Граждане смогут защитить себя от обмана власть имущими, если народные депутаты примут новую редакцию закона «О телекоммуникациях»
В уважаемом «Зеркале недели» №38 от 13 октября с.г. был опубликован довольно актуальный материал Семена Степанчикова «Коммутация портфелей», в котором читатели среди множества фамилий увидели и мою. В конце этой информативно интересной публикации, где представлены почти все важные лица из отрасли связи, журналист утверждает, что «по-настоящему стратегической программы развития телекоммуникационной сферы нашей страны не предложил никто... Главная причина — политические элиты до сих пор далеки от понимания того, что происходит в отрасли». Свой материал С.Степанчиков заканчивает так: «...должен же в доме быть хозяин...»
Считаю, что автор несколько недооценивает состояние дел: многие из тех, кто относится к так называемой элите, хорошо понимают, что происходит в информационно-коммуникационной сфере. Существуют и подробно разработанные варианты стратегий. Уверен, что развитие систем информации и связи дает государству огромные возможности роста ее экономики и является основой украинского национального возрождения.
Почта, телеграф, «телеком»...
Нынешнюю общественно-экономическую формацию в Украине можно охарактеризовать как анархически-клановую «демократию», основной составляющей которой является легитимный беспорядок. В этой ситуации особое значение приобретают взаимосвязанные коммуникации, то есть системы информации и связи. Которые могут или способствовать просвещению и осознанию гражданами их прав и обязанностей с позиции правды, или просто и примитивно этих граждан обманывать.
Девяносто лет назад, во время октябрьского переворота в Петрограде, главной задачей большевиков был захват коммуникаций: почты, телеграфа и вокзала. Основной задачей современных мятежников тоже является захват коммуникаций, а точнее, информационно-телекоммуникационных систем (ИТС).
Ведь если 90 лет назад актуальным был лозунг «Кто возьмет столицу, тот захватит страну», то сегодня — «Кто будет держать коммуникации, будет держать нацию». Ведь как и почти сто лет назад (а сейчас и подавно), власть имущим всегда и в первую очередь нужны органы и инструменты для навешивания лапши на уши доверчивых граждан. А для «недоверчивых» устраивают «специальный режим неблагоприятствования».
Есть, конечно, и другое назначение инфокоммуникационных систем — быть основным средством для принятия эффективных решений. Но когда знаешь нашу власть изнутри, мало верится в то, что их будут использовать по прямому назначению.
Если сейчас не разорвем этот порочный круг легитимного беспорядка, одурачивание будет более успешным еще и потому, что есть немало заинтересованных в сохранении существующего кулуарно-теневого порядка принятия важных государственных решений на основе так называемых договоренностей. Многим нуворишам и их прислуге выгодно игнорировать любой закон или совсем его не иметь, или же иметь такой никчемный закон, который действительно уж лучше игнорировать.
«Укртелеком» как зеркало беспорядка
Объемы услуг, предоставляемых отраслью связи в Украине, каждый год увеличиваются почти на треть и составляют сейчас около 40 млрд. грн. По официальной статистике, только за девять месяцев с.г. предприятия связи заработали 31 млрд. грн. Или, по другим оценкам, создали почти 10% ВВП государства. Иностранные инвестиции в эту отрасль Украины составляют около 1 млрд. долл. США.
Самым привлекательным видом деятельности в сфере ИТС является предоставление услуг беспроводной связи, где возможный общий доход компаний оценивается экспертами на уровне 20 млрд. грн.
Хотя еще до сих пор в столице можно увидеть, как связисты тянут медные провода, общая тенденция перехода на оптоволоконные и беспроводные системы является преобладающей и прогрессирующей. Однако не закончилась и эра проводной связи. Один лишь «Укртелеком», на который приходится рыночная доля фиксированной связи около 80%, имеет с этого ежегодно 5—6 млрд. грн. доходов. Не спешат с полным переходом на «эфир» и в развитых странах Европы. Например, если Голландия «поведена» (в положительном смысле) на оптике, то в Германии до сих пор не отказываются от столетних традиций медной пары.
Однако в телекоммуникационной сфере Украины сегодня уже известно около 40 отдельных рынков телекоммуникационных услуг, на которых работают около 5 тыс. компаний, использующих проводную и беспроводную связь. Появляются новые направления предоставления услуг. Например, еще пять лет назад не было рынка магистральных сетей. Сейчас уже есть возможность стыковать отдельные хорошо разветвленные оптоволоконные сети разных операторов в интеллектуальные системы более высокого уровня качества.
Впрочем, далеко не все эксперты разделяют распространяемое некоторыми политиками мнение, что продажа «Укртелекома» может принести значительные денежные поступления в государственный бюджет. Уже сейчас прибыльность этой крупной государственной корпорации, где работают около 140 тысяч человек, уменьшается почти на 25% каждый год.
