получении кредитов на транспортные проекты, в том числе 150 млн. евро уже в этом году на строительство автобана Киев—Одесса.

И еще одна новость. На днях министр транспорта сообщил, что в ближайшем будущем появится еще один участник проекта — совместное литовско-финское предприятие, которое займется производством особо прочных минеральных добавок к дорожному покрытию. Участвовать в строительстве будут также специалисты Финляндии, Германии и Турции, которые уложат верхний слой трехслойного асфальтового покрытия на 282-километровом участке скоростной автомагистрали между Жашковым и Краснознаменкой.

Выводы из личных впечатлений

В начале этой недели Минтранс организовал ознакомительную поездку представителей СМИ на трассу будущего автобана. Следует сказать, что для этого было выбрано не самое удачное время. Накануне всю ночь шел дождь, поэтому большая часть строительной техники простаивала, так как работать на раскисшей земле было невозможно. Автобусу благородных немецких кровей, арендованному организаторами для доставки журналистов у одной из туристических фирм, после Жашкова стало явно не по себе в непривычных экстремальных условиях. Дорога, которая и до начала реконструкции представляла собой, по меткому определению классиков советской сатиры, тысячеверстную западню, еще больше прибавила в этом качестве. Бесконечные объезды, горы вывороченного грунта и щебня дополняли безрадостную картину. Но дождь прекратился, ветер стал подсушивать землю, и чем ближе к Умани, тем оживленнее становилось строительство. А когда колеса автобуса выехали на 30-километровый участок, на котором строители уже уложили два из трех слоев покрытия, журналисты, наконец-то, смогли по достоинству оценить плавность стремительного движения по дороге европейского качества. Даже при отсутствии чистового слоя асфальта.

Пояснения журналистам давали руководитель проекта автодороги Киев—Одесса Виктор Щербаченко и главный инженер государственной акционерной компании «Автомобильные дороги Украины» Александр Вишневский.

К настоящему моменту на всем протяжении автомагистрали выполнен основной объем подготовительных работ (перенос коммуникаций, снятие плодородного слоя почвы, вырубка растительности и пр.) на 41,6 млн. гривен, что составляет 72% предусмотренного проектом. Дорожно-строительные организации ведут работы по устройству земляного полотна, в ходе которых вывезено в выемки и насыпи 8542 тыс. кубометров грунта. В Черкасской, Кировоградской, Николаевской и Одесской областях уже идет обустройство дорожной «одежды» по новому проезду. Создано дорожное основание из щебня, шлака, постного бетона на 915 тыс. квадратных метров. На этих же участках уложено покрытие из асфальтобетона, в том числе нижний слой — 480 тыс. кубометров, верхний — 248,7 тыс.

Специализированные мостостроительные организации возводят все предусмотренные проектом мосты, путепроводы и другие сооружения, выполнив 44% проектного объема работ на сумму 100,7 млн. гривен. Уже к маю эти работы должны быть полностью завершены.

Всего к реконструкции привлечено около 40 украинских дорожно-строительных и мостостроительных предприятий, строительные подразделения «Укрзалізниці», железнодорожные войска, строительные фирмы из России, Турции, Македонии и других стран, а также автотранспортные механизмы подразделений ОАО «ГАК «Автомобильные дороги Украины» со всей страны. Сейчас на строящемся между Жашковым и Краснознаменкой участке сосредоточено 1684 единицы техники. Стройка приобрела интернациональный характер.

Кстати, о чем все же идет речь — о строительстве или реконструкции? Дело в том, что трасса будущего автобана далеко не везде совпадает с прежней дорогой. Она идет в обход многих населенных пунктов, следовательно, работы там ведутся с нуля. Там же, где старое дорожное полотно сохранилось в более-менее приемлемом состоянии, оно используется как основа для скоростной магистрали, но во многих местах строителям приходится полностью снимать существующее покрытие и укладывать новое. Значительно преобразуется и продольный профиль дороги. Сглаживаются крутые подъемы, подсыпаются спуски. Ведь расчетная скорость движения составляет 150 километров в час, поэтому все перепады рельефа должны быть максимально сглажены. Вдоль разделительной полосы всей трассы и на ее обочинах будет установлено ограждение, а в местах, где дорога приближается на расстояние менее 50 метров к жилым помещениям, предусмотрены шумопоглощающие щиты.

К строительству альтернативной бесплатной дороги строители приступят после введения в эксплуатацию скоростной. А до того времени, как подчеркивает Георгий Кирпа, проезд по автобану будет бесплатным. Это предусмотрено Законом Украины «О концессиях». Как утверждают в Минтрансе, альтернативная дорога будет построена в более короткие сроки и обойдется значительно дешевле скоростной магистрали, так как на ее строительстве будут использоваться более простые технологии. Прибыль же автобан станет приносить через пять-шесть лет, поскольку через 9-й международный транспортный коридор ожидаются большие транспортные потоки.

Уверенность Георгия Кирпы в том, что автобан Киев—Одесса будет задействован уже летом этого года, базируется на мощном потенциале человеческих, материальных и технических ресурсов, привлеченных к строительству. Главная движущая сила здесь — деньги. Они найдены, а люди, вооруженные современной техникой и получившие, наконец, возможность трудиться в полную силу после долгих лет экономического упадка и вынужденной бездеятельности, не намерены считаться со временем.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК