Украинских производителей настойчиво призывают выходить на рынки ЕС. Не проходит и дня, чтобы на эту тему не проводились какие-то семинары или круглые столы. Подтверждают свои призывы цифрой, что по итогам девяти месяцев 2014 г., благодаря одностороннему открытию западноевропейского рынка, украинские производители на четверть увеличили экспорт своих товаров в страны ЕС. Этот рост в определенной степени компенсирует потери Украины в экспорте в РФ.
Правда, забывают добавить, что эти успехи - на счету самых крупных компаний, и ранее неплохо чувствовавших себя на рынке ЕС. В то время как малый бизнес о таком даже не мечтает. Ему и на собственном рынке не весьма комфортно.
У того, кто не знает, куда плывет, никогда не будет попутного ветра
На одном из таких семинаров во Львове побывали сельхозпроизводители с Херсонщины. Из-за прекращения поставок продукции в Крым они вынуждены были искать для себя новые рынки сбыта. Выручил львовский оптовый рынок "Шувар". Именно через него предприниматель с Херсонщины Валерий реализовал в Польше большую партию арбузов. Он считает, что поляков взяли качеством и крайне низкой закупочной ценой. Конечно, без польского оператора у него ничего бы не вышло.
По его мнению, сегодня на европейском рынке украинская продукция неконкурентна ни по цене, ни по стандартам, ни по другим критериям. Каждая европейская сеть ставит четкие требования к качеству, графику поставок. За все отклонения выставляются штрафы. Пробиться на европейский рынок украинским экспортерам самостоятельно практически невозможно. Даже несмотря на привлекательные цены, европейские менеджеры ссылаются на евростандарты. Чтобы рассчитывать на реализацию своей продукции, украинцам приходится искать польских операторов и передавать им свой товар. Но и это касается крайне узкого ассортимента.
Кстати, в такой же ситуации находятся даже фермеры из Латвии, члена ЕС. Как рассказал в интервью газете "Бизнес-вести" руководитель Клуба предпринимателей "Рижская марка" Нормунд Штале, когда латвийцам говорят, дескать, смотрите на другие рынки, - то это весьма упрощенный, поверхностный взгляд со стороны. Это своего рода иллюзия. "Рижская марка" хотела открыть в Европе стенд экологически чистых продуктов, и латвийские предприниматели, вложившие средства, даже были готовы провести разведку боем. Но им четко сказали: если хотите торговать в том же Берлине, вам следует обзавестись партнером-немцем, который адаптирует этикетку под местный рынок. Если на ней будет информация, что товар произведен в Восточной Европе, его никто не купит. Так работает внутренний протекционизм. По его словам, есть предложения по Беларуси, но там будет крайне сложно конкурировать с местным товаром, который в два раза дешевле.
Поэтому украинским фермерам необходимо повышать производительность труда, урожайность, придерживаться технологии производства и пр. Без государственной поддержки не обойтись. Европейский рынок чрезвычайно сложен.
Фермерское хозяйство "Лелик" - одно из самых лучших на Львовщине. В настоящее время фермер арендует у селян 339 га земли, на которых выращивает пшеницу, рожь, овес и кукурузу, имеет семенное хозяйство. Также содержит 200 голов скота, из них 100 - дойные коровы. Благодаря сотрудничеству с рынком "Шувар" ежедневно реализует около 1,5 т молока и молочных продуктов. В этом году предприятие продало 200 т семенного материала. Но о выходе на зарубежные рынки пока что не думает. "Нам бы на своем удержаться", - говорит руководитель предприятия Петр Лелик.
Продукции можно было бы вырабатывать и больше, но для этого нужны оборотные средства, современная техника. Сегодня на предприятии задействована преимущественно техника советского производства. Новая стоит чересчур дорого. К тому же в Украине кредиты на приобретение сельхозтехники банки выдают не более чем на три года. И это при том, что кредит на легковой автомобиль можно взять сроком на пять–семь лет. Таким образом, подытоживает фермер, если бы костяк хозяйства не составляли члены его семьи, сегодня не было бы о чем говорить.
Свое видение проблем сельхозпроизводителя - у директора департамента экономического развития, аграрного рынка и инвестиционной политики Минагрополитики Виталия Саблука. По его словам, мелкие самозанятые производители вырабатывают 70–80% сельхозпродукции. Сегодня на шести миллионах гектаров 9 млн самозанятого населения вырабатывают, фактически, столько валовой продукции, сколько крупные компании на 32 млн га. Но если посмотреть, сколько бюджетных средств за все годы независимости было направлено в этот сегмент рынка, то увидим, что все они, как правило, доставались большим компаниям. "Людям дали землю и создали все условия, чтобы ее забрать. Чтобы они не смогли ее обрабатывать. Счастье, что часть из них как-то справляется с этим", - посочувствовал мелким хозяевам В.Саблук.