Если даже кто-то и выкупит этого монстра хотя бы за символическую цену в 1 грн., как продавали «телекомы» в Германии, то он столкнется с серьезными проблемами по реорганизации. Потому что будет вынужден в пять-шесть(!) раз сократить персонал, оставив лишь такие прибыльные подразделения, как международная связь, мобильная связь нового поколения и еще некоторые услуги. А это, в свою очередь, приведет к всплеску социальной напряженности в отрасли.
Время от времени «Укртелеком» «уговаривает» государство, и оно поднимает тарифы на некоторые виды услуг. Что позволяет компании замаскировать значительные потери и ежегодно получать почти 1,5 млрд. грн. от других телекоммуникационных компаний лишь за взаимосоединение, транспорт между операторами, пропуски в международные сети.
«Укртелеком» целесообразно было бы разделить на несколько конкурирующих компаний, как это в схожей ситуации в свое время сделали в США и некоторых европейских странах. Это привело бы к росту конкуренции и уменьшению расходов населения на услуги связи.
А пока «развитием» отрасли занимается правительство Виктора Януковича, которое широко разрекламировало государственную программу под лозунгом «Телефон — в каждый дом». Правда, очередь на телефон давно никто не пересчитывал, потому что все люди, находившиеся в ней, наверное, уже давно получают услуги от других операторов фиксированной связи, операторов CDMA или имеют обычные мобильники.
Тем не менее торжественно обещанное вице-премьером г-ном Клюевым — «ежегодно выделять 240 млн. грн. для удовлетворения потребностей граждан в телефонизации» — планируется реализовать исключительно через «Укртелеком», без какого-либо конкурса. А львиная доля этих денег должна пойти на финансирование частной компании «Ай-Ти-Си» — известного оператора связи в стандарте CDMA, с которым связаны семейные интересы самого вице-премьера Клюева и заместителя министра транспорта и связи Леонида Нетудыхаты.
Потребитель прав
Действующий Закон «О телекоммуникациях», введенный в действие в январе 2004 года, отражает ситуацию и ее понимание разработчиками на рубеже столетий. Закон был суммой компромиссов и учел лишь те рекомендации ЕС о путях развития этой отрасли связи в Украине, которые считались для нас актуальными на тот момент. С января 2005 года, согласно закону, должна была действовать и Национальная комиссия по регулированию связи (НКРС).
Сейчас к функциям НКРС относятся выдача лицензий и разрешений на пользование ограниченным радиочастотным и номерным ресурсами, создание условий для удовлетворения спроса населения на услуги связи, надзор за соблюдением законодательства участниками рынка телекоммуникационных услуг и почтовой связи и полномочия применять санкции к нарушителям.
Но не всем в стране понравилось создание органа с подобными полномочиями. Сначала работа НКРС была заблокирована из-за внутреннего конфликта. А в апреле 2007 года президент Украины В.Ющенко не согласился с нормами Закона «О Кабинете министров Украины», в котором, в частности, к компетенции правительства отнесено право назначать состав коллегиальных органов исполнительной власти, а следовательно, и состав НКРС. Фактически глава государства закрепил в сфере телекоммуникаций существующий беспорядок. Хотя, по моему убеждению, назначенные правительством члены НКРС — настоящие профессионалы, порядочные люди с положительным авторитетом в отрасли.
Неужели комиссия наконец-то заработала эффективно? Напрасные надежды. Даже не принимая во внимание тот факт, что в начале ноября Конституционный суд отказал президенту в рассмотрении его представления, в котором он оспаривает действия правительства по кадровым назначениям и организации деятельности НКРС, из рукава секретариата президента достается еще одна карта, а именно — судебный иск «карманного» ООО «АнТ», о чем шла речь в номере «Зеркала недели» за 3 ноября с.г. в материале «Скрипач не нужен... Руками президента кто-то создает на телекоммуникационном рынке управляемый хаос».
Интересно, что на заседание Окружного административного суда 5 ноября по иску этого общества явились в качестве «дирижеров» (без какого-либо предварительного определения суда по ходатайству сторон) не только бывшие члены НКРС, но и представитель секретариата президента, подчеркнув свое «небезразличие» к делу ООО «АнТ». Интересным выглядит и решение судьи об обеспечении иска (применение меры пресечения в деле), которым он запрещает проведение заседаний НКРС без рассмотрения дела по сути и принятия во внимание решения Конституционного суда. Ведь судья в обеспечение иска выносит решение, которое и является предметом самого иска (!), без его рассмотрения в заседании.
Становится понятным, откуда и каким образом управляется беспорядок...
Результаты введения в действие любого закона граждане воспринимают с позиций личного интереса: «А что он мне дает (улучшает, содействует, укрепляет)?»
