Прошло целых 20 лет, прежде чем Мариупольский порт перекрыл собственный рекорд грузопереработки в 12,0 млн. тонн, переработав в 2002 году 13,7 млн. тонн различных грузов. Это был серьезный успех. И он не пришел сам по себе. Чтобы его достичь, потребовались умение прогнозировать ситуацию на ряд лет вперед, опираться на точный и трезвый экономический расчет. Потребовалось построить современные причалы, которые могут принимать современные суда, склады, модернизировать перегрузочную технику, позаботиться об обеспечении безопасности мореплавания, улучшении экологии, не забыв при всем этом об условиях работы и быта трудящихся. Все это в свой актив может записать нынешний начальник Мариупольского порта Михаил Дергаусов.
За годы экономической самостоятельности порт приобрел три 16-тонных и один 150-тонный плавучий кран, портальные краны «Кировец», «Азовец», козловой контейнерный перегружатель, модернизировал 17 портальных кранов и множество другой техники. Целый ряд объектов производственного назначения введен в эксплуатацию лишь за прошлый год, среди них:
— причал № 17 с большими складскими площадями, который оборудован всем необходимым для интенсивной обработки судов, в т.ч. двумя модернизированными контейнерными перегружателями, способными перегружать не только контейнеры, но и генеральные и навалочные грузы;
— «узкий пирс» с двумя глубоководными причалами, длиной свыше 200 метров каждый, для переработки универсальных грузов;
— реконструированный причал №10 для переработки возросшего объема металлопродукции. На причале установлены два вновь приобретенных портальных крана «Марк 40»;
— открытый склад для хранения пустых контейнеров, позволивший высвободить складские площади для переработки больших объемов грузов непосредственно в приграничной части.
Большие средства порт затрачивает на поддержание глубин на 16-километровом подходном канале, у причалов и в акватории порта. Портовики понимают: не будет глубин — не будет и флота, а потому выделяют на поддержание глубин в пределах 20 млн. грн. ежегодно.
Улучшению условий мореплавания способствует оснащенный самым современным оборудованием Центр регулирования движения судов. Он также введен в эксплуатацию в прошлом году.
А вот новый глубоководный причал № 18 — это уже «новинка» нынешнего 2003 года. Предназначенный для переработки универсальных грузов, он оснащен новым уникальным портальным краном «Марк 45-1». Заканчивается монтаж второго крана — «Марк 45-2».
Но это только часть плана коренного обновления порта. Нынче разрабатывается проект строительства нового глубоководного причала № 19 за счет отвоёванной у моря территории, идет реконструкция причалов №№ 1 и 8.
Порт постоянно обновляет вспомогательную перегрузочную технику: автопогрузчики, тягачи, бульдозеры, автомашины и пр. И всё это — исключительно за счет средств, заработанных коллективом.
Постоянно улучшаются условия быта и работы портовиков. Реконструированы все бытовые здания, служебные помещения оборудованы современной техникой. Руководство предприятия позаботилось и о такой, на первой взгляд, мелочи, как качество питьевой воды для работников: запущена в эксплуатацию установка по ее глубокой очистке, вода доставляется прямо на рабочие места.
Проблемой для порта являются суровые зимы, когда полностью замерзает Азовское море и подходной канал сплошь забит льдом. В такой сложной обстановке без мощного специального ледокола не обойтись. А отслуживший полстолетия старенький ледокол «Капитан Белоусов» уже давно просится на «заслуженный отдых». В течение десяти лет порт как государственное предприятие ставил перед министерством вопрос о приобретении нового ледокола, однако он все никак не решался.
И наконец, «лед тронулся». 6 октября с.г. в Феодосии на заседании «Укрморпорта», возглавляемого генеральным директором А.Манучаровым, был одобрен план производственной, финансово-экономической и инвестиционной деятельности порта на 2004 год и одновременно поддержана просьба о выделении средств на покупку нового ледокола. Выделен первый денежный транш в размере 13,0 млн. грн. для внесения первого взноса.
Коллектив уверен, что ГО «Укрморпорт» будет действительно содействовать развитию портов, помогать решению их проблем, поддерживать их усилия, направленные на благо государства.