Самая большая ошибка государства, по его мнению, в том, что у мелких самозанятых лиц на законодательном уровне до сих пор нет статуса товаропроизводителя. В качестве образца можно взять европейскую систему единого разрешительного универсального документа с декларированным принципом начала работы. Это даст возможность фермерам получить доступ к кредитам, поможет интегрироваться в рынок. Сегодня у них весьма малые шансы реализовать свою продукцию за границей. Чтобы они стали конкурентоспособными на рынке, их необходимо объединять в кооперативы. В Украине много продукции реализовывается на сельхозрынках, где можно продать любые товары. В странах ЕС такое невозможно.
Еще один острый вопрос - нехватка инфраструктуры, хранилищ, дорог. Но это весьма дорогое удовольствие. Например, открытие такого рынка, как "Шувар", будет стоить, по меньшей мере, 20 млн долл. Но именно в таких объектах сейчас больше всего нуждается малый и средний бизнес.
Например, из-за отсутствия хранилищ в Украине ежегодно пропадает много картофеля. Вот и в нынешнем году, благодаря мелким сельхозпроизводителям, в Украине выращено 23 млн т картофеля. Но сохранить товар, продавать его потребителям по выгодным для себя ценам они не могут. Нет современных хранилищ. Поэтому часть картофеля фермеры реализовали сразу же после ее сбора, остальную закопали по старой технологии до весны в земляные кагаты. В зимний период на рынке остаются только производители, у которых есть такие хранилища.
Сегодня на Львовщине имеются хранилища только на 42 тыс. т картофеля, в то время как ежемесячно население области потребляет 35 тыс. т. Стало быть, хоть картофеля выращено много, уже в начале следующего года население испытает его дефицит. И только потому, что основная часть продукции закопана до весны. Поэтому подскочат и цены. То же происходит с овощами и фруктами. Вот и получается, что зимой украинцам самим придется завозить в Украину эту продукцию. А это - валюта.
Вывозим рабочие места
Для европейцев украинская продукция интересна тем, что она экологически чистая. Как ни удивительно, но причина этого - бедность. Фермеры ограничивают себя в использовании химических средств защиты, прежде всего, чтобы не удорожать продукцию. Весьма часто они зависят от погоды. Созрел урожай - хорошо, не созрел - как-то оно будет.
Но, считают эксперты рынка, если посмотреть на структуру украинского экспорта, то его ассортимент ограничен десятком позиций. Фактически, сегодня Украина - сырьевой придаток Европы. На переработку в страны ЕС украинцы везут бахчевые, перец, баклажаны и т.п. Никто из чиновников не считает, что на каждые 100 тыс. т экспорта Украина теряет 25 млн грн добавленной стоимости. А это - десятки тысяч рабочих мест. И чем больше будет вывезено за границу зерна, другой непереработанной продукции, тем больше Украина будет терять рабочих мест. Это экономическая модель слаборазвитой страны. Здесь есть над чем задуматься. Поскольку мы, фактически, обкрадываем сами себя. Добавленная стоимость должна формироваться в Украине, а не за границей. Но радуемся, что хоть какие-то деньги поступают.
Для исправления ситуации в Украине должна быть сформирована целая система мер. Необходимо развивать собственную переработку. Прежде всего, следует трансформировать министерство АПК, которое политически отвечало бы за село на всех направлениях, а не только в бизнес-интересах. Если этого не сделать, понесут ущерб интересы малого и среднего бизнеса в селе. Сегодня село в Украине вымирает, там нет работы.
"В Украине почему-то наблюдается тенденция к укрупнению хозяйств, в то время как во всем мире самым эффективным является малый и средний бизнес. Агрохолдинги сделали одно хорошее дело - нашли финансирование для строительства элеваторов, холодильников и других объектов. Но холдинги работают менее эффективно, чем малые предприятия. Кроме того, большой бизнес не интересует развитие села", - убежден руководитель украинско-датского проекта "Агро-Львов" Ричард Розвадовский.
Комментарий:
Ирина ПОНОМАРЬ, директор по стратегическому развитию группы компаний "АгроВет Атлантик":
- Для оптимизации ситуации Минагрополитики следует активно налаживать взаимовыгодные отношения с Азией, Европой и Америкой. Особенно это актуально в связи с санкциями по отношению к РФ, поскольку освободилась ниша для поставок аграрной продукции с Украины. Многие кивают на нестабильную обстановку на Востоке страны, что, дескать, не время. Но конфликты рано или поздно закончатся, а хорошие возможности будут утрачены. Ведь основное правило успешного бизнеса - искать возможности там, где другие видят проблемы.