Например, каждый абонент, пользуясь своим стационарным домашним телефоном, хочет иметь возможность в любой момент свободно выбрать себе оператора междугородной и международной связи с самой низкой ценой, наиболее высоким качеством услуг и более широким их ассортиментом. Сейчас он такой возможности не имеет, поскольку привязан к государственной монополии «Укртелекома».
Более того, потребителя сознательно продолжают удерживать в системе монополий. Ведь сейчас, если вы приобрели стартовый пакет какого-либо мобильного оператора и получили телефонный номер, но по каким-то причинам хотите перейти на обслуживание к другому оператору, вы должны снова начинать с нуля, то есть с покупки нового стартового пакета. Как будто на другой планете...
А почему, спрашивается, нельзя использовать предыдущий номер, тем более что он уже указан в справочниках, на визитках, в мобильниках коллег и знакомых? Почему, выезжая в село, где нет покрытия от вашего «МТС», но есть от «Киевстара», вы не можете воспользоваться своим телефоном? Там что, уже другая галактика? Почему абонент не может иметь единый персональный номер, с которым сможет получать телекоммуникационную услугу от любого оператора в сетях общего пользования, или, например, почему бы на этот номер не получать электронную почту?
Или если вам вдруг понадобилось войти в Интернет, доступ к которому вы предварительно не заказывали. Вам удобно войти на короткое время с любого телефона или компьютера, получить услугу, выйти и рассчитаться.
Это только отдельные примеры. Нынче все эти услуги вполне возможны технически, но фактически невозможны по причинам организационно-административным, а точнее, из-за клановых интересов отдельных собственников компаний и равнодушия государства к потребностям граждан.
Системный программный документ уже есть!
Внедрение новейших технологий и развитие рынка услуг на основе современных ИТС требует соответствующего правового регулирования и создания условий для выхода на рынок новых компаний с более прогрессивными, более привлекательными для граждан предложениями.
Именно такие благоприятные условия создаются в случае принятия Верховной Радой двух взаимосвязанных проектов законодательных актов — Закона Украины «О телекоммуникациях» в новой редакции и Закона Украины «О Национальной комиссии по регулированию связи Украины». Оба закона были зарегистрированы в ВР еще в феврале 2007 года и, в случае их принятия и введения в действие, создавали наиболее современную рыночную среду самого высокого мирового уровня, значительно повышали технический и организационный уровень предоставления услуг, расширяя их ассортимент и повышая качество продукта в системе ИТС, обеспечивали защиту прав потребителей и условия справедливой конкуренции.
Но разве сейчас в Украине находят поддержку попытки обеспечить защиту прав потребителей, справедливую конкуренцию и расширение ассортимента качественных услуг? Тем более что общеобразовательного уровня некоторых наших парламентариев едва хватает на то, чтобы нажимать клавиши на своем мобильнике…
Словом, оба закона не были рассмотрены даже в профильном комитете ВР прошлого созыва, хотя и получили одобрительную оценку 27 организаций, экспертных советов и авторитетных специалистов отрасли. Значит, снова эти два важных законодательных документа должны встать в очередь. А чтобы их тормозить, в свою очередь также встали и те же кланы.
По моему глубокому убеждению, Концепция развития телекоммуникаций в Украине до 2010 года, одобренная правительством в июне 2006 года, и указанные выше проекты двух законов сегодня и являются реальной стратегической программой развития телекоммуникационной сферы.
Прежде всего они предусматривают создание равных условий деятельности для любых операторов и любых технологий связи, развитие рыночных механизмов в сфере телекоммуникаций, а не развитие хитрых «государственных программ».
Понятно, кому мешает эта стратегическая программа. Досадно также, что мое обращение в апреле этого года к президенту В.Ющенко с просьбой оказать содействие рассмотрению и принятию этих стратегически важных законов было оставлено без внимания. Правда, не остались без внимания подковерные попытки власть имущих держать под контролем ресурсы ИТС и соперничество кланов за право назначать персональный состав НКРС. Следовательно, разрубить этот гордиев узел важных государственных проблем в ближайшее время так и не удастся.
А жаль, поскольку, например, новая редакция закона «О телекоммуникациях», как видим из его преамбулы, «…является системным программным документом, определяющим полномочия государства по управлению, развитию и регулированию указанной деятельности». Он едва ли не впервые в практике нашего законодательства предлагает исчерпывающую характеристику понятий, отношений, возможностей, требований и взаимосвязи всех элементов ИТС в комплексе. Вместе с тем этот закон в некоторой степени выполняет функцию практического пособия по хозяйственной деятельности на длительную перспективу.
Считаю честью и своей обязанностью в новом созыве Верховной Рады работать в составе комитета по вопросам транспорта и связи и отстаивать необходимость принятия стратегической программы развития и наведения порядка в телекоммуникационной сфере.
Прав г-н С.Степанчиков — «должен же в доме быть хозяин...»
Да, должен. Но этот хозяин в украинском доме должен быть украинским.