Меморандум об упрощении электронной отчетности. Между строк - Бизнес - zn.ua

Меморандум об упрощении электронной отчетности. Между строк

28 февраля, 2014, 18:50 Распечатать

При получении ключей в аккредитованном центре сертификации ключей информационно-справочного департамента Государственной налоговой службы вам выдадут брошюру "Инструкция пользователя" с содержательной фразой в конце: "Остались вопросы?". Так вот, вопросы у нас действительно остались.

При получении ключей в аккредитованном центре сертификации ключей информационно-справочного департамента Государственной налоговой службы вам выдадут брошюру "Инструкция пользователя" с содержательной фразой в конце: "Остались вопросы?". Так вот, вопросы у нас действительно остались.

Первый — организационный. Из которого существенным образом вытекает дальнейшая судьба налогоплательщика. Аккредитованный центр сертификации функционирует внутри налоговой службы на правах автономной структуры центрального подчинения. Этакое государство в государстве. В самом этом обстоятельстве еще ничего плохого нет. Ребята молодые, вежливые, вышколенные. Не то что закоренелые ветераны фискального поприща. Был несказанно удивлен, когда "модератор" живой очереди в это заведение "за просто так" раздавал бланки заявлений на получение электронного ключа (для тех, кто не "скачал" их заранее — из интернета). В живой беседе этот милый "модератор" даже по секрету сказал, что если люди преклонного возраста будут настаивать, они могут сделать им на своем ксероксе даже копию паспорта. "Но вы же понимаете, мы не можем об этой потенциальной возможности во всеуслышание заявить, нам просто не выделяется для этого средств. Даже обычной бумаги. Поэтому действуем так — по доброму согласию сторон. Ради всеобщего блага".

По странному стечению обстоятельств этот милый "модератор" считал, что "теперь таким образом действует вся налоговая. При необходимости вы можете попросить у администратора чистый бланк декларации". И тем засвидетельствовал свою дремучую непосвященность в жизненные реалии того самого "Центра обслуживания налогоплательщиков", на территории которого формально находится.

При этом надо отдать должное — после реформы всякого рода торговцев "бланками", "копиями" и "методическими рекомендациями" из налогового храма наконец выгнали. Отчасти они переместились "за угол", а отчасти надобность в их содействии просто отпала. По причине свободного электронного доступа к нужной информации.

Но мы пока — об аккредитованном центре. Его управленческая автономия привела к тому, что руководителям налоговых инспекций на местах поставлена глобальная задача — "стимулировать переход на электронную отчетность всеми возможными способами". Например, путем открытого (и совершенно незаконного) непринятия деклараций в письменном виде. Ладно бы дело касалось деклараций, сопровождающихся значительным объемом детализированных данных, как то отчеты по Единому социальному взносу или Реестр налоговых накладных по НДС. Однако в очередь скопом гоняют частных предпринимателей с единственной цифрой оборота за квартал. Рядом стояла бабушка и скромно причитала: "Это что ж такое творится? В прошлом году оформляла электронную подпись, теперь у меня один отчет в год, и после этого снова ее оформлять?". Понятно, что реальную хозяйственную деятельность ведет, например, ее сын. Но саму бабушку-частного предпринимателя по поводу проставления электронной подписи на единственный отчет в год безмерно волновал вопрос, можно ли будет очередной сертификат записать на тот же компакт-диск, чтобы новый не покупать? Вся очередь уныло усмехнулась. А молодые ребята из "аккредитованного центра" разошлись в понимании проблемы: один сказал — "нет", другой сказал — "попробуем". Спасибо им за терпимость. Но с точки зрения налоговой бюрократии это не смешно. Бывают самые разные случаи подачи отчетности, а скопом загонять всех в счастливое будущее мы как-то уже пробовали.

Увидев живую "бесплатную" очередь часа на четыре (правда, не во все времена, а лишь в период сдачи отчетности или руководящих указаний "не принимать в печатном виде"), многие с радостью соглашаются на платное оформление той же электронной подписи. В качестве маленького довеска к покупке лицензии на коммерческую программу. И тут возникают другие вопросы. Полномочия бесплатного аккредитованного центра налоговой службы заканчиваются на проблеме выдачи ключей. В качестве сопутствующего программного продукта вам предложат "Надежное средство электронной цифровой подписи "IIT Користувач-1", написанное программистами для программистов и позволяющее "проверить целостность электронной подписи", "наложить электронную подпись", "зашифровать отчет", "расшифровать отчет". Глобальной цели "сдать отчет" в нем не наблюдается. Даже для того, чтобы заключить стартовое соглашение о взаимном признании электронных документов, вам предложат воспользоваться иными средствами. Причем в полномочия "аккредитованного центра" это уже не входит.

Самое интересное, что в январе, в период массового силового стимулирования налогоплательщиков к переходу на электронную отчетность (!) никакого собственного бесплатного программного продукта, приспособленного к новому формату криптографических сообщений с использованием двух сертификатов, у налоговой службы не оказалось. На официальном сайте всех встречало сообщение: "Внимание! В связи с окончанием технической поддержки и переходом АЦСК ИДД Миндоходов на новые форматы криптографических сообщений, программное обеспечение "ДПС захист звітності" не используется для заключения договоров "О признании электронных документов" и подписания электронной отчетности. Просим использовать другое программное обеспечение". А в "аккредитованных центрах" налоговой службы по концу процесса выдавали методичку с указанием вполне коммерческих программ, доступных к использованию в рамках "Меморандума по улучшению процесса предоставления отчетности, внедрения электронных сервисов и развития электронного документооборота".

В этом смысле сложилось впечатление, что сама суть "Меморандума…" между радетелем государственных интересов (Миндоходов) и разработчиками коммерческого ПО состоит примерно в следующем: вы не обижаетесь на нас, что мы подорвали ваш бизнес по платному предоставлению ключей, но мы оставляем у себя некоторые внутренние сложности в использовании бесплатного программного обеспечения, благодаря чему к вам по доброй воле побежит множество отчаявшихся налогоплательщиков. Вам — бесплатная реклама, нам — сдача отчетности.

Собственно, рекламный слоган на титульной странице соответствующих коммерческих сайтов начинается так: "У вас сложился страх перед официальным программным обеспечением? Тогда добро пожаловать к нам. Мы позволим вам "одним кликом" сделать все и сразу…". И ведь действительно позволяют. Информационные технологии (взаимодействия с пользователем и защиты) у них разные, но в конченом счете, действительно, — "одним кликом"…

А вот при выдаче "сопутствующих методических материалов" в уполномоченных центрах налоговой службы почему-то забывают указать, что все это — условно-бесплатные программы. То есть вы можете пользоваться неким набором функций на бесплатной основе, но самому обладателю программы на бесплатной основе вы не интересны. Будьте готовы — если у вас возникнут трудности, и вы обратитесь на линию консультаций — услышать формально-обескураживающий ответ вроде того: "Проверьте свои электронные ключи в том месте, где вы их получали". А сам АЦСК ИДД Миндоходов посоветует вам проверить целостность ключей с помощью своей заумной программы "IIT Користувач-1" и скажет, что его функции на этом заканчиваются. То есть до выхода в феврале и в тестовом режиме (!) бесплатного ПО "Единое окно подачи электронной отчетности" всем предлагали по очереди попробовать коммерческие iFin Zvit, Sonata и так далее по списку. Дай Бог, в какой-то на бесплатной основе все это и получится... "Ой, вы знаете, вот в этой программе вчера все это на бесплатной основе работало, но сегодня попробуйте другую…". Зато коммерческие разработчики за отдельно уплаченные деньги всегда готовы разбираться в стыковке всех этапов вплоть до конечного результата.

И как-то странно выглядит абсолютное рекламное молчание по поводу "Электронного кабинета налогоплательщика", способного по заложенным в него принципам убить раз и навсегда все сопутствующее программное обеспечение. Быть может потому, что истинные ценности, к тому же создаваемые на средства Мирового банка, в рекламе не нуждаются. Ибо "Кабинет налогоплательщика" предоставляет прямой доступ к базе данных налоговой службы практически на уровне инспектора. С единственным ограничением — по своему предприятию. При входе вас попросят представиться своим электронным ключом. Далее — свободный просмотр и сдача своих отчетов, а в перспективе — такой же свободный просмотр своих расчетов с бюджетом. Никакой необходимости хранить электронные бланки, копии отчетов или квитанций об их приеме. Обо всем этом позаботится любимый сервер налоговой службы. На который в любой момент можно войти и убедиться в статусе и сохранности документов. Даже нечего добавить.

Хотя нет, есть что. Почему-то предлагаемые бланки документов по старой бюрократической традиции привязываются к их бумажному виду. А "бумажная логика" в компоновке строк и колонок у нас всегда была "потрясающей". Имеет ли смысл все это наследовать при электронном заполнении документа? Существует точка зрения, что как раз в данном случае логику следует отдать программистам. Которые будут формировать бланк из "информационных полей", а не дизайнерских элементов.

Такое вот получилось дополнение к "Инструкции пользователя". В том самом разделе "Остались вопросы?".

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №15, 21 апреля-27 